Фінансові новини
- |
- 20.07.24
- |
- 06:22
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
К 2008 году только два из шести украинских НПЗ готовы поставлять на рынок топливо, соответствующее евростандарту
14:34 22.10.2007 |
Как стало известно "k:", Госпотребстандарт подготовил распоряжение о параллельном введении c 2008 года стандартов качества топлива, отвечающих Евро - 3. Правда, документ до сих пор не издан, поскольку Министерством топлива и энергетики еще не подготовлено соответствующее постановление. Медлительность профильного ведомства удивляет, если вспомнить, что в пылу предвыборных страстей глава Минтопэнерго Юрий Бойко чуть ли не на каждом шагу рассказывал о низком качестве топлива, производимого отечественными заводами, и о значимости перехода на евростандарт.
Анализируя техническое состояние нефтеперерабатывающей отрасли Украины и возможностей НПЗ по производству топлива, соответствующего европейским стандартам, специалисты прослеживают неутешительную тенденцию. Мощности вторичных процессов на отечественных заводах составляют всего 31% от первичных. Отраслевые предприятия не в состоянии обеспечить надлежащий уровень производства высококачественного моторного топлива. Почти нет процессов алкилирования и изомеризации, необходимых для получения высокооктановых бензинов с низким содержанием ароматических углеводородов. На российских НПЗ переработка 1 т нефти приносит $175, а на украинских - в среднем $15 - 16.
Если евростандарты все - таки будут введены с 2008 года, соответствующее им топливо смогут производить только два из шести украинских НПЗ - Лисичанский (ЗАО "ЛИНИК" - ТНК - ВР) и Одесский ("Лукойл"). Остальным придется изыскивать немалые средства, чтобы успеть модернизироваться до 2011 года - окончательного срока введения стандарта Евро - 3. В то же время, по оценкам экспертов и участников рынка, это потребует от владельцев НПЗ колоссальных инвестиций: суммарно более $3 млрд.
Владельцы предприятий, которые не захотят вкладывать средства в реконструкцию, вынуждены будут их продать. Первыми по этому пути, по словам наблюдателей, пойдут два самых старых в стране НПЗ - НПК "Галичина" и "Нафтохимик Прикарпаття", которые относят к сфере влияния группы "Приват". Примечательно, что наиболее вероятными покупателями этих предприятий могут стать компании из Польши, которые уже давно ведут "пристрелочные" переговоры. Ранее, по данным , поляки несколько раз предлагали "Привату" продать один из НПЗ, но стороны не сошлись в цене. Приближение 2011 года заставит представителей "Привата" стать посговорчивей.
В не менее сложной ситуации окажется Кременчугский НПЗ ("Укртатнафта") - крупнейший нефтеперерабатывающий актив Украины, в котором государству принадлежит значительная доля акций. Пока не завершится спор о правах собственности между украинскими и татарскими акционерами, не прояснится и вопрос о начале модернизации, провести которую в столь сжатые сроки (до 2011 года) будет проблематично. В зависимости от политической воли руководства страны, ситуация может развиваться по двум сценариям. Один из них предполагает, что государство задействует все свои ресурсы, чтобы закрепить в собственности "спорный" 18% - ный пакет. Такие усилия, однако, оправданы лишь в том случае, если государство изыщет сотни миллионов долларов на проведение модернизации. Второй вариант выглядит более жизнеспособным и заключается в том, что татарская группа акционеров получит карт - бланш на реализацию всех своих планов при умеренном вмешательстве украинских менеджеров. Правда, представители власти традиционно потребуют гарантий от татарской стороны (например, льготные поставки для аграриев), и полученные уступки будут представлены общественности как идеальный вариант компромисса. Вполне возможно, что неопределенность относительно дальнейшей судьбы Кременчугского НПЗ и является главной причиной проволочки с введением Евро - 3. Угрозу того, что через несколько лет этот завод может "уйти" с рынка Украины, пока еще нельзя назвать критической, однако она может повлиять на то, какой "дед - лайн" правительство установит для окончательного перехода на евростандарты, ведь владельцам крупнейшего государственного нефтеперерабатывающего актива выгодно, чтобы это произошло как можно позже.
Не стоит забывать и о так называемых мини - НПЗ. По данным наблюдателей, именно эта категория отечественных производителей может оказаться наиболее уязвимой в процессе введения евростандартов. В большинстве стран мира, как и в Украине, на мини - НПЗ из - за ярко выраженной "субрегиональной" направленности бизнеса приходится всего от 1 до 5% общего производства нефтепродуктов. Предприятия подобного рода обычно поставляют на рынок бензин, производимый методом компаундирования - смешения продуктов первичной нефтепереработки с кислородными добавками. Шкала выпускаемых ими нефтепродуктов гораздо более ограниченна, чем у крупных предприятий. Кроме того, маленькие заводы предлагают топливо по более привлекательной цене. Особенно это ощущается в периоды сезонного повышения спроса на территории аграрных регионов, которые либо удалены от НПЗ, либо отрезаны от них из - за слабой транспортной инфраструктуры. В Украине к таким регионам можно отнести Крым, юг Одесской области, Закарпатье и Черновицкую область, а также ряд территорий Центральной Украины. Таким предприятиям придется или вводить дорогостоящие вторичные процессы, или же закрываться. Впрочем, пока что в порядке эффективной меры борьбы за качество министерство предлагает другой вариант, по которому заводы будут обязаны поставлять свою продукцию на один из крупных НПЗ страны для дополнительной переработки. В свете последних рыночных тенденций стремление привязать производственный цикл "малой" нефтепереработки к крупным предприятиям может быть расценено как процесс "выдавливания" с рынка мини - НПЗ и работающих на них производителей смесевых бензинов.
Евгений Малинин