Фінансові новини
- |
- 08.05.24
- |
- 15:12
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Дан старт проекту нефтепровода "Бургас - Александруполис", однако с наполнением нефтепровода могут возникнуть проблемы: Каспийский трубопроводный консорциум отказался от участия в проекте
09:07 16.03.2007 |
Дан старт проекту нефтепровода "Бургас - Александруполис". В случае реализации проекта Греция избежит нефтяной зависимости от Турции, Болгария получит транзитные доходы, а Россия обойдет проблемные для прокачки нефти страны с юга.
Трубопровод "Бургас - Александруполис", трехсторонний документ о сооружении и эксплуатации которого подписали Россия, Греция и Болгария, предусматривает создание нового, дополнительного маршрута, который позволит транспортировать нефть из портов Черного моря на рынки Европы, США и Азиатско - Тихоокеанского региона через Болгарию и Грецию. Стоимость проекта составит около 1 млрд. евро. С российской стороны соглашение подписал глава Минпромэнерго Виктор Христенко, с греческой - министр развития Димитрис Сиуфас, с болгарской - министр развития и общественных работ Асен Гагаузов.
По утверждению премьер - министра Греции Константиноса Караманлиса, "в случае реализации соглашения нефтепровода Греция усиливает свое стратегическое положение, получает сотни рабочих мест и доходы от транзитных платежей, а Евросоюз приобретает еще один канал поставок российской нефти".
Нефти и земли нет
Однако с наполнением нефтепровода могут возникнуть проблемы: Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) отказался от участия в проекте. Официальная причина отказа - коммерческая незаинтересованность.
Ситуация складывается следующая: свободных резервов нефти на Черном море у России нет, и без каспийской нефти заполнить трубу мощностью до 50 млн. тонн в год достаточно сложно.
КТК транспортирует в Новороссийск около 30 млн. тонн нефти в год. Оттуда она танкерами отправляется через турецкие проливы в Европу.
Помимо этого, сохраняется неопределенность с землей для трехсоткилометрового трубопровода как в Греции, так и в Болгарии.
"Трансбалтийское" чудо
Впервые о проекте "трансбалтийского" нефтепровода заговорили 13 лет назад. Все участвующие в проекте "Бургас - Александруполис" государства (Россия, Греция и Болгария) тогда подписали соответствующие соглашения, что танкерами из Новороссийска и других портов Черноморья нефть будет доставляться в Бургас и затем по трансбалканскому нефтепроводу перекачиваться в греческий порт Александруполис. Но в связи со значительным падением добычи "черного золота" в России дело тогда застопорилось.
С ростом добычи и резким увеличением экспорта в Европу о балканской альтернативе Босфору и Дарданеллам вспомнили, и у проекта началась вторая жизнь. Катализатором стало изменение мировой конъюнктуры и резкое повышение цен на нефть. Через Черное море вывозится свыше 70 млн. тонн российской нефти и нефтепродуктов (почти треть всего экспорта), турецкая сторона вводит все новые и новые ограничения - запрет на движение танкеров в ночное время, не допускается одновременное нахождение в акватории проливов двух танкеров, введены жесткие ограничения из - за плохой погоды. Простои, соответственно, удорожают нефть.
Проектная протяженность трассы нефтепровода "Бургас - Александруполис" - 280 км, пропускная способность - 35 млн. тонн в год с возможным увеличением до 50 млн. тонн в год. В проекте предусмотрено использование технологии последовательной перекачки нефти разных сортов.
Принадлежать нефтепровод будет международной проектной компании, которую учредят участники. Доля российской стороны составит 51%, которой будет управлять ООО "Трубопроводный консорциум Бургас - Александруполис", созданное "Роснефтью", "Газпромом нефтью" и "Транснефтью". Болгарии и Греции будет принадлежать по 24,5%.
Нефтепровод "Бургас - Александруполис" планируют ввести в строй в 2009 - 2010 годах.
Куренкова Дарья