Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

К 2008 году только два из шести украинских НПЗ готовы поставлять на рынок топливо, соответствующее евростандарту

Как стало известно "k:", Госпотребстандарт подготовил распоряжение о параллельном введении c 2008 года стандартов качества топлива, отвечающих Евро - 3. Правда, документ до сих пор не издан, поскольку Министерством топлива и энергетики еще не подготовлено соответствующее постановление. Медлительность профильного ведомства удивляет, если вспомнить, что в пылу предвыборных страстей глава Минтопэнерго Юрий Бойко чуть ли не на каждом шагу рассказывал о низком качестве топлива, производимого отечественными заводами, и о значимости перехода на евростандарт.

Анализируя техническое состояние нефтеперерабатывающей отрасли Украины и возможностей НПЗ по производству топлива, соответствующего европейским стандартам, специалисты прослеживают неутешительную тенденцию. Мощности вторичных процессов на отечественных заводах составляют всего 31% от первичных. Отраслевые предприятия не в состоянии обеспечить надлежащий уровень производства высококачественного моторного топлива. Почти нет процессов алкилирования и изомеризации, необходимых для получения высокооктановых бензинов с низким содержанием ароматических углеводородов. На российских НПЗ переработка 1 т нефти приносит $175, а на украинских - в среднем $15 - 16.

Если евростандарты все - таки будут введены с 2008 года, соответствующее им топливо смогут производить только два из шести украинских НПЗ - Лисичанский (ЗАО "ЛИНИК" - ТНК - ВР) и Одесский ("Лукойл"). Остальным придется изыскивать немалые средства, чтобы успеть модернизироваться до 2011 года - окончательного срока введения стандарта Евро - 3. В то же время, по оценкам экспертов и участников рынка, это потребует от владельцев НПЗ колоссальных инвестиций: суммарно более $3 млрд.

Владельцы предприятий, которые не захотят вкладывать средства в реконструкцию, вынуждены будут их продать. Первыми по этому пути, по словам наблюдателей, пойдут два самых старых в стране НПЗ - НПК "Галичина" и "Нафтохимик Прикарпаття", которые относят к сфере влияния группы "Приват". Примечательно, что наиболее вероятными покупателями этих предприятий могут стать компании из Польши, которые уже давно ведут "пристрелочные" переговоры. Ранее, по данным , поляки несколько раз предлагали "Привату" продать один из НПЗ, но стороны не сошлись в цене. Приближение 2011 года заставит представителей "Привата" стать посговорчивей.

В не менее сложной ситуации окажется Кременчугский НПЗ ("Укртатнафта") - крупнейший нефтеперерабатывающий актив Украины, в котором государству принадлежит значительная доля акций. Пока не завершится спор о правах собственности между украинскими и татарскими акционерами, не прояснится и вопрос о начале модернизации, провести которую в столь сжатые сроки (до 2011 года) будет проблематично. В зависимости от политической воли руководства страны, ситуация может развиваться по двум сценариям. Один из них предполагает, что государство задействует все свои ресурсы, чтобы закрепить в собственности "спорный" 18% - ный пакет. Такие усилия, однако, оправданы лишь в том случае, если государство изыщет сотни миллионов долларов на проведение модернизации. Второй вариант выглядит более жизнеспособным и заключается в том, что татарская группа акционеров получит карт - бланш на реализацию всех своих планов при умеренном вмешательстве украинских менеджеров. Правда, представители власти традиционно потребуют гарантий от татарской стороны (например, льготные поставки для аграриев), и полученные уступки будут представлены общественности как идеальный вариант компромисса. Вполне возможно, что неопределенность относительно дальнейшей судьбы Кременчугского НПЗ и является главной причиной проволочки с введением Евро - 3. Угрозу того, что через несколько лет этот завод может "уйти" с рынка Украины, пока еще нельзя назвать критической, однако она может повлиять на то, какой "дед - лайн" правительство установит для окончательного перехода на евростандарты, ведь владельцам крупнейшего государственного нефтеперерабатывающего актива выгодно, чтобы это произошло как можно позже.

Не стоит забывать и о так называемых мини - НПЗ. По данным наблюдателей, именно эта категория отечественных производителей может оказаться наиболее уязвимой в процессе введения евростандартов. В большинстве стран мира, как и в Украине, на мини - НПЗ из - за ярко выраженной "субрегиональной" направленности бизнеса приходится всего от 1 до 5% общего производства нефтепродуктов. Предприятия подобного рода обычно поставляют на рынок бензин, производимый методом компаундирования - смешения продуктов первичной нефтепереработки с кислородными добавками. Шкала выпускаемых ими нефтепродуктов гораздо более ограниченна, чем у крупных предприятий. Кроме того, маленькие заводы предлагают топливо по более привлекательной цене. Особенно это ощущается в периоды сезонного повышения спроса на территории аграрных регионов, которые либо удалены от НПЗ, либо отрезаны от них из - за слабой транспортной инфраструктуры. В Украине к таким регионам можно отнести Крым, юг Одесской области, Закарпатье и Черновицкую область, а также ряд территорий Центральной Украины. Таким предприятиям придется или вводить дорогостоящие вторичные процессы, или же закрываться. Впрочем, пока что в порядке эффективной меры борьбы за качество министерство предлагает другой вариант, по которому заводы будут обязаны поставлять свою продукцию на один из крупных НПЗ страны для дополнительной переработки. В свете последних рыночных тенденций стремление привязать производственный цикл "малой" нефтепереработки к крупным предприятиям может быть расценено как процесс "выдавливания" с рынка мини - НПЗ и работающих на них производителей смесевых бензинов.

Евгений Малинин

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес