Фінансові новини
- |
- 19.05.24
- |
- 01:40
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Минтопэнерго не доверило бы прокачку по "Одессе-Броды" ни Мilbertу, ни "Укрнефти"
12:25 29.08.2008 |
"Если исходить из того, что Мilbert и "Укрнафта" выражают интересы одной и той же группы акционеров, возможны те же проблемы - низкие гарантии прокачки."
За оценкой степени роста угроз развитию отечественной нефтегазовой промышленности после начала войны РФ против Грузии "k:" обратились к заместителю министра топлива и энергетики Украины Бурзу Алиеву, ответственному за государственную политику государства в этой отрасли
- Как повлияла российско - грузинская война на проекты по расширению поставок в Украину нефти и газа из Прикаспийских государств?
Ведущий проект на сегодня - это нефтепровод "Одесса - Броды", который предполагается заполнить каспийской нефтью и поставлять ее транзитом через Украину в страны ЕС. Ключевыми точками для заполнения нефтепровода являются расположенные в Грузии портовые терминалы в Супсе, Кулеви и Батуми, ни один из которых войной не разрушен.
- Но два из этих трех терминалов получают нефть только по Транскавказской железной дороге, которую повредили российские войска. Не получится ли так, что порт Супса не сможет удовлетворить спрос всех желающих?
- Главный узел транзита нефти, порт Супса, продолжает работу, он дает на рынок до 15 млн. т в год. Да, был подрыв одного из очень многих мостов на этой железной дороге, что вынудило Азербайджан на несколько дней приостановить железнодорожный транзит в Батуми и к другому расположенному возле Поти терминалу - порту Кулеви. Но раньше, когда на Транскавказской железной дороге были оползни, она очень быстро отстраивалась, и сейчас очень быстро восстановится. Основные потоки транзита как шли через Супсу и по БТД в Турцию, так и сейчас идут.
- Реализация проекта "Одесса - Броды" связывалась именно с супсинским терминалом?
- Нефтяной терминал этого порта является собственностью акционеров Азербайджанского международного консорциума. Консорциум владеет нефтяным месторождением Азери - Чираг - Гюнешли, крупнейшим производителем нефти в Азербайджане. С этой точки зрения Украина всегда рассматривала именно Супсу как возможный порт отгрузки нефти. Но с 2009 года до 80% экспорта нефти из Азербайджана придется уже не на консорциум, а на государственные структуры, прежде всего на госкомпанию Socar, которая владеет Кулеви.
- Какие планы имеют партнеры проекта "Одесса - Броды" на терминал в Кулеви?
- Президенты Украины, Польши, Грузии и Азербайджана договорились о создании межгосударственной операционной компании "Сарматия" для достройки нефтепровода "Одесса - Броды" до Плоцкого НПЗ. Каждый из партнеров согласился предоставить оператору свои мощности: Азербайджан - мощности Кулеви, Грузия - транзитную инфраструктуру, Польша и Украина - мощности нефтепроводов и так далее.
- Но именно этот порт блокирован. Получается, что Москва пытается вынудить лидеров четырех государств отказаться от проекта?
- Вряд ли можно блокировать стратегически важные для Европы решения глав государств извне. Противодействие рождается изнутри, блокируют свои же чиновники и политики. Многолетняя борьба вокруг "Одесса - Броды" тому яркий пример.
- Если не война, то что ныне препятствует осуществлению проекта?
- Разобщенность и отсутствие единой команды исполнителей. У нас она, как правило, разбивается на разные политические лагеря, в которых чиновники, находящиеся в единой вертикали управления, умудряются находить себе всевозможных покровителей. А затем, избегая персональной ответственности, стараются столкнуть лбами своих протекторов. В результате этого безответственность отдельных лиц превращается в общую для всех горячую политическую борьбу. Последний пример - заявления прессы о том, что Юлия Тимошенко якобы вопреки воле Президента Ющенко запретила "Укртранснафте" заключать контракт на покупку нефти для "Одесса - Броды". Однако подписанное премьер - министром распоряжение ничего не запрещало, в нем просто напоминается государственным компаниям норма, согласно которой они имеют право заключать контракты с предприятиями других стран лишь после отдельной на то воли Кабинета Министров. И все.
- Речь идет о просочившемся в прессу проекте соглашения между "Укртранснафтой" и компанией Milbert?
- Эта компания предложила за аверс "Одесса - Броды" те же деньги, которые российско - британская ТНК - ВР ныне платит за реверс. Но, как и в случае с ТНК - ВР, госкомпании были предоставлены очень слабые гарантии объемов прокачки.
- На минувшей неделе пресса заявила о том, что наметился компромисс: вместо Мilbert за прокачку нефти готово взяться ОАО "Укрнафта"?
- 8 сентября в Баку намечено провести очередной раунд украинско - азербайджанских переговоров по проекту "Одесса - Броды", и "Укрнафта" обратилась к Минтопэнерго с просьбой включить ее представителя в состав официальной делегации Украины. Мы, конечно, рады активности этой компании. Но если исходить из того, что Мilbert и "Укрнафта" выражают интересы одной и той же группы акционеров, возможны те же проблемы - низкие гарантии прокачки.
- Но "Укрнафта" явно стабильнее офшора, поскольку 51% ее акций принадлежит государству...
- В данном случае целесообразно говорить не о величине пакета акций, а об их управляемости государством. Конкретно в "Укрнафте" уровень управляемости госпакета является минимальным, из - за того что частные акционеры оградились решениями судов. Вот "Укртранснафта", например, вообще на все 100% принадлежит государству - и что? 24 августа мы из прессы узнаем, что в Азербайджан прибыла делегация этой госкомпании с целью заключения контракта на закупку технологической нефти для "Одесса - Броды"... Причем официально о таких переговорах не было оповещено ни Минтопэнерго, ни правительство. Будет ли воспринимать эти переговоры их другая сторона как серьезные? Не будет. И контракт вряд ли будет подписан. Зато кое - кто в Киеве или Москве отчитается, что в указанный срок провел в Баку переговоры, по результатам которых нефти в порту Южный больше не станет.
- А если "Укртранснафта" все же закупит технологическую нефть, куда будет откачана нефть российская, ныне находящаяся в нефтепроводе "Одесса - Броды"?
- Вопрос о том, куда направлять 0,5 миллиона тонн нефти, - не сфера компетенции Минтопэнерго, и тем более не госкомпании, отвечающей за прокачку нефти. Пойдет ли эта нефть в резерв, на экспорт, или же ее предложат западноукраинским НПЗ - это решает правительство, приняв или не приняв те или иные предложения Минтопэнерго. Кроме этого, на сегодня не принято еще одно главное решение - о переговорах с возможным оператором прокачки от 3 до 5 млн. т для западноукраинских НПЗ, декларирующих готовность купить этот ресурс. Не принято и третье немаловажное решение - единое техническое заключение о том, что западноукраинские НПЗ действительно готовы не в экспериментальном порядке, а длительный период и гарантированно перерабатывать новый для Украины сорт нефти - Azeri Light.
- Допустим, НПЗ по технологическим причинам на каком - то этапе откажутся от покупки и поменяют этот сорт на аналогичный объем российской нефти?
- Этого не будет, если мы обеспечим последовательность принятия решений. Безо всяких инициатив снизу, которые работают на срыв единых задач, поставленных премьер - министром и Президентом. Уверен, что все попытки вовлечь отрасль во внутриполитические диалоги, очень далекие от нефтяного сектора, потерпят провал.
- В начале этого года НАК "Нафтогаз Украины" начала реформу управления, в ходе которой намеревалась усилить контроль над своими дочерними и связанными компаниями. Может, "Нафтогаз" с реформой не справился и требует поддержки?
- Минтопэнерго о сути этих реформ ничего не известно, а все, что мы видим сейчас, свидетельствует скорее об обратном. Иногда вообще кажется, что отдельно взятые руководители указанных компаний просто не подчиняются главе НАК Олегу Дубине. Я к нему отношусь с большим уважением - его погрузили в непростую конфигурацию власти, которая требует выполнения предписаний и Кабинета Министров, и позиции Секретариата Президента. Как опытный руководитель он с этим с честью справляется, но менеджеры связанных с НАК компаний это двойственное положение используют, начиная маневры и лавирования вокруг чьих угодно интересов, но только не интересов НАК и Минтопэнерго.
- А каков, по вашему мнению, контур отражения этих интересов?
- Отдельный разговор, например, наличие у НАК двух, а не одной головной эксплуатационной компании: ДК "Укргазвыдобування" и ГАО "Черноморнафтогаз". Одна получает лицензии на месторождения и передает другой, а затем все вместе отодвигают контроль со стороны НАК на максимально далекую дистанцию. Меньше всего вопросов к "Укртрансгазу", но и там был критический момент, связанный со страховыми выплатами за счет газа, якобы отобранного Украиной еще в 1993 году.
Но из предприятий системы НАК "Нафтогаз" больше всего вопросов возникает, к сожалению, именно к "Укртранснафте" - компании, за которой закреплен наиболее широкий международный фронт работ. Ведь в ее работе ситуация стоит остро не только по проекту "Одесса - Броды". Есть также и нереализованный проект присоединения к этой компании крымского госпредприятия ФПОНП (Феодосийского нефтетерминала. - "k:"), есть и проект присоединения хранилищ и сетей госпредприятия "Укртранснафтопродукта" (УТНП). Оба не завершены. И, что самое главное, развитие ФПОНП и УТНП тоже успешно простаивает. Но это ведь государственные предприятия, на простое которых кто - то явно старается достичь успеха. Вряд ли следует рассчитывать, что Минтопэнерго будет помощником в этом деле, мы этого не допустим. И надеюсь, что совместными усилиями с нынешним руководством "Укртранснафты" добьемся, чтобы никто в Украине больше и думать не посмел о том, что можно зарабатывать деньги на простое проектных мощностей государства по транзиту нефти в ЕС.
Андрей Старостин