Фінансові новини
- |
- 22.12.24
- |
- 23:11
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Наймаючи на роботу людину, яка розумніша за вас, ви показуєте, що все-таки ви розумніші" Річард Грант |
Стабфонд может купить только очень дорогую нефть
10:45 26.03.2007 |
Как стало известно "k:" от информированного источника в Минтопэнерго, ОАО "Укртранснафта" и "ТНК - ВР Украина" достигли лишь устных договоренностей о поставке госкомпании нефти и ее переработке на Лисичанском НПЗ. Контракт планировалось подписать еще в марте, однако переговоры затянулись. По словам собеседника "k:", это напрямую связано с финансовой составляющей сделки: пока "Укртранснафта" не переведет средства "ТНК - ВР Украина", процесс не начнется. На сегодня обсуждается возможность поставки и переработки в апреле 100 тыс. т нефти. Между тем резерв предполагает закладку 200 тыс. т. Такая разница в цифрах является доказательством того, что компания решила следовать такой модели закладки резерва: 50% - через переработку нефти, 50% - закупка готовых нефтепродуктов у трейдеров. В то же время ценовая конъюнктура, сложившаяся на рынке, явно неблагоприятна для таких операций.
Предприимчивые трейдеры в преддверии "высокого" сезона раскачали крупнооптовый сегмент после зимней спячки, за которым потянулся и весь рынок. По словам экспертов, нынешний рост цен на нефтепродукты в Украине является следствием аналогичных тенденций на европейском рынке, которые наблюдались во второй половине февраля. В ближайшее время рост продолжится и составит как минимум 20%. Его подхлестнет грядущее повышение железнодорожных тарифов на перевозку нефтепродуктов и увеличение тарифных ставок на прокачку нефти по внутренним направлениям. Кроме того, стоимость российской нефти, которую контрактуют отечественные НПЗ на апрель, выросла на $20 - 25 за тонну. Анализируя перечисленные факторы, можно сделать вывод, что "Укртранснафта" с покупкой нефти по выгодной цене и началом ее переработки довольно серьезно запоздала. В нынешних условиях "Укртранснафте" будет крайне затруднительно "подзаработать" на продаже топлива. Учитывая тот факт, что практически весь объем предполагается реализовывать сельхозпроизводителям, компания и вовсе может сработать себе в убыток.
Пессимистические прогнозы в отношении сроков закладки резерва подтверждает ситуация с хранением готовых нефтепродуктов на мощностях ГП "Укртранснафтопродукт" (УТНП). Первоначально предполагалось, что оно станет правопреемником целостных имущественных комплексов четырех ГП, в частности Бориспольского предприятия магистральных нефтепродуктопроводов, Кременчугского районного управления магистральными нефтепродуктопроводами, Лубенского районного управления магистральными нефтепродуктопроводами и Лисичанского районного управления магистральными нефтепродуктопроводами. Согласно уставу предприятия, в него могут войти только компании, не находящиеся в процессе банкротства. К таковым относятся ГП в Кременчуге и Лубнах. На сегодня от Лисичанского управления, по словам очевидцев, практически ничего не осталось: все трубы выкопаны, а из 16 резервуаров для хранения нефтепродуктов осталось только четыре. Кроме того долг, предприятия перед кредиторами составляет около 17 млн. грн. Но самая интересная ситуация сложилась вокруг Бориспольского управления. По данным "k:", еще в прошлом году предприятие было выведено из стадии банкротства, что давало ему основания войти в состав УНТП. Однако присоединять его чиновники не спешат. В данном подразделении имеются достаточно крупные резервуары по хранению, которые сегодня находятся в долгосрочной аренде.
Это предприятие также не стало объектом проверки специальной межведомственной комиссии, которую Минтопэнерго создало по инициативе СБУ в конце января. Тогда ревизию провели только в Кременчугском и Лубенском управлениях. Возможно, такая "забывчивость" контролирующих органов объясняется нежеланием вскрывать подробности долгосрочных соглашений на аренду резервуарного парка. С учетом того, что парк находился в эксплуатации и его мощности составляют порядка 100 тыс. т, данный актив мог бы стать существенным дополнением к 40 тыс. т, которые есть в Лубнах и Кременчуге. Поскольку "Укртранснафта" не имеет собственных мощностей хранения, затягивание процесса консолидации активов может привести к тому, что компании придется раскошелиться на оплату услуг. А это еще больше увеличит затраты на формирование резерва. Так что Минтопэнерго придется поторопиться, чтобы успеть заложить хотя бы минимальный запас нефтепродуктов в анонсированные сроки. В апреле некое подобие запаса, возможно, и будет создано, дабы "не посрамить честь". Однако в целом все это заставляет задуматься об экономической целесообразности данного мероприятия и успешности его дальнейшего функционирования.
Заурбек Сулбетдинов