Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Впервые за последние 10 лет продажи бензина и дизтоплива в Украине падают

С января по ноябрь 2009 года отечественные АЗС продали за наличный расчет 1,8 млн. тонн бензина марки А - 95. Дизельного топлива - 1,3 млн. тонн. Данные показатели, по разным оценкам, на 3 - 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года

С учетом оптовой реализации топлива рынок "просел" на 10 - 15%. Отметим, что последние десять лет розничные продажи автомобильного топлива демонстрировали уверенный рост на 5 - 10% ежегодно. Для этого были прочные основания: повышение общего благосостояния украинцев и, как следствие, увеличение количества автомобилей на улицах. Кроме того, в общем объеме продаж нефтепродуктов стабильно росла доля корпоративных клиентов, сообщает газета "Дело"

Кризис больно ударил по продажам. Причин тому несколько. Во - первых, снизилась платежеспособность потребителей. Во - вторых, на падении спроса сказался и значительный рост стоимости светлых нефтепродуктов, который наблюдался с начала года. Согласно данным консалтинговой группы "А - 95", за этот период "девяносто пятый" бензин подорожал на 52%, а дизельное топливо - на 15%.Рост цен на горючее обусловила девальвация гривни, а также повышение мировых цен на энергоресурсы. Дело в том, что в вопросе обеспечения нефтепродуктами Украина на 70% зависима от импорта (как нефти, так и готовой продукции).

И если основной потенциал девальвации был реализован еще в конце 2008 года, то в текущем году цены на АЗС повиновались мировым тенденциям: с января по ноябрь нефть в мире подорожала более чем в два раза (почти до $80 за баррель). Оптовые цены на высокооктановый бензин на европейских рынках повысились еще значительнее - в 2,2 раза. Дизельное топливо за этот период прибавило 64%.

Сдерживающий фактор

Не исключено, что в таких условиях бензин и дизтопливо на украинских заправках могли подорожать еще значительнее. Однако впервые за последние годы на рынке появился фактор, который реально сдерживал стоимость автомобильного топлива в рознице. Речь идет о ценовом демпинге, который применил крупнейший игрок рынка - группа "Приват". Сконцентрировав в своих руках 25% отечественных АЗС, "приватовцы" удерживали цены на 30 - 40, а в отдельные периоды - на 60 - 80 коп. за литр ниже рыночных.

Стратегия "Привата" состояла в "обескровливании" конкурентов, очевидно, с целью их дальнейшего поглощения. И стоит отметить, что задуманное группой частично удалось: конкурирующие сети, особенно из числа небольших, "зашатались". Ведь основные средства на развитие привлекались в виде кредитов, которые в условиях снижения доходности стало возвращать сложнее.

В итоге на рынке начали появляться слухи о желании той или иной сети "продаться". Некоторые собственники АЗС уже в течение нескольких месяцев сватают свой бизнес потенциальным покупателям, но, судя по отсутствию сделок, нужда в расставании с нажитыми активами еще не так велика. Относительную стабильность, помимо "Привата", наверное, ощущают только украинские "дочки" зарубежных компаний. Но и они в условиях падения доходности вряд ли могут рассчитывать на инвестиционный капитал для дальнейшего развития.

Государство начеку

В условиях кризиса нефтетрейдеры ощутили давление и с другой стороны. Политическая напряженность и борьба за симпатии избирателей привели к тому, что тема цен на нефтепродукты не сходит с уст чиновников. Весь год прошел под знаменем борьбы за низкие цены на заправках. Так, значительно активизировался Антимонопольный комитет, который выступил с рядом заявлений и возбудил несколько дел в отношении "спекулянтов".Но еще дальше пошло Министерство экономики. Ведомство предложило возобновить государственное регулирование цен на нефтепродукты, действовавшее в 2005 году и приведшее к дефициту бензина и дизтоплива на заправках. Специалисты министерства даже подготовили проект соответствующего постановления, однако впоследствии отложили его в длинный ящик. Нефтетрейдеры констатируют: чиновникам пришлось согласиться с реалиями - зависимостью цен на топливо от мировых тенденций и курса гривни.

ПРОИЗВОДСТВО НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДАХ, тыс. тонн

Бензин А - 95 Дизтопливо
10 мес. 2008 г. 10 мес. 2009 г. 10 мес. 2008 г. 10 мес. 2009 г.
Кременчугский НПЗ 275,7 357,7 646,3 739,0
Лисичанский НПЗ 624,6 630,5 1012,5 1134,4
Дрогобычский НПЗ 47,6 30,1 162,6 123,2
Надвирнянский НПЗ 11,6 14,5 81,7 52,4
Шебелинский ГПЗ 157,4 150,3 179,8 161,3
Одесский НПЗ 141,7 173,1 501,1 530,0
Продажи топлива на АЗС
тыс. т А - 95 ДТ
2006 1517,7 1356,3
2007 1918,9 1599,1
2008 2257,9 1634,9
2009* 1800,9 1299,9

Доля фирменных марок бензина достигла 5% в общем объеме продаж автомобильного топлива

Крупнейшие сети АЗС развернули борьбу за наиболее платежеспособных клиентов. На них рассчитано предложение нефтепродуктов так называемого премиум - класса. Несмотря на общее падение объемов реализации нефтепродуктов, данный сегмент рынка растет. По оценкам консалтинговой группы "А - 95", доля фирменных марок топлива в продажах АЗС уже достигла около 5%.

Активный запуск сетями фирменных бензинов произошел в конце 2006 года, и с тех пор наблюдается рост их продаж. Такая тенденция была связана со значительным увеличением продаж автомобилей, а точнее - требовательных к качеству топлива иномарок. "Премиальный" бензин имеет более высокий класс очистки, содержит различные присадки, добавки, которые улучшают качество топлива, сокращают его расход, защищают двигатель автомобиля>, - говорит директор научно - технического центра "Психея" Сергей Сапегин.

Битва красивых сказок

"Секрет" фирменных нефтепродуктов - в качественном импортном топливе, в которое добавляются моющие присадки. Как правило, крупнейшие АЗС изготавливают фирменный продукт на основе бензина/дизтоплива стандарта Евро 5, поставляемого из Литвы или Польши (с заводов концерна Orlen). "Лукойл" для своего бензина "Экто" поставляет продукт с "родственных" заводов в Румынии и Болгарии. И если "основа" фирменных бензинов может быть разная, то пакет моющих присадок имеет одно имя - Basf. Сети усиленно акцентируют, что рецептура у каждого индивидуальная, а производитель присадок не возражает.

В Европе история премиальных видов топлива берет свое начало с середины прошлого века, когда прогресс нефтепереработки сделал возможным производство высокооктановых бензинов. "Поначалу ведущие нефтяные компании стали предлагать бензин с октановым числом 98 и выше, предполагая, что более высокое октановое число автоматически обеспечит спрос, - рассказывает Михаил Колосов, за плечами которого многолетний опыт работы в компании "Бритиш Петролеум". - Однако этот подход не сработал, и нефтяники поняли, что основным фактором успеха будет способность донести до потребителя выгоды приобретения этого топлива. Теперь технологии не определяют, что предлагать потребителю, а обеспечивают те достоинства продукта, за которые потребитель готов платить".

Продажи фирменного продукта находятся в руках специалистов по маркетингу, рекламе и PR, тогда как производственный этап уже давно освоен. Маркетинговые стратегии различных компаний неодинаковы, однако их задача одна - создать как можно более убедительную и красивую легенду вокруг своего продукта. Shell нажимает на вековое сотрудничество с Ferrari, WOG - на экологичность своего "Мустанга", Formula и Pulls - на экономичность. Это нюансы, тогда как общее у всех одно: фирменный бензин помогает предотвратить преждевременный износ деталей двигателя и топливной аппаратуры, максимально защитить топливную систему, детали и узлы камеры сгорания от нагара и отложений, свести к минимуму химический износ деталей двигателя, расход моторного масла и износ порш - ней.

Цена - двигатель фирмы

Три года присутствия на рынке показали, что в абсолютном большинстве фирменные бензины и дизтопливо действительно обладают массой преимуществ. Об этом говорят отзывы и анализы независимых экспертиз.

Но приходится слышать и уверенность в том, что популярность этих марок поддерживается и: повышенной ценой. Так уже повелось у наших потребителей, что высокая цена является признаком качества. В случае с нефтепродуктами это действительно так. Однако вера потребителя не безгранична. Вопрос цены, а точнее значение разницы с "обычным" бензином является главной проблемой маркетологов топливных сетей. На сегодня диапазон крайне широк - от 1 грн./л у Shell до нуля у WOG, который позиционирует свой "Мустанг" как премиальный, но продает по цене "обычного".

"Рынок обязательно придет к тому, что наценка на премиальном продукте будет составлять 4 - 5 центов на литре, как это есть в Европе", - говорит Дмитрий Кулик, директор компании "Параллель" (Донецк), которая одной из первых в стране начала продажи "фирменных" бензинов еще в 2003 году. По его словам, опыт "Параллели" показывает, что торговля "премиумом" более чем на 30 коп./л дороже "обычного" А - 95 - "это уже крайний случай", тогда как снижение данного спреда до 15 коп./л приводит к резкому увеличению продаж.

Помимо дальнейшего увеличения популярности фирменных бензинов, топливные ритейлеры возлагают надежды на запуск фирменных марок дизельного топлива, которое пока не очень востребовано в силу незначительности парка дизельных авто, требующих качественного дизтоплива. Дизелизация транспорта, произошедшая в Европе, пока обходит Украину стороной.

Литва зальет Украину своим бензином

В текущем году импорт нефтепродуктов в Украину сократился на 30%. Тем не менее литовская компания Orlen Lietuva (прежнее название - Mazeikiu Nafta), входящая в польский концерн Orlen, сохранила объемы поставок топлива из Литвы на "докризисном" уровне. То есть 418 тыс. тонн за 10 месяцев. Помимо экспорта из Литвы, концерн сумел нарастить поставки из Польши, где располагается головное предприятие концерна Orlen, в частности одно из лучших нефтеперерабатывающих предприятий Восточной Европы - в Плоцке. За 10 месяцев поставки с этого направления составили около 120 тыс. тонн, что более чем в 2 раза превышает объем всего 2008 года.

При этом на 2010 год компания уже ориентируется на увеличение объемов до 600 тыс. тонн только из Литвы. Вопрос поставок из Польши находится на стадии проработки, но, вероятно, объем останется как минимум на уровне 2009 года. Таким образом, доля Orlen в общем объеме украинского импорта высококачественных бензинов сможет превысить 50%.

Такой оптимизм на фоне кризиса не удивителен. Топливо компании лежит в основе по сути всех фирменных бензинов, активно предлагаемых украинскими сетями АЗС (подробнее - на стр. 12). В частности, исключительно на топливе от Orlen изготавливаются такие марки, как Ventus (реализуется в сети "Золотой гепард" (Киев), "Нефтек" (Днепропетровск), "Овис" (Харьков), V - Power (Shell), Pulls ("ОККО"), Perfekt ("Параллель"). В 2009 году список покупателей горючего Orlen Lietuva пополнился сетями WOG, Formula и др. Несмотря на затратную логистику, число партнеров Orlen в Украине растет и за счет операторов из удаленных регионов, испытывающих нехватку качественного продукта. Так, в мае были начаты прямые поставки бензина А - 95 из Литвы в адрес крупнейшего оператора крымского рынка - компании "Атан - Крым".

Помимо качества, немаловажным слагаемым успеха литовцев и их польских партнеров в Украине является принципиально иной уровень ведения бизнеса. Основной объем поставок идет в рамках заключенных терм - договоров, базирующихся на формульном ценообразовании, гарантиях поставок топлива и проплат покупателя (буквально посуточный график составляется в начале года на весь год). Имели место случаи, когда во исполнение этих договоров с украинскими контрагентами тогда еще Mazeikiu Nafta закупала продукт на рынке с последующей поставкой в Украину. Даже несмотря на снижение вдвое объемов производства вследствие пожара на предприятии осенью 2006 года, ни один контракт с украинскими партнерами сорван не был.

Как отметил глава представительства компании в Украине Игорь Майстренко, его компания уверенно смотрит в будущее и изыскивает возможности для увеличения поставок в страну. "Компания рассматривает заявки, поступившие от украинских клиентов на 2010 год, и рассчитывает предварительные объемы поставок нефтепродуктов в Украину, - говорит Игорь Майстренко. - В этом году размер заявок больше, чем мы планировали". Правда, сознается он, с вопросами поиска дополнительных ресурсов для Украины его компания сталкивается каждый год.

Отечественные АЗС зарабатывают от 3% до 25% своей выручки на сопутствующем бизнесе

Крупнейшие сети АЗС начали активно развивать сопутствующие виды бизнеса. Речь идет о магазинах, кафе, станциях технического обслуживания, открываемых при заправочных комплексах. "Все это делается в первую очередь для того, чтобы получить дополнительный заработок. Если у компании есть свободные средства и территория при заправке, почему бы не заработать - для этого на АЗС есть множество возможностей", - считает аналитик консалтинговой компании Upeco Геннадий Кобаль.

По оценкам экспертов, в среднем отечественные АЗС зарабатывают на сопутствующем бизнесе около 5% своей выручки (15 - 30 тыс. грн. в день). Однако в зависимости от месторасположения станции и предлагаемого сервиса данный показатель может колебаться от 3% до 25%. В то же время, по словам директора по стратегическому развитию рекламного агентства Tabasco Андрея Ягодзинского, за границей выручка АЗС от работы магазинов, СТО и т.д. еще выше - около 40%. "В Украине такого не будет, потому что АЗС не стоят в оживленных пешеходных зонах и не являются единственными открытыми после 8 вечера торговыми точками", - считает Ягодзинский.

Найти различия

Как рассказывают участники рынка нефтепродуктов, отдельные магазинчики и кафе на заправках начали появляться в 2001 - 2002 годах. Так, например, концерн "Галнафтогаз" еще в 2001 году открыл на одной из своих львовских заправок "ОККО" магазин, кафе и автомойку. Но массово украинские сети стали обращать внимание на сопутствующий бизнес в 2006 - 2008 годах, когда при высоких ценах на нефть и равных ценах на бензин заправки оказались в равных условиях. "Отличиться" АЗС могли только за счет дополнительных услуг автолюбителям.

"В итоге в первой половине 2008 года почти каждая новая заправка была уже целым комплексом, который предоставлял самые разнообразные услуги", - говорит заместитель директора центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Во - первых, на заправках начали открывать торговые точки. "В наших магазинах продаются автотовары, продукты и напитки, товары для дома и быта, большой выбор прессы, музыка и связь - более тысячи наименований", - отмечает исполнительный директор столичной сети АЗС "Кло" Олег Левченко. На некоторых заправках, особенно в крупных городах, заправщики даже стали торговать автомобилями - в небольших автосалонах. Во - вторых, на АЗС стали появляться рестораны и кафе. Как минимум это фаст - фуды - с кофе, соками и хот - догами ("Лукойл", "ОККО", "Параллель" и т.д.). Некоторые открывают на заправках кафе с индивидуальным брендом: например, сеть "Кло" на своих заправках приглашает отобедать в заведениях под вывеской "Борщ".

Оснащение АЗС магазином, кафе или СТО, как правило, зависит от месторасположения станции. "Мы подбирали сопутствующие сервисы для каждого автозаправочного комплекса индивидуально, исходя из конкурентной среды, спроса и покупательной способности в данном городе, ра - йоне", - отмечает директор компании "Параллель" Дмитрий Кулик.

Директор креативного агентства "Сахар" (занималось продвижением "ТНК - ВР") Елена Караматова отмечает, что открывать мойки, гостиницы и внедрять другие сервисы стоит только в том случае, если по - добные услуги не предоставляются в близости от АЗС.

Главное - отношение

Как отмечает Геннадий Рябцев, кризис внес свои коррективы в развитие сетей АЗС. Уменьшились инвестиции и, соответственно, компании откладывают внедрение новых услуг на станциях, сокращают ассортимент в супермаркетах. Однако, как считает Геннадий Кобаль, прибыльность сопутствующего бизнеса в нынешнее время во многом зависит от того, насколько серьезно относятся к нему владельцы АЗС.

"Для людей, которые всегда смотрели на такие предприятия (магазины, кафе, СТО. - "ДЕЛО") как на имиджевый бизнес, он не много и приносил. Для людей, которые относились к этому как к бизнесу, он выгодный и сейчас, когда спрос на такие услуги упал", - уверен Геннадий Кобаль.

За матеріалами: Дело
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес