Фінансові новини
- |
- 11.09.24
- |
- 17:16
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Зеркало Недели": Стоимость нефтепродуктов в августе неоднократно порывалась к росту, чему способствовали активные уборочные работы и массовый сезон поездок "на юга"
12:02 17.09.2001 |
Но мощная загрузка отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) сдерживала рост цен, и к началу сентября рынок подошел с бензиновыми терминалами, заполненными "под крышку". В целом август оправдал реноме сонного, отпускного месяца, и если бы не события, связанные с производителями нефтепродуктов, о нем можно было бы говорить как о самом спокойном месяце текущего года.
В то же время правительство все больше завинчивает гайки в отношении производителей и поставщиков давальческой нефти на НПЗ. Уже слышатся скрип и стоны последних - не сорвать бы резьбу, после чего процесс может стать неуправляемым.
Что же касается удовлетворения заводами потребительского спроса топливом, можно сказать следующее: августу еще предстоит войти в украинские анналы почти идеальной работы рынка топлива.
Цена
Цены в августе не нарушали отпускное настроение горожан и страдные хлопоты сельских жителей. Оптовый рынок был насыщен горючим за счет увеличения его выпуска отечественными НПЗ. Всю потребность в низкооктановом бензине, дизельном топливе и двух третях высокооктанового бензина обеспечили шесть украинских заводов. И только часть высокооктанового бензина поступала из Беларуси с Мозырьского НПЗ и мизер - с "Мажейкю нафта" .
Возможно, именно поэтому география и динамика цен были несколько необычными для этого времени года. Несмотря на то, что, как признают операторы, в среднем потребление нефтепродуктов увеличилось на треть, по сравнению со среднегодовыми показателями цены в оптовом сегменте и рознице вели себя неадекватно. Ранее увеличение спроса провоцировало рост стоимости горючего; в этом году только средняя цена дизельного топлива выросла за месяц на 5 грн., что является крайне низким показателем для августа. В прошлом году, например, стоимость солярки выросла на 16 грн., а максимальная цена в предложении по состоянию на 1 сентября составляла 1600 грн. за тонну, как и в 2001 - м.
В целом же, если сравнить цены на горючее в прошлом и нынешнем году, то они будут в пользу нынешних, отличающихся дешевизной и стабильностью. В частности, 1 сентября 2001 года тонна бензина марки А - 76 в среднем стоила 1736 грн., в 2000 - м - 1982 грн.; Аи - 92 - 1880 грн. против 2124 грн., Аи - 95 - 2070 против 2295 грн. Это стало возможно, считают в компании "Нафта К", "благодаря ритмичной работе украинских НПЗ и прежде всего "ЛиНОСа", "Укртатнефти" и "Лукойл - Одесского НПЗ". Низкие цены в оптовом сегменте рынка нефтепродуктов были поддержаны ритмичным их падением на АЗС. Причем цена горючего на автозаправках в южных, центральных и восточных областях (т.е. местах массового отдыха и вдоль автомобильных артерий, ведущих на юг) была низкой.
Даже некоторое повышение цен в последнюю неделю августа не смогло сломать общую тенденцию месяца - средняя стоимость топлива в рознице снизилась на 1 - 5 копеек за литр.
Производители
В августе украинские НПЗ переработали 1521,4 тыс. тонн нефти, что на 35,4% больше, чем в июле. Августовские поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы оказались уникальными по нескольким причинам. В частности, впервые в этом году доля российской нефти выросла до 67% (967,7 тыс. тонн), а объемы украинской были ниже 200 тыс. тонн (187,4 тыс.); впервые российская нефть поставлялась на все шесть НПЗ, причем "Татнефть" поставила на четыре из шести. Максимальную загрузку производственных мощностей обеспечили компании с российскими корнями: "ТНК - Украина" (491,0 тыс. тонн), "Татнефть" (около 260,0 тыс. тонн) и "Лукойл - Украина" (204,6 тыс. тонн). 61% всей казахстанской нефти поставила на собственный завод - "Херсоннефтепереработку" - компания "Казахойл".
На рынок было поставлено порядка 754 тыс. тонн бензина и солярки, 35% которых произвел "ЛиНОС". Собственно, этот завод, управляемый "ТНК - Украина", работал наиболее спокойно и без катаклизмов.
В июле ОАО "ЛиНОС" удалось выиграть судебную тяжбу в Высшем арбитражном суде у НПО "Агрокомплекс". Согласно вынесенному решению, в конце июля на "ЛиНОСе" состоялось собрание кредиторов, на котором был избран комитет кредиторов в составе представителей пяти компаний - "АТЕК - 95", "Содружество", "РУНО", "Укрэксимнефтепродукт", Logistic Service и принято решение о санации предприятия.
На ЗАО "Укртатнефть" произошли кадровые перемены. Как уже сообщало "ЗН", кресло председателя правления занял Юрий Бойко, пересевший в него из кресла государственного служащего. Ю.Бойко, который успел зарекомендовать себя на "ЛиНОСе" грамотным антикризисным управляющим, сменил Владимира Матыцина - самого опытного профессионала - практика, легенду украинской нефтепереработки.
Что это? Рокировка старой генерации управленцев на новый менеджмент или расстановка Кабмином собственных знаковых фигур - пока ответить сложно. Ситуация со сменой руководителей остается не совсем ясной, но очевидно, что она произошла по настоянию "Татнефти". Это, в частности, можно подтвердить хотя бы тем фактом, что заседание наблюдательного совета "Укртатнефти" в конце августа проводилось в Казани. Там и решили, что пока "Кременчугской нефтяной компании" и "Укрславнефти" будет позволено арендовать производственные мощности на НПЗ. Загрузка предприятия сырьем в августе месяце стала рекордной для этого года - 386,6 тыс. тонн.
Интересная история произошла и с ОАО "ЛУКойл - Одесский НПЗ". Фонд госимущества весь август настаивал на возврате в судебном порядке приватизированного "Лукойлом" пакета акций. Даже после того, как Вагит Алекперов, президент "Лукойла", объяснил ситуацию с загрузкой НПЗ Леониду Кучме и пообещал довести инвестиции в производство до 100 млн. долл., а последний публично "выпорол" "затейщиков судебной тяжбы" (ФГИУ), "поротые" лишь подтвердили свое намерение, но уже с оговоркой - последнее слово за Кабинетом министров.
Кстати, как считают в Минтопэнерго, решение о замене инвестобязательств по загрузке НПЗ на финансовые вложения в модернизацию производства назревало почти два с половиной года. В то же время, ответственность за происходящее на заводе несет и правительство, настаивающее на оплате акцизного сбора с нефтепродуктов, произведенных в Украине. "Одной из причин недопоставки нефти на наш завод было то, что мы, в отличие от других пяти НПЗ, платили акцизный сбор. Это увеличивало стоимость готовой продукции, делало её менее конкурентоспособной по сравнению с импортными ГСМ и не позволяло успешно продавать нефтепродукты", - считает Николай Каденюк, генеральный директор "ЛУКойл - Украина".
Еще один крупный НПЗ - "Херсоннефтепереработка" - также находится в цепких объятиях налога: ГНАУ инкриминирует этому предприятию неуплату акцизного сбора. Пока эти обвинения носят виртуальный характер, поскольку доказать уклонение от уплаты акциза при использовании давальческих схем в суде налоговой администрации не удалось. Но проблема с акцизом существует и пока искусственно переложена на плечи производителей, в то время как разбираться в ней должно прежде всего государство.
Акциз
Согласно изменениям, внесенным в декрет Кабмина Украины "Об акцизном сборе" 22 марта 2001 года, акцизный сбор должны платить не заводы, перерабатывающие нефть, а компании - давальцы, поставляющие сырье на НПЗ. Но основные давальцы сегодня - компании, владеющие НПЗ, в частности "Лукойл - Украина", "ТНК - Украина", "Казахойл - Украина", которые являются теми компаниями, которые, по сути, инвестируют денежные средства в собственные производства.
По данным Института биоорганической химии и нефтехимии при НАНУ, износ основных фондов трех НПЗ - "Лукойл - Одесский НПЗ", "ЛиНОСа" и "Херсоннефтепереработки" - достигает 75%, а общая сумма необходимых инвестиций для создания на них современных производств мирового уровня составляет 824,4 млн. долл. К этому следует добавить еще порядка 350 млн. долл. кредиторских долгов, которые аккумулировали эти НПЗ за годы управления ими государством.
Кабинет министров вместо того, чтобы освободить предприятия, нуждающиеся в значительных инвестициях от чрезмерной налоговой нагрузки (в частности акцизного сбора), наоборот, пытается выжать оборотные средства из НПЗ, что называется, "до последней капли". "Вместо того чтобы давить на нефтепереработчиков и принуждать их платить акциз, было бы правильнее освободить их от него вообще, потребовав взамен обязательств со стороны заводов по бесперебойному снабжению АПК и промышленных потребителей. Посудите сами, акциз увеличивает стоимость ГСМ, выпущенных на предприятиях, на 16 - 20%", - считает Николай Примак, генеральный директор объединения "Укрнефтехимпереработка".
Если обратиться к истории, то она показывает надуманность "акцизных проблем". Например, в 1999 году было начислено 798,8 млн. грн. акцизного сбора, уплачено - 408,1 млн. грн. Так вот, 58% недополученных средства от этого вида налога приходилось на неуплату от импорта нефтепродуктов. В 2000 году, в силу специфики налогообложения импорта, эта пропорция еще более увеличилась.
Во - первых, когда речь идет об акцизном сборе с произведенных на НПЗ продуктов, цифра их поступлений варьирует в пределах от 80 до 100 млн. долл. в год, которые могли бы быть направлены на реинвестирование в производство. Во - вторых, взимание акцизного сбора с производителей делает их продукцию неконкурентоспособной на внутреннем рынке. Это, кстати, понимают и в Минтопэнерго.
"Поскольку импорт ГСМ из России, Беларуси и Прибалтики в случае наличия сертификатов СТ - 1,2 или EUR - 1,2 освобождается от уплаты таможенной пошлины, то кроме акциза импортерам остается заплатить лишь НДС на импорт. Одновременно в России введен НДС на экспорт готовых продуктов переработки нефти, но отменен НДС на экспорт углеводородного сырья. Таким образом, производители находятся в худшем положение, чем импортеры, - нефть, которую они перерабатывают, включает 20% российского НДС, который не содержат экспортируемые из России готовые ГСМ", - говорит Александр Свердлов, директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Украины.
Позицию НПЗ поддерживают и трейдеры. В частности, во многих компаниях взимание акцизного сбора с отечественных нефтепродуктов расценивают не иначе как нонсенс.
Сегодня спор о взимании акцизного сбора между производителями и давальцами с одной стороны и Кабмином и налоговыми органами с другой достиг апогея, и решение о взимании этого налога рассматривает Конституционный суд. Каким оно будет, пока сказать сложно. Но то, что его решение скажется на производителях, рынке и потребителях, можно констатировать уже сегодня. Специалисты Госналоговой администрации Украины высказали в интервью корреспонденту "ЗН" положительный для переработчиков прогноз: "Хотя Конституционный суд в ближайшее время только вынесет свой вердикт на эту тему, предварительное решение уже известно - оно в пользу производителей".