Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украинский трубопровод "Одесса-Броды" не поможет европейцам диверсифицировать поставки нефти. Эти планы сорвались из-за достигнутых договоренностей между Россией и Казахстаном

"Одесса - Броды - Плоцк" станет первым нефтепроводом, который соединит регионы Каспийского и Черного морей с Балтикой> - это цитата из совместного коммюнике президентов Украины, Польши, Грузии, Азербайджана и Литвы, составленного по результатам энергетического саммита в Кракове, проходившего 11 - 12 мая. Этот диалог президенты решили продолжить в октябре в столице Литвы Вильнюсе. К тому времени будет подготовлена программа создания международного консорциума, который достроит трубу до польского Плоцка, чем обеспечит выход нефти в Балтийское море для поставок европейским потребителям. Скорее всего, консорциум также займется поиском каспийской нефти для заполнения трубы. Однако ждать до октября, чтобы понять, каковы перспективы использования украинской трубы для обеспечения Европы альтернативной российской нефтью, нет необходимости. Речи, звучавшие в Кракове, стали искаженным отзвуком заявлений, проговоренных за несколько тысяч километров - в казахском городе Актау.

Перекупили

Польский саммит, который в кулуарах уже успели окрестить "антироссийским", был фактически сорван: неожиданный визит российского президента Владимира Путина в Казахстан заставил президента Нурсултана Назарбаева отказаться от поездки в Польшу. Астана, которая активно наращивает добычу нефти, постоянно говорит, что необходимо искать новые маршруты ее поставок в Европу. Сейчас экспорт казахстанской нефти контролирует Россия. Она имеет большое влияние в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), владеющем трубой, по которой казахстанская нефть доставляется в порт Новороссийск, а оттуда по морю - европейским потребителям.

Среди альтернативных маршрутов значилась и украинская труба. Долгое время Казахстан не говорил ни да, ни нет Европе и Украине. Однако российскому президенту удалось преодолеть нерешительность своего коллеги. "Казахстан склоняется к тому, чтобы бо/льшая часть, если не вся нефть, проходила именно по территории России", - заявил Назарбаев во время встречи с Путиным. Это заявление стало неприятным сюрпризом для участников краковского саммита, который тут же превратился в фарс. Именно казахстанская нефть должна была составить главную альтернативу энергетической монополии РФ в регионе. Однако Москва сделала Астане предложение, от которого та не смогла отказаться - расширить КТК.

Сейчас Казахстан добывает более 60 млн тонн нефти в год и к 2015 году собирается увеличить ее добычу до 150 млн. На долю этой страны приходится 3,5% мировых запасов этого топлива. Расширение добычи казахстанской нефти сдерживало только одно - отсутствие возможности транспортировать ее конечному потребителю. Теперь ее дополнительные объемы пойдут по контролируемому Россией трубопроводу "Бургас - Александруполис", о строительстве которого Москва недавно договорилась с Софией и Афинами. Это явилось главным итогом достигнутых договоренностей. Нефтепровод "Бургас - Александруполис" станет продолжением КТК, в основном заполненного нефтью из Казахстана.

Эта труба - основной конкурент нефтепровода "Одесса - Броды" в транспортировке казахстанской нефти. Первым поражением Украины было строительство трубопровода "Баку - Тбилиси - Джейхан", которое активно лоббировали Соединенные Штаты. Несмотря на сопротивление России, в мае прошлого года проект был запущен. Тогда Москва потеряла контроль над азербайджанским нефтяным ресурсом. Позволить себе то же самое в отношении казахстанской нефти РФ, претендующая на энергетический диктат в регионе, не могла.

Российский замок для казахстанской нефти

Главным покупателем российской и казахстанской нефти является Европа. В борьбе за привлекательный рынок сбыта Москве удавалось долго сдерживать энергетические проекты Астаны, однако делать это и дальше не имело смысла. Казахстан готов был решиться на участие в затратных проектах транспортировки в обход России. В частности, речь шла о строительстве транскаспийского нефтепровода, который должен был пройти по дну Каспия. Тогда у Астаны появилась бы хорошая альтернатива: открытый доступ к трубе "Баку - Тбилиси - Джейхан" с выходом в Средиземное море или выход к Черному морю (Джейхан - Самсун или Баку - Супса) и далее по нефтепроводу "Одесса - Броды" на север Европы. Казахстан сдерживала лишь стоимость строительства подводной трубы - около трех миллиардов долларов.

Вариант с выходом в Черное море был наиболее выгоден Украине. По инициативе президентов Украины и Казахстана, в феврале нынешнего года была создана рабочая группа, которой поручили в течение пяти - шести месяцев разработать конкретные предложения по достройке нефтепровода от Брод до Плоцка. "Этот проект находится в высокой фазе готовности для принятия соответствующих политических и экономических решений на самом высоком уровне", - сказал тогда президент Украины Виктор Ющенко. Но глава нашего государства выдал желаемое за действительное. В том же феврале в Москве учреждается ООО "Трубопроводный консорциум "Бургас - Александруполис"", в котором российским компаниям ("Транснефть", "Газпром - нефть" и "Роснефть") достается контрольный пакет в 51%. Остальные акции принадлежат компаниям из Греции и Болгарии - по территории этих стран и проходит труба. На первом этапе возможный объем прокачки нефти составит 15 млн тонн, впоследствии он будет увеличен до 50 млн. Этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить среднесрочные потребности Казахстана в транспортных мощностях.

"Если КТК будет расширен, мы поддержим проект Бургас - Александруполис", - заявил президент компании Chevron Neftegaz (крупнейший частный акционер консорциума) Йен МакДональд. На строительство нового нефтепровода уйдет не меньше полутора лет, не считая времени на подготовку технико - экономического обоснования. Поставки нефти по нему начнутся уже середины 2009 года, уверены в российской "Транснефти".

Если не аверс, то реверс

События последних трех лет показали, что у Украины нет союзников в деле диверсификации поставок энергоресурсов: каспийскую нефть по частям растащили американцы и россияне, а наши интересы ни одна из сторон учитывать не собирается. Чтобы построенная труба не простаивала, еще в 2004 году правительство Виктора Януковича решило пустить по ней российскую нефть, но уже в обратном - реверсном - направлении. Сырье поступает в одесские порты, откуда танкерами через Босфор вывозится в Европу. Со времени запуска нефтепровода в реверсном режиме по нему удалось прокачать 13,2 млн тонн нефти, Украина заработала на этом 119 млн долларов - совсем немного для нефтяного бизнеса. "Мы не собираемся сокращать объемы транзита нефти по маршруту Броды - Одесса: так, в этом году по нему будет прокачано девять миллионов тонн. Поскольку пока нет подтвержденных объемов поставок сырья от других поставщиков, а также заявок от потребителей нефти, маршрут Одесса - Броды будет использоваться в нынешнем, реверсном режиме", - сказал корреспонденту "Эксперта" руководитель компании "ТНК - ВР Украина" Сергей Лизунов. Однако перспективы дальнейшего использования украинской трубы для прокачки российской нефти неопределенны. Лоббируя реверсное использование нефтепровода "Одесса - Броды", россияне блокировали доступ в него каспийской нефти. Решение о реверсе, принятое незадолго до президентских выборов в Украине, было больше политическим, нежели экономическим. Нынешние договоренности России и Казахстана (скорее всего, за заявлениями Путина и Назарбаева последует подписание конкретных документов) лишат россиян мотивов и дальше держаться за украинскую трубу. Объемы поставок неминуемо снизятся. Это можно использовать как аргумент для еще большего снижения тарифов на прокачку (в конце прошлого года Москва и Киев уже снизили их, причем неизвестно насколько).

Очевидно одно: увеличивать прокачку нефти по украинской трубе россияне точно не будут. А значит, о достижении максимальных объемов транспортировки, на которые изначально был рассчитан трубопровод - 40 млн тонн в год, - не может быть и речи (в частности, такой дополнительный объем нефти не пропустят турецкие проливы). Кроме того, после скандала с Белоруссией в начале этого года по поводу цен на газ и тарифов на прокачку нефти россияне заявили, что намерены снизить поставки нефти по трубопроводу "Дружба" (откуда нефть и поступает в трубу "Одесса - Броды"). Замена юго - западному направлению найдена - это Балтийская трубопроводная система (БТС). За неполные шесть лет эксплуатации этого маршрута объемы прокачки по БТС выросли с 12 до 74 млн тонн в год.

Лет через пять, может быть

Планы Украины по диверсификации снова отсрочены. При этом нам дают понять, что, возможно, когда - нибудь мы снова понадобимся. Приехавший вместо Нурсултана Назарбаева на саммит в Польшу казахстанский министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат Киинов сделал очень неопределенное заявление. "Казахстан постоянно ищет возможности доставки своего сырья на различные рынки и поэтому изучает любые предложения, в том числе и возможность участия в проекте Одесса - Броды - Плоцк", - заявил он, подписав коммюнике вместе с президентами Польши, Украины, Литвы, Грузии и Азербайджана.

Рассчитывать на азербайджанскую нефть, несмотря на обнадеживающие заявления некоторых бакинских чиновников, Украине тоже не приходится. Государство Азербайджан контролирует менее 20% нефтедобычи страны. Большая часть этой нефти идет на удовлетворение внутренних потребностей республики. Тогда как многие западные компании, работающие в Азербайджане, являются акционерами проекта Баку - Тбилиси - Джейхан и потому заинтересованы в прокачке нефти именно по этой трубе, вышедшей только на треть своей проектной мощности.

Тем временем не утихают споры об экономической целесообразности транспортировки каспийской нефти по украинской территории. Как сообщил источник в правительстве, доставленная таким образом нефть оказывается на 17 долларов дороже российской. Восточноевропейские нефтеперерабатывающие заводы, построенные еще по советским проектам и ориентированные на российское сырье, не способны ощутить более высокое качество низкосернистой нефти из Прикаспийского региона. Расставить точки над должно было оглашение бизнес - плана по достройке нефтепровода до Плоцка, который разработал международный консорциум SWECO на деньги Еврокомиссии. Документ был готов еще в начале 2007 года, однако его презентация по непонятным причинам пока не состоялась.

Каспийская нефть в обход России действительно обходится Европе слишком дорого. Именно поэтому Польша все это время так вяло реагировала на робкие заявления Украины о том, что неплохо было бы ускорить достройку трубопровода. Даже новые члены ЕС, откровенно настроенные против России, переплачивать тем не менее не хотят.

Если планы Казахстана по увеличению добычи нефти осуществятся, возможно, лет через пять он снова начнет испытывать дефицит транспортных мощностей. Тогда Украине выпадет очередной и, вероятно, последний шанс заполнить свою трубу каспийской нефтью. Однако отстаивать свои интересы на международной арене может только сильная страна, готовая к решительным действиям. Именно так ведет себя Россия - и добивается весомых результатов. Значит, нам есть чему поучиться.

Наталка Прудка, Глеб Простаков

За матеріалами: Эксперт.UA
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6688
 0,0673
0,17
EUR
1
42,4972
 0,0563
0,13

Курс обміну валют на вчора, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4063  0,03 0,07 39,9633  0,02 0,05
EUR 42,2488  0,03 0,08 43,0083  0,01 0,02

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6900  0,10 0,25 39,7100  0,10 0,25
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес