Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Контекст: Стремление стимулировать рост долгосрочного кредитования и снижения процентных ставок вынуждают Национальный банк идти на нетрадиционные шаги

Принятие временного порядка о кредитовании (рефинансировании) Национальным банком Украины комбанков, которые осуществляют долгосрочное кредитование, вызвало неоднозначные оценки специалистов и критику международных организаций.

Международный валютный фонд критикует политику Национального банка Украины, направленную на выдачу долгосрочных кредитов коммерческим банкам под финансирование ими инвестиционных проектов предприятий. Со своей стороны, глава НБУ Сергей Тигипко отрицает обвинения в прямом кредитовании экономики центробанком. Руководитель НБУ подчеркивает, что Нацбанк не планирует напрямую кредитовать экономику, а предполагает выдавать для этого кредиты банкам через систему рефинансирования.

Недавно НБУ опубликовал очередной отчет о состоянии банковской системы Украины. В частности, в январе продолжались тенденции роста показателей деятельности отечественных банков. Темпы роста большинства параметров превысили показатели января 2002 года. Но все же Нацбанк недоволен комбанками ввиду сохраняющейся необходимости повышения капитализации банковской системы, роста платежеспособности, снижения рисков, увеличения объемов кредитования реального сектора экономики.

Если первые три проблемы касаются только банковской сферы, то последняя задевает интересы всех отраслей экономики. Руководители предприятий неоднократно сетовали на слишком высокие процентные ставки и короткие сроки займов, предлагаемых отечественными банками. Со своей стороны, Кабмин также критиковал Нацбанк. Особой остроты критика достигла при премьере Кинахе, который параллельно с премьерским занимал пост главы Украинского союза промышленников и предпринимателей.

НБУ на самом деле стремился влиять на уменьшение процентных ставок по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Несмотря на неоднократные снижения учетной и ломбардной ставок, которые к концу 2002 года достигли соответственно 7% и 8%, украинские банки не желали финансировать экономику в соответствии с этими ориентирами. По словам экспертов, в тот период средние процентные ставки по гривневым кредитам достигали 22%, а средний срок выдачи кредитов колебался от года до трех лет.

В такой ситуации Нацбанк решился на неординарный ход. В середине прошлого года появилось временное положение НБУ о порядке рефинансирования банков, осуществляющих долгосрочное кредитование, которое вступило в силу 20 августа. Согласно документу, Нацбанк должен был рефинансировать банки по учетной ставке (на то время - 8%) для кредитования долгосрочных инновационно - инвестиционных проектов сроком от года до трех. Нацбанк собирался самостоятельно проверять использование кредитов комбанками и при выявлении фактов нецелевого использования приостанавливать действие кредитного договора.

Бывший глава НБУ Владимир Стельмах, отмечал, что новый механизм рефинансирования разрабатывался прежде всего для кредитования масштабных проектов, как то строительство автострады от Киева до западной границы Украины и пуску скоростных поездов, аналогичных "Столичному экспрессу" (Киев - Харьков). В свою очередь, начальник управления мониторинга крупных банков департамента инспектирования и мониторинга банков НБУ Анатолий Дробязко уточнял, что рефинансирование будет предоставляться банкам, обеспечивающим заказами украинские промпредприятия. По его словам, центробанк намерен стимулировать размещение заказов на машиностроительных заводах Украины, то есть проекты, направленные на развитие внутренней экономики, а не на закупки западных технологий.

Инициатива Нацбанка поначалу вызвала неоднозначную реакцию в Кабинете министров. Правительство даже раскритиковало механизм рефинансирования, отмечая, в частности, отсутствие в нем положений о мониторинге инвестпроектов, а также несоответствие подаваемых на рассмотрение НБУ проектов приоритетам развития отраслей экономики.

Но позже, судя по всему, двум государственным институтам удалось найти общий язык. Свидетельством тому стало заявление директора департамента финансово - экономического обеспечения Минпромполитики Николая Кондрашова о намерении министерства предложить для рефинансирования в 2002 году 46 приоритетных инвестпроектов на общую сумму 1,3 млрд. грн., в частности, пять проектов в металлургии, 39 - в машиностроении и четыре - в химической отрасли. При этом министерство предлагало снизить ставку по таким кредитам до 12% годовых. У аналитиков такое единодушие вызвало предположения о том, что таким образом осуществляется скрытое лоббирование отраслевых интересов и готовится так называемая "точечная эмиссия", т.е. выдача необеспеченных средств непосредственно отдельному предприятию или отрасли. Напомним, именно такой механизм неоднократно обсуждался еще правительством Валерия Пустовойтенко. Подобная эмиссия, по мнению специалистов, неминуемо ведет к гиперинфляции и разбалансированию финансовой системы государства.

После последней смены руководящих персоналий на Институтской пересмотра принципов рефинансирования, по мнению экспертов, не произошло. В середине февраля этого года министр транспорта Георгий Кирпа сообщил, что Национальный банк предоставит кредит в размере 2 млрд. грн. на развитие транспортного комплекса Украины. По словам министра, договоренность об этом достигнута с главой Нацбанка Сергеем Тигипко. Согласно обнародованной схеме, НБУ рефинансирует один из коммерческих банков под учетную ставку (7% годовых). Комбанк в свою очередь выдаст транспортному сектору кредит под 9,5 - 10% годовых. Министр Кирпа заявил, что полученные таким образом средства будут направлены в первую очередь на развитие автодорожного комплекса: строительство автобана Киев - Одесса, в авиастроение, а также частично в ряд программ по развитию железнодорожного комплекса.

По словам старшего экономиста Международного центра перспективных исследований Андрея Блинова, это решение далеко не бесспорно, а возможно - юридически не совсем правомерно и "напоминает методы работы Госплана". В процессе лоббирования реализации такого механизма, отметил эксперт в комментарии "Контексту", возможно вмешательство политических игроков, поскольку речь идет о получении крупного кредита в 2 млрд. грн.

С экономической же точки зрения, при отсутствии других методов снижения ставок и "удлинения" кредитов, полагает специалист, такая схема не представляет угрозы для финансовой системы государства. Риски по кредитованию понесут в первую очередь коммерческие банки, которые имеют соответствующий персонал для их оценки, а не НБУ. С другой стороны, если Укрзализныце на самом деле будет предоставлен кредит, то в сравнении с 20 млрд. грн, полученными экономикой через механизм выкупа Нацбанком экспортной валюты - это действительно незначительная сумма. Однако, как сообщил г - н Блинов, такой механизм рефинансирования не приобрел популярности несмотря на его привлекательность. По мнению аналитика, более подходящим для удешевления и удлинения кредитов методом стало бы внедрение ипотечного кредитования (под залог недвижимости). При этом схема ипотеки должна регулироваться соответствующим законом, принятие которого сегодня далеко от завершающей стадии.

В целом разбалансированность украинского финансового сектора не позволяет комбанкам становиться "локомотивами экономики" и помочь в модернизации основных фондов реального сектора. Нацбанк попытался помочь реальному сектору, хотя и, возможно, недостаточно рыночным, с позиций МВФ, способом. Однако рецепты Фонда зачастую грешат чрезмерной схематичностью и присутствием шаблонов, одинаковых как для Латинской Америки, так и для Восточной Европы, что, по мнению экономистов, не совсем корректно.

Тарас Загородний

За матеріалами: Контекст
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на сьогодні, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес