Фінансові новини
- |
- 25.01.25
- |
- 01:47
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Объективные и субъективные причины начавшегося подорожания бензина
10:37 23.04.2007 |
Думаю, многие автолюбители уже заметили подорожание нефтепродуктов и задаются вопросом: с чем это связано? Отвечаем - с несколькими факторами объективного и субъективного характера. Причем порой непонятно, где фактор субъективный, а где объективный.
Начну с мировых тенденций. Казалось бы, стоит ждать хороших новостей - с 1 апреля 2007 года экспортная пошлина на российскую нефть снижена до $156,4 за т (раньше была $179,7 за т). Это отголоски приятного прошлого, когда на протяжении первых двух месяцев года стоимость нефти на международных биржах устойчиво снижалась (напомню, что экспортная пошлина на российскую нефть прямо пропорционально зависит от динамики средневзвешенной цены сорта Urals).
Начиная же с конца февраля ситуация резко изменилась. Цены на нефть на фоне бесперебойных поставок из крупнейших добывающих стран остаются стабильно высокими. В конце позапрошлой недели они не смогли "прорвать" барьер в $66,35 за баррель, но уже прошлая неделя дала повод для оптимизма игрокам на повышение. Причина банальна: ситуация в Иране и с запасами бензина в США, которые снижаются 10 недель подряд, продолжает создавать мощный стимул для покупок впрок.
В среднесрочном плане возможно достижение отметки $70 - 71 за баррель нефти. А в случае обострения геополитической ситуации и продолжения падения запасов бензина мы можем увидеть еще более резкий рост котировок. Это, безусловно, объективный фактор, влияние которого нельзя недооценивать. Некоторые эксперты утверждают, что украинский рынок реагирует на тенденции мирового с полуторамесячным опозданием. Действительно, с даты перелома тенденции на международных нефтяных рынках прошло как раз полтора месяца.
Второй, в основном объективный, фактор - повышенный спрос на топливо в период проведения посевных работ. Как бы мы ни ругали наше сельское хозяйство, но кушать все равно хочется. Впрочем, выражая субъективную личную точку зрения, предположу, что подорожание топлива из - за полевых работ прибавило не более 10 копеек к цене литра бензина.
Если верить обнародованным статистическим данным, в феврале прошлого года общий объем бензина на рынке составлял 365 тысяч тонн, в феврале нынешнего года - 451 тысячу тонн. Стабильность есть и в вопросах объема дизельного топлива - как и в феврале прошлого года, потребители получили 380 тысяч тонн топлива. В марте на рынок поступило 450 тысяч тонн бензина против 320 тысяч тонн - в первом весеннем месяце 2006 года, 500 тысяч тонн дизтоплива против 450 тысяч тонн в прошлом году.
То есть благодаря определенному насыщению рынка Кабмину удалось минимизировать ставший привычным рост цен на топливо в период проведения посевных и уборочных кампаний. Более того, если бы представители агропромышленного комплекса активнее позаботились о своих потребностях в феврале, не исключено, что влияние этого сезонного фактора было бы еще менее заметно. Тем не менее чувствуется прогресс - если раньше в период активного проведения сельхозработ рост цены топлива на 30 копеек никого не удивлял, то сейчас даже 10 копеек выглядят очень заметными.
Теперь перейдем к неоднозначным с точки зрения субъективизма - объективизма факторам. Так, в начале марта крупнейшие операторы рынка нефтепродуктов обвинили правительство в невыполнении условий подписанного осенью прошлого года меморандума. Дело в том, что Кабмин без согласования с ними утвердил повышение с 1 апреля тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам на 17 - 19,6%. В своих заявлениях нефтяные компании утверждали, что действия правительства подстегнут наметившийся рост цен на нефтепродукты, и уже в апреле он может составить 20 - 25%.
Напомним: в прошлом году была попытка повысить эти расценки, однако после обращения "ТНК - ВР" к вице - премьеру Андрею Клюеву, в котором компания сообщила о возможной остановке принадлежащего ей Лисичанского НПЗ, инициатива Минтранса была отклонена. Объективности ради заметим, что в общем разделе меморандума есть норма, которая предусматривает предварительное согласование и рассмотрение на заседании экспертно - аналитической группы по вопросам развития нефтяного рынка и нефтеперерабатывающей промышленности Украины всех проблем, связанных с развитием рынка. Вопрос о пересмотре тарифов на заседании экспертно - аналитической группы не рассматривался. Пожалуй, Кабмин мог бы поискать на этот счет общий язык с крупными нефтетрейдерами. И скорее всего, мог бы найти. Но вместо этого решили, предвидя острую реакцию со стороны нефтяников, заявить, что к производителям и поставщикам нефтепродуктов будут применяться санкции в случае, если во время посевной кампании произойдет стремительный рост цен на топливо. Так, вице - премьер - министр по вопросам сельского хозяйства Виктор Слаута заявил, что такие санкции возможны, если при увеличении топлива не удастся удержать рентабельность продукции аграриев на уровне 30%.
Однако у описанной выше ситуации есть и объективная составляющая. Действительно, тарифы "Укртранснефти" на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам по внутренним маршрутам с 1 апреля в 2007 года выросли. Но для этого есть ряд действительно логичных причин, среди которых можно выделить следующие.
Во - первых, это сокращение потребления российской нефти отечественными НПЗ с 23,5 млн. т в 2003 году до 11,7 млн. т в 2006 году, что, в свою очередь, вызвано остановками на ремонт Одесского и Херсонского НПЗ и уменьшением переработки на Дрогобычском и Надвирнянском НПЗ. Во - вторых, увеличение размера рентной платы за транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам на 30%. В - третьих, включение в состав валовых расходов сумм налога на добавленную стоимость, не подлежащих возмещению в результате внесения изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость". И, в - четвертых, ежегодный рост инфляции и увеличение цен на энергоносители и материалы, в частности на газ, электроэнергию, горюче - смазочные материалы, металлопродукцию. Кто - то будет утверждать, что какой - то из приведенных факторов не имеет под собой реальных оснований? Добавлю еще один - эти тарифы не пересматривались в течение четырех лет. А что еще в Украине не дорожало с 2003 года?
По объективным оценкам, прирост стоимости 1 л условных светлых нефтепродуктов в результате увеличения стоимости транспортировки должен составлять в пределах 0,2 - 0,5 коп. Скорее всего, нефтяные компании просто отыскали более - менее приличный с их точки зрения предлог для того, чтобы обосновать совершенно естественное желание для хозяйствующих субъектов (основной смысл деятельности которых - получение прибыли) поднять цены на производимую и продаваемую ими продукцию.
Еще один фактор, являющийся одновременно как субъективным, так и объективным. Речь идет о пока не реализованном проекте под условным названием "Создание стабилизационного фонда нефтепродуктов", с помощью которого правительство собиралось корректировать рыночные цены. Дело в том, что проверка ГП "Укртранснефтепродукт" показала отсутствие у нее мощностей для создания госрезерва на базе этого предприятия. Впрочем, в правительстве от создания стабфонда в будущем не отказываются.
Министерство топлива и энергетики ведет переговоры о привлечении одной из нефтеперерабатывающих компаний к восстановлению мощностей "Укртранснефтепродукта". Говорят, что речь идет об одном из крупнейших нефтепереработчиков в Украине - компании "Лукойл - Украина". Для восстановления мощностей "Укртранснефтепродукта" на первоначальном этапе необходимо около $160 млн. Вот только как бы согласие "Лукойла" инвестировать в восстановление мощностей "Укртранснефтепродукта" не означало того, что правительство гарантировало компании уступки в сфере нефтебизнеса. "Лукойл" является экспортно - ориентированной компанией, и поэтому, скорее всего, будет инвестировать в проект в обмен на льготы при транспортировке своей продукции в системе нефтепроводов "Укртранснефтепродукта". Также нельзя исключать, что компания "Лукойл" попытается получить контроль над миноритарным пакетом акций компании "Укртранснефтепродукт". Хотя в любом случае пока все это - не более чем размышления.
При этом надо отметить, что усилия по диверсификации партнеров в рамках создания резерва нефтепродуктов предпринимаются - ОАО "Укртранснефть" и ООО "ТНК - ВР Украина" подписали соглашение о переработке на Лисичанском НПЗ 100 тыс. тонн нефти ежемесячно в рамках формирования стабилизационного запаса нефтепродуктов. "Укртранснефть" будет закупать нефть у компании "ТНК - ВР". С 20 апреля готовая нефтепродукция начнет поступать на нефтебазы. При этом нефть будет перерабатываться в дизельное топливо и бензин А - 76.
Хотя и здесь есть вопросы. Не считая "ТНК - ВР Украина", в стране есть еще как минимум три завода, способных переработать указанные объемы нефти. И прежде всего это Кременчугский НПЗ, принадлежащий "Укртатнефти". Говорят, что переговоры на данную тему велись около трех месяцев, но "Укртранснефти" так и не удалось договориться с представителями этого предприятия. Причины назывались разные, но скорее всего отсутствие договоренности связано с продолжающимися уже несколько лет деловыми недоразумениями между "Укртранснефтью" и "Укртатнефтью". Опять же это не более чем предположение, но есть определенные основания полагать, что партнерство "Укртранснефти" с "ТНК - ВР Украина" связано с тем, что последняя лелеет надежду на реконструкцию Лисичанского управления магистральных нефтепродуктопроводов. Не исключено, что за счет государственных средств.
Ко всему прочему несколько удивляет и запланированный период закладки ГСМ в стабилизационный фонд: в разгаре посевная, следовательно, цены на нефть и нефтепродукты вот - вот достигнут своего пика. Кстати, о структуре стабилизационного фонда: его планируют в равных долях сформировать за счет дизельного топлива и бензина с октановым числом 76. Получается, этот фонд формируют исключительно для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в период посевных и уборочных (именно А - 76 и дизтопливо используют аграрии)?
Теперь о субъективных факторах. Сразу же после известного Указа Президента о роспуске парламента нефтяные компании проинформировали правительство о возможном прекращении поставок нефти на украинские НПЗ начиная с июня этого года. Причиной стала "старая язва" - задолженность государства по возврату НДС на сумму $276 млн. Назывались и довольно приличные суммы, образовавшиеся в виде переплаты нефтетрейдерами авансовых платежей налога на прибыль. Надеюсь, до остановки переработки нефти дело не дойдет, но и давать повод производителям и торговцам нефтепродуктами для таких заявлений, пожалуй, не стоило бы.
С другой стороны, если при всех объективных и субъективных составляющих стоимость литра А - 95 не превысила верхней границы рекомендованного секретариатом экспертно - аналитической группы по вопросам развития нефтяного рынка и нефтеперерабатывающей промышленности Украины при Кабмине "ценового коридора", значит, не так все плохо, как может показаться на первый взгляд. Пока за три недели апреля мы наблюдаем в среднем двухпроцентный рост стоимости горючего, что, согласитесь, вполне в рамках разумных ценовых колебаний.
Вячеслав БУТКО