Фінансові новини
- |
- 20.07.24
- |
- 12:23
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Начало года ознаменовалось рекордным сокращением импорта нефтепродуктов
09:33 04.02.2010 |
По итогам первого месяца она составила всего 20%. Причиной такого спада участники рынка называют сокращение импорта белорусского топлива из - за нефтяного спора между Россией и Беларусью. Но, как отмечают сами трейдеры, даже его разрешение в конце прошлой недели пока не гарантирует возобновления регулярных поставок в этом направлении.
Январь оказался провальным по объемам нефтепродуктов, поставленных из - за рубежа. Так, за этот месяц было импортировано всего 80 тыс. т (60 тыс. т из которых пришлось на бензин А - 95), а дизельного топлива - 93 тыс. т. Это очень мало даже с учетом того, что сейчас рынок переживает пик мертвого сезона, отмечают эксперты. "В то же время украинские заводы за прошлый месяц суммарно произвели около 300 тыс. т бензинов, экспортировав при этом 24 тыс. т. Иными словами, доля импортных бензинов в январе составила всего 18%", - подсчитал аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. По его словам, при этом на импортную солярку приходится чуть более 20%. Для сравнения: в 2008 г. паритет импортного и отечественного топлива составлял 50/50, а по дизельному топливу временами даже 65/35.
После этого в 2009 г. позиции импорта пошатнулись (70/30), частично из - за рисков, связанных с валютными колебаниями, высокой волатильностью котировок мирового нефтерынка. "Еще год назад наши НПЗ были не в состоянии удовлетворить постоянно растущее потребление нефтепродуктов, и пропорционально ему рос импорт. Но в 2009 г. потребление просело сразу на 20%, и необходимость в рисковом в кризис импорте стала слабеть", - отмечает коммерческий директор одной из киевских сетей АЗС.
Что касается январского сокращения импортных поставок, то здесь главным образом трейдеры недосчитались белорусского ресурса. Сказались проблемы с экспортом у местных заводов, которые в новом году оказались без российской нефти. Виной тому - противостояние между Россией и Беларусью. Отмена первой льготных пошлин на черное золото, используемое соседом не для внутреннего потребления, спровоцировала затяжной конфликт. Сокращение объемов переработки белорусскими НПЗ прямо сказалось на экспортных отгрузках. В том числе и в Украину, где горючему с Мозыря за последний год удалось заполучить долю почти в 45% от всего импорта топлива в страну. Как сообщали "і" (см. "і" от 18 августа 2009 г.), летом бойким дизельным поставкам из Беларуси удалось крепко перебить российские, хотя при этом первые шли по железке, а вторые - по трубе. Выбился белорусский ресурс в лидеры и по импорту бензина А - 92, а в отдельные месяцы и по А - 95. "Для сравнения: если в ноябре на долю белорусского бензина А - 95 приходилось 65% из импортируемого топлива этой марки, то в январе этого года лишь 8%", - отмечает господин Сиренко.
Крупнейшие импортеры белорусского топлива решают проблему его нехватки по - своему. Так, "Концерн "Галнефтегаз" (сеть АЗС ОККО) был вынужден докупать литовские нефтепродукты по споту. А "Континиум" для обеспечения своей сети (WOG) импортировал ресурс по морю Румынии, а также из Болгарии. Как отмечают эксперты, импорт в этих направлениях, а также из Польши уже заметно оживился, о чем сигнализирует растущее количество его предложений на рынке. Кроме того, они прогнозируют дальнейший рост поставок из Румынии для обеспечения юга ввиду остановки на полуторамесячный ремонт Одесского НПЗ.В конце прошлой недели Россия и Беларусь наконец пошли на мировую, разрешив свой нефтяной спор в пользу "большого брата". Но трейдеры, напряженно следившие за развитием конфликта, от этой новости не спешат вздохнуть с облегчением. Их опасения вызывает отнюдь не удорожание белорусского горючего. "Не стоит ожидать, что цены на белорусские нефтепродукты вырастут из - за удорожания сырья. Просто сами белорусы заработают меньше. Они всегда предлагали свое топливо по цене, привязанной к мировым котировкам. Правда, зазор, который обеспечивала им более дешевая, чем у остальных, нефть, позволял им охотнее идти на ценовые уступки в пределах $10 - 15 на тонне", - отмечает глава "Консалтинговой группы "А - 95" Сергей Куюн. Куда более животрепещущим вопросом (даже для компаний, которые плотно сотрудничают с белорусскими производителями не один год) является вопрос сроков возобновления этих поставок. Запасы белорусского горючего исчерпались у всех, а назвать сроки поступления новых партий большинство участников рынка до сих пор затрудняется. Неуверенность в белорусских поставках со стороны розничных операторов заставляет их подстраховываться за счет альтернативных направлений. "Большинство наших партнеров воспользовались возможностью увеличить отгрузки на 10% в месяц, что предусмотрено нашими годовыми контрактами. Сверх того, о дополнительных поставках на "смешанных" условиях, предусматривающих не такие высокие закупочные цены, как по споту, мы договорились с "Галнефтегазом", - отмечает глава представительства Orlen Lietuva Игорь Майстренко.Наталья ДАВЫДЕНКО