Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Зеркало Недели": Стоимость нефтепродуктов в августе неоднократно порывалась к росту, чему способствовали активные уборочные работы и массовый сезон поездок "на юга"

Но мощная загрузка отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) сдерживала рост цен, и к началу сентября рынок подошел с бензиновыми терминалами, заполненными "под крышку". В целом август оправдал реноме сонного, отпускного месяца, и если бы не события, связанные с производителями нефтепродуктов, о нем можно было бы говорить как о самом спокойном месяце текущего года.

В то же время правительство все больше завинчивает гайки в отношении производителей и поставщиков давальческой нефти на НПЗ. Уже слышатся скрип и стоны последних - не сорвать бы резьбу, после чего процесс может стать неуправляемым.

Что же касается удовлетворения заводами потребительского спроса топливом, можно сказать следующее: августу еще предстоит войти в украинские анналы почти идеальной работы рынка топлива.

Цена

Цены в августе не нарушали отпускное настроение горожан и страдные хлопоты сельских жителей. Оптовый рынок был насыщен горючим за счет увеличения его выпуска отечественными НПЗ. Всю потребность в низкооктановом бензине, дизельном топливе и двух третях высокооктанового бензина обеспечили шесть украинских заводов. И только часть высокооктанового бензина поступала из Беларуси с Мозырьского НПЗ и мизер - с "Мажейкю нафта" .

Возможно, именно поэтому география и динамика цен были несколько необычными для этого времени года. Несмотря на то, что, как признают операторы, в среднем потребление нефтепродуктов увеличилось на треть, по сравнению со среднегодовыми показателями цены в оптовом сегменте и рознице вели себя неадекватно. Ранее увеличение спроса провоцировало рост стоимости горючего; в этом году только средняя цена дизельного топлива выросла за месяц на 5 грн., что является крайне низким показателем для августа. В прошлом году, например, стоимость солярки выросла на 16 грн., а максимальная цена в предложении по состоянию на 1 сентября составляла 1600 грн. за тонну, как и в 2001 - м.

В целом же, если сравнить цены на горючее в прошлом и нынешнем году, то они будут в пользу нынешних, отличающихся дешевизной и стабильностью. В частности, 1 сентября 2001 года тонна бензина марки А - 76 в среднем стоила 1736 грн., в 2000 - м - 1982 грн.; Аи - 92 - 1880 грн. против 2124 грн., Аи - 95 - 2070 против 2295 грн. Это стало возможно, считают в компании "Нафта К", "благодаря ритмичной работе украинских НПЗ и прежде всего "ЛиНОСа", "Укртатнефти" и "Лукойл - Одесского НПЗ". Низкие цены в оптовом сегменте рынка нефтепродуктов были поддержаны ритмичным их падением на АЗС. Причем цена горючего на автозаправках в южных, центральных и восточных областях (т.е. местах массового отдыха и вдоль автомобильных артерий, ведущих на юг) была низкой.

Даже некоторое повышение цен в последнюю неделю августа не смогло сломать общую тенденцию месяца - средняя стоимость топлива в рознице снизилась на 1 - 5 копеек за литр.

Производители

В августе украинские НПЗ переработали 1521,4 тыс. тонн нефти, что на 35,4% больше, чем в июле. Августовские поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы оказались уникальными по нескольким причинам. В частности, впервые в этом году доля российской нефти выросла до 67% (967,7 тыс. тонн), а объемы украинской были ниже 200 тыс. тонн (187,4 тыс.); впервые российская нефть поставлялась на все шесть НПЗ, причем "Татнефть" поставила на четыре из шести. Максимальную загрузку производственных мощностей обеспечили компании с российскими корнями: "ТНК - Украина" (491,0 тыс. тонн), "Татнефть" (около 260,0 тыс. тонн) и "Лукойл - Украина" (204,6 тыс. тонн). 61% всей казахстанской нефти поставила на собственный завод - "Херсоннефтепереработку" - компания "Казахойл".

На рынок было поставлено порядка 754 тыс. тонн бензина и солярки, 35% которых произвел "ЛиНОС". Собственно, этот завод, управляемый "ТНК - Украина", работал наиболее спокойно и без катаклизмов.

В июле ОАО "ЛиНОС" удалось выиграть судебную тяжбу в Высшем арбитражном суде у НПО "Агрокомплекс". Согласно вынесенному решению, в конце июля на "ЛиНОСе" состоялось собрание кредиторов, на котором был избран комитет кредиторов в составе представителей пяти компаний - "АТЕК - 95", "Содружество", "РУНО", "Укрэксимнефтепродукт", Logistic Service и принято решение о санации предприятия.

На ЗАО "Укртатнефть" произошли кадровые перемены. Как уже сообщало "ЗН", кресло председателя правления занял Юрий Бойко, пересевший в него из кресла государственного служащего. Ю.Бойко, который успел зарекомендовать себя на "ЛиНОСе" грамотным антикризисным управляющим, сменил Владимира Матыцина - самого опытного профессионала - практика, легенду украинской нефтепереработки.

Что это? Рокировка старой генерации управленцев на новый менеджмент или расстановка Кабмином собственных знаковых фигур - пока ответить сложно. Ситуация со сменой руководителей остается не совсем ясной, но очевидно, что она произошла по настоянию "Татнефти". Это, в частности, можно подтвердить хотя бы тем фактом, что заседание наблюдательного совета "Укртатнефти" в конце августа проводилось в Казани. Там и решили, что пока "Кременчугской нефтяной компании" и "Укрславнефти" будет позволено арендовать производственные мощности на НПЗ. Загрузка предприятия сырьем в августе месяце стала рекордной для этого года - 386,6 тыс. тонн.

Интересная история произошла и с ОАО "ЛУКойл - Одесский НПЗ". Фонд госимущества весь август настаивал на возврате в судебном порядке приватизированного "Лукойлом" пакета акций. Даже после того, как Вагит Алекперов, президент "Лукойла", объяснил ситуацию с загрузкой НПЗ Леониду Кучме и пообещал довести инвестиции в производство до 100 млн. долл., а последний публично "выпорол" "затейщиков судебной тяжбы" (ФГИУ), "поротые" лишь подтвердили свое намерение, но уже с оговоркой - последнее слово за Кабинетом министров.

Кстати, как считают в Минтопэнерго, решение о замене инвестобязательств по загрузке НПЗ на финансовые вложения в модернизацию производства назревало почти два с половиной года. В то же время, ответственность за происходящее на заводе несет и правительство, настаивающее на оплате акцизного сбора с нефтепродуктов, произведенных в Украине. "Одной из причин недопоставки нефти на наш завод было то, что мы, в отличие от других пяти НПЗ, платили акцизный сбор. Это увеличивало стоимость готовой продукции, делало её менее конкурентоспособной по сравнению с импортными ГСМ и не позволяло успешно продавать нефтепродукты", - считает Николай Каденюк, генеральный директор "ЛУКойл - Украина".

Еще один крупный НПЗ - "Херсоннефтепереработка" - также находится в цепких объятиях налога: ГНАУ инкриминирует этому предприятию неуплату акцизного сбора. Пока эти обвинения носят виртуальный характер, поскольку доказать уклонение от уплаты акциза при использовании давальческих схем в суде налоговой администрации не удалось. Но проблема с акцизом существует и пока искусственно переложена на плечи производителей, в то время как разбираться в ней должно прежде всего государство.

Акциз

Согласно изменениям, внесенным в декрет Кабмина Украины "Об акцизном сборе" 22 марта 2001 года, акцизный сбор должны платить не заводы, перерабатывающие нефть, а компании - давальцы, поставляющие сырье на НПЗ. Но основные давальцы сегодня - компании, владеющие НПЗ, в частности "Лукойл - Украина", "ТНК - Украина", "Казахойл - Украина", которые являются теми компаниями, которые, по сути, инвестируют денежные средства в собственные производства.

По данным Института биоорганической химии и нефтехимии при НАНУ, износ основных фондов трех НПЗ - "Лукойл - Одесский НПЗ", "ЛиНОСа" и "Херсоннефтепереработки" - достигает 75%, а общая сумма необходимых инвестиций для создания на них современных производств мирового уровня составляет 824,4 млн. долл. К этому следует добавить еще порядка 350 млн. долл. кредиторских долгов, которые аккумулировали эти НПЗ за годы управления ими государством.

Кабинет министров вместо того, чтобы освободить предприятия, нуждающиеся в значительных инвестициях от чрезмерной налоговой нагрузки (в частности акцизного сбора), наоборот, пытается выжать оборотные средства из НПЗ, что называется, "до последней капли". "Вместо того чтобы давить на нефтепереработчиков и принуждать их платить акциз, было бы правильнее освободить их от него вообще, потребовав взамен обязательств со стороны заводов по бесперебойному снабжению АПК и промышленных потребителей. Посудите сами, акциз увеличивает стоимость ГСМ, выпущенных на предприятиях, на 16 - 20%", - считает Николай Примак, генеральный директор объединения "Укрнефтехимпереработка".

Если обратиться к истории, то она показывает надуманность "акцизных проблем". Например, в 1999 году было начислено 798,8 млн. грн. акцизного сбора, уплачено - 408,1 млн. грн. Так вот, 58% недополученных средства от этого вида налога приходилось на неуплату от импорта нефтепродуктов. В 2000 году, в силу специфики налогообложения импорта, эта пропорция еще более увеличилась.

Во - первых, когда речь идет об акцизном сборе с произведенных на НПЗ продуктов, цифра их поступлений варьирует в пределах от 80 до 100 млн. долл. в год, которые могли бы быть направлены на реинвестирование в производство. Во - вторых, взимание акцизного сбора с производителей делает их продукцию неконкурентоспособной на внутреннем рынке. Это, кстати, понимают и в Минтопэнерго.

"Поскольку импорт ГСМ из России, Беларуси и Прибалтики в случае наличия сертификатов СТ - 1,2 или EUR - 1,2 освобождается от уплаты таможенной пошлины, то кроме акциза импортерам остается заплатить лишь НДС на импорт. Одновременно в России введен НДС на экспорт готовых продуктов переработки нефти, но отменен НДС на экспорт углеводородного сырья. Таким образом, производители находятся в худшем положение, чем импортеры, - нефть, которую они перерабатывают, включает 20% российского НДС, который не содержат экспортируемые из России готовые ГСМ", - говорит Александр Свердлов, директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Украины.

Позицию НПЗ поддерживают и трейдеры. В частности, во многих компаниях взимание акцизного сбора с отечественных нефтепродуктов расценивают не иначе как нонсенс.

Сегодня спор о взимании акцизного сбора между производителями и давальцами с одной стороны и Кабмином и налоговыми органами с другой достиг апогея, и решение о взимании этого налога рассматривает Конституционный суд. Каким оно будет, пока сказать сложно. Но то, что его решение скажется на производителях, рынке и потребителях, можно констатировать уже сегодня. Специалисты Госналоговой администрации Украины высказали в интервью корреспонденту "ЗН" положительный для переработчиков прогноз: "Хотя Конституционный суд в ближайшее время только вынесет свой вердикт на эту тему, предварительное решение уже известно - оно в пользу производителей".

За матеріалами: Зеркало недели
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6688
 0,0673
0,17
EUR
1
42,4972
 0,0563
0,13

Курс обміну валют на сьогодні, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4063  0,03 0,07 39,9633  0,02 0,05
EUR 42,2488  0,03 0,08 43,0083  0,01 0,02

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6900  0,10 0,25 39,7100  0,10 0,25
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес