Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Длительная практика внедрения декларативных цен на нефтепродукты привела к тому, что как такового рыночного механизма ценообразования на топливо в стране не существует

Топливный рынок является зеркалом экономической политики любого правительства. Внимание к ценам на нефтепродукты всегда было пристальным, поскольку от стоимости "горючки" напрямую зависит динамика цен на продовольствие, услуги и т.д. В разных странах мира существуют различные механизмы ценообразования. К примеру, в одних - государство дотирует топливный сегмент рынка энергоносителей, и поэтому цены на бензин и ДТ низкие. В других - напротив введены высокие ставки налогов, что объясняет высокий уровень топливных цен на внутреннем рынке. "k:" попытались разобраться, как же в нынешней Украине выглядит механизм ценообразования на топливо.

Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что Украина относится к категории стран, где действуют относительно низкие ставки акцизов. Тем не менее страна лидирует по уровню розничных цен, очищенных от налогов. Такое положение вещей сложилось из - за того, что рынок длительное время находился под влиянием так называемых декларированных правительством цен. В среде нефтетрейдеров еще свежи воспоминания о "ежовых рукавицах" правительства Юлии Тимошенко, которая во время весеннего кризиса лично объезжала заправки и ставила нужные цены, а также о неоднократных договоренностях с правительством Виктора Януковича о сдерживании цен на стелах АЗС. Хотя ни одно из правительств толком так и не смогло объяснить, почему литр топлива должен продаваться именно по такой - то цене. Чиновники зачастую апеллировали к изменениям мировых цен на черное золото, притом, что указанная взаимосвязь не всегда была неочевидной. Ближе всех к решению этого вопроса подошло правительство Виктора Януковича, которое даже разработало специальную формулу по расчету розничных цен, учитывающую множество факторов (в том числе и внешнюю конъюнктуру).

Однако и после ее введения на мировой рост стоимости на нефть и нефтепродукты наши розничники отвечали завидной стабильностью цен, зачастую - в убыток себе. Позже о формуле позабыли. В то же время искусственное ценообразование убило конкуренцию в розничном сегменте рынка. "Цена на конкурентном рынке должна определяться соотношением спроса и потребления, а также ожиданиями участников рынка по изменению этого соотношения в будущем. Если ценообразование происходит иначе, значит, на нем (рынке) нет конкуренции. Например, какая может быть конкуренция, если все будут торговать, используя формулу расчета цены. Зачем конкурировать, если у всех цена одинаковая и зависит от одного источника. Не имеет значения, что это - источник товара или информации о его цене", - считает директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин.

Примечателен и тот факт, что все составляющие рынка (завод - крупный опт - мелкий опт - транспорт - хранение - розница) придерживались автономности в ценообразовании, хотя должны непосредственно влиять друг на друга. Если отпускные цены НПЗ практически всегда ведут себя пропорционально изменениям цен на нефть (сырье поставляется из России), то крупный и мелкий опты "живут" собственной жизнью и по - разному реагируют на эти изменения. В итоге ценовые колебания (как вверх, так и вниз) существенно не отражаются на конечной цене. В результате более или менее приемлемо чувствуют себя НПЗ, имеющие собственные сети АЗС, поскольку соприкасаются с наименьшим числом посредников.

Другие участники розничного рынка зачастую работают при минимальной рентабельности, которую увеличивают за счет ухудшения качества топлива или попросту "бодяжат" бензин, дабы приумножить прибыль. Не стоит забывать и тот факт, что за рост цен власти прежде всего спрашивают с них. По мнению Сергея Сапегина, украинский рынок должен функционировать по рыночной модели, исключающей государственное регулирование ограничения цен, квотирования экспорта, формулы расчета цены и т.п. "Тем не менее это не исключает контролирующую функцию государства с точки зрения обеспечения конкуренции на рынке и недопущения антиконкурентных действий со стороны участников рынка. Антиконкурентные действия - это не только завышенная или заниженная цена. Низкое качество топлива, уход от налогов, недоливы топлива, торговля с нарушениями действующего законодательства и любой другой обман потребителей - все это проявления недобросовестной конкуренции", - отмечает Сапегин. Эти проблемы свидетельствуют о том, что нынешняя политика государства на топливном рынке может весьма негативно отразиться на рядовом потребителе, для которого реальные цены могут стать неприятной неожиданностью.

Евгений Малинин

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5345
 0,1025
0,26
EUR
1
42,3098
 0,0112
0,03

Курс обміну валют на сьогодні, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес