Фінансові новини
- |
- 20.07.24
- |
- 10:22
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
В прошлом году литовские нефтепродукты смогли закрепить за собой основательную долю украинского рынка
11:21 19.02.2009 |
По итогам 2008 г. уровень поставок в страну с Мажейкяйского НПЗ (входит в польскую группу "Орлен") вырос на 80%. Эксперты прогнозируют, что и в этом году, несмотря на спад потребления разных видов топлива, отгрузки литовского высокооктана вырастут еще на 15 - 20%, если не оживится импорт с южного направления.
Причин для укрепления позиций продуктов литовского завода на нашем рынке скопилось немало. Это и эволюция топливных предпочтений отечественного автолюбителя - потребление высокооктана за 2008 г. увеличилось сразу на 17,5%. Усилия операторов рынка по продвижению так называемых "брендированных" видов топлива повышенного качества (которые в основном получаются из мажейкяйского бензина), наконец стали приносить результат. В итоге на общей волне процветающего в прошлом году импорта количество ввезенных продуктов из Литвы выросло с 270 тыс. т в 2007 г. до почти 500 тыс. т. "По нашим подсчетам, в 2008 г. доля мажейкяйского бензина составила уже около 26% всего импортируемого высокооктана в Украину", - констатирует замглавы украинского представительства "Мажейкю Нафта" Александр Шевченко.
Усилить присутствие в нише премиальных топлив мажейкяйскому бензину удалось за счет увеличенных заявок их давних партнеров - "Концерна "Галнефтегаз" (сеть АЗС "ОККО"), донецкой "Параллели - М", столичных сетей "КЛО" и "Золотой гепард" и т. д. Отдельные операторы нашего розничного рынка увеличили объемы реализации вдвое. "Около 50% наших продаж - продукты премиум - сегмента. Мы намерены и дальше развивать это направление", - отмечает директор по связям с общественностью "КЛО" Алексей Правдивый. Потребность в дополнительных источниках ресурсного обеспечения заставила искать сотрудничества с литовским концерном и такого крупного игрока, как группа "Континиум" (сеть АЗС WOG), которая в последнее время стремительно обрастает заправками в центрально - восточной части страны (см. "і" от 4 августа 2008 г.). Наращиванию объемов ввоза литовских нефтепродуктов помогает решение проблем логистики: "Год назад ежемесячно мы могли поставлять не более 40 тыс. т. Теперь же, благодаря сокращению срока возврата ж/д цистерн, снижению общей загруженности железной дороги ввиду кризиса мы готовы поставлять в Украину 50 - 60 тыс. т", - отмечает глава представительства "Мажейкю Нафта" в Украине Игорь Майстренко. По его словам, если и дальше будет улучшаться ситуация с транспортировкой товара по территории Беларуси, то уже в следующем году у нас может наконец открыться "Торговый дом" Mazeikiu Nafta.По информации компании UPECO, успехи предыдущего года заставили наших трейдеров еще увеличить заявки на 2009 г. Но то ли общая осторожная позиция литовцев в отношении украинского рынка, то ли неуверенность в ресурсном обеспечении завода, который полностью зависит от морских поставок сырья, эти факторы заставили заводчан поумерить пыл украинских заказчиков. В итоге уровень поставок по терм - контрактам остался почти в пределах прошлого года, что подтвердили уже несколько трейдеров. Но, в частности, гендиректор "Параллели" Дмитрий Кулик отметил, что "помимо законтрактованных нефтепродуктов, есть возможность закупать у литовского завода дополнительные партии на условиях спотовых поставок". И хотя просевший украинский топливный рынок пока не показывает признаков будущего роста потребления, если и дальше будет "лежать" импорт с южного направления, в частности, румынских нефтепродуктов "Ромпетрола", не исключено, что это может стимулировать дополнительную волну импорта из Литвы. По оценкам UPECO, она может составить около 100 тыс. т, которые завод не откажется перенаправить в пользу нашего рынка, в ущерб другим своим экспортным направлениям (Латвия, Эстония, Польша). По словам директора по связям с общественностью АО "Мажейкю Нафта" Росвальдаса Горбачоваса, украинский рынок, когда оживляются поставки по спот - контрактам, занимает по прибыльности вторую позицию среди остальных рынков сбыта, уступая лишь внутреннему литовскому.
Наталья ДАВЫДЕНКО