Фінансові новини
- |
- 03.05.24
- |
- 22:17
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Длительная практика внедрения декларативных цен на нефтепродукты привела к тому, что как такового рыночного механизма ценообразования на топливо в стране не существует
10:22 05.10.2007 |
Топливный рынок является зеркалом экономической политики любого правительства. Внимание к ценам на нефтепродукты всегда было пристальным, поскольку от стоимости "горючки" напрямую зависит динамика цен на продовольствие, услуги и т.д. В разных странах мира существуют различные механизмы ценообразования. К примеру, в одних - государство дотирует топливный сегмент рынка энергоносителей, и поэтому цены на бензин и ДТ низкие. В других - напротив введены высокие ставки налогов, что объясняет высокий уровень топливных цен на внутреннем рынке. "k:" попытались разобраться, как же в нынешней Украине выглядит механизм ценообразования на топливо.
Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что Украина относится к категории стран, где действуют относительно низкие ставки акцизов. Тем не менее страна лидирует по уровню розничных цен, очищенных от налогов. Такое положение вещей сложилось из - за того, что рынок длительное время находился под влиянием так называемых декларированных правительством цен. В среде нефтетрейдеров еще свежи воспоминания о "ежовых рукавицах" правительства Юлии Тимошенко, которая во время весеннего кризиса лично объезжала заправки и ставила нужные цены, а также о неоднократных договоренностях с правительством Виктора Януковича о сдерживании цен на стелах АЗС. Хотя ни одно из правительств толком так и не смогло объяснить, почему литр топлива должен продаваться именно по такой - то цене. Чиновники зачастую апеллировали к изменениям мировых цен на черное золото, притом, что указанная взаимосвязь не всегда была неочевидной. Ближе всех к решению этого вопроса подошло правительство Виктора Януковича, которое даже разработало специальную формулу по расчету розничных цен, учитывающую множество факторов (в том числе и внешнюю конъюнктуру).
Однако и после ее введения на мировой рост стоимости на нефть и нефтепродукты наши розничники отвечали завидной стабильностью цен, зачастую - в убыток себе. Позже о формуле позабыли. В то же время искусственное ценообразование убило конкуренцию в розничном сегменте рынка. "Цена на конкурентном рынке должна определяться соотношением спроса и потребления, а также ожиданиями участников рынка по изменению этого соотношения в будущем. Если ценообразование происходит иначе, значит, на нем (рынке) нет конкуренции. Например, какая может быть конкуренция, если все будут торговать, используя формулу расчета цены. Зачем конкурировать, если у всех цена одинаковая и зависит от одного источника. Не имеет значения, что это - источник товара или информации о его цене", - считает директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин.
Примечателен и тот факт, что все составляющие рынка (завод - крупный опт - мелкий опт - транспорт - хранение - розница) придерживались автономности в ценообразовании, хотя должны непосредственно влиять друг на друга. Если отпускные цены НПЗ практически всегда ведут себя пропорционально изменениям цен на нефть (сырье поставляется из России), то крупный и мелкий опты "живут" собственной жизнью и по - разному реагируют на эти изменения. В итоге ценовые колебания (как вверх, так и вниз) существенно не отражаются на конечной цене. В результате более или менее приемлемо чувствуют себя НПЗ, имеющие собственные сети АЗС, поскольку соприкасаются с наименьшим числом посредников.
Другие участники розничного рынка зачастую работают при минимальной рентабельности, которую увеличивают за счет ухудшения качества топлива или попросту "бодяжат" бензин, дабы приумножить прибыль. Не стоит забывать и тот факт, что за рост цен власти прежде всего спрашивают с них. По мнению Сергея Сапегина, украинский рынок должен функционировать по рыночной модели, исключающей государственное регулирование ограничения цен, квотирования экспорта, формулы расчета цены и т.п. "Тем не менее это не исключает контролирующую функцию государства с точки зрения обеспечения конкуренции на рынке и недопущения антиконкурентных действий со стороны участников рынка. Антиконкурентные действия - это не только завышенная или заниженная цена. Низкое качество топлива, уход от налогов, недоливы топлива, торговля с нарушениями действующего законодательства и любой другой обман потребителей - все это проявления недобросовестной конкуренции", - отмечает Сапегин. Эти проблемы свидетельствуют о том, что нынешняя политика государства на топливном рынке может весьма негативно отразиться на рядовом потребителе, для которого реальные цены могут стать неприятной неожиданностью.
Евгений Малинин