Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Вразрез правительственным декларациям о тотальном снижении тарифов на большинство видов транспортных перевозок, в Украине продолжается рост цен на топливо

С конца прошлой недели цены на бензин начали постепенно подниматься, превысив предельный барьер, обещанный в начале ноября вице - премьером А.Клюевым. В некоторых регионах страны бензин марки А - 95 уже стоит 3,7 - 3,9 грн/л., при этом участились случаи, когда на АЗС розничная продажа бензина и вовсе прекращается в связи с дефицитом топлива.

Напомним, что в августе 2006 г. правительство Украины подписало меморандум с собственниками НПЗ и АЗС об обеспечении поставок нефтепродуктов на украинский рынок. В частности, речь шла о возвращении практики взимания пошлины при импорте нефтепродуктов в Украину. Кроме того, правительство обязалось способствовать решению вопросов снижения тарифов на транспортировку темных нефтепродуктов по железной дороге на экспорт, а также ввести налоговые преференции при поставках оборудования для модернизации НПЗ (снижение пошлин и НДС).

В свою очередь, собственники украинских нефтеперерабатывающих заводов обязались увеличить объемы производства нефтепродуктов для полного удовлетворения украинского рынка, провести реконструкцию и модернизацию своих заводов для производства бензинов на уровне евростандартов. Меморандум подписали премьер - министр Виктор Янукович, президент ОАО "Лукойл" Вагит Алекперов, исполнительный директор "ТНК - ВР" Герман Хан, генеральный директор ОАО "Татнефть" Шафагат Тахаутдинов, глава правления ЗАО "Укртатафта" Сергей Глушко, член наблюдательного совета "Укрнафта" Игорь Коломойский, президент ОАО "Группа Альянс" Муса Бажаев и др.

1 ноября во время заседания экспертно - аналитической группы по анализу рынка нефти и нефтепродуктов Украины правительство и нефтетрейдеры договорились, что цена бензина марки А - 95 на розничном рынке в течении десяти дней снизится до 3,65 грн/л, цена дизельного топлива - до 3,60 грн/л. Действительно, согласно договоренностям с 12 ноября началось удешевление стоимости топлива на украинских АЗС. Это дало повод правительству говорить о возможности снижения тарифов на транспортные перевозки, а также цен на продукцию, на стоимость которых существенное влияние оказывает транспортная составляющая. Однако, стабильность на топливном рынке продлилась около двух недель, после чего, как было сказано, цены поползли вверх, а бензин на заправках начал исчезать.

Более того, ценовым шоком не только для рынка, но и для транспортного комплекса может стать повышение цен авиатоплива на 20 - 25%. Первыми о подобных намерениях заявили трейдеры ЗАО СП "КРЕБО" и ООО "ЛУК - Авиа Ойл". Это вызвало крайне негативную реакцию со стороны отечественных авиакомпаний. Два крупных участника рынка "АэроСвит" и "Международные Авиалинии Украины" выступили с совместным заявлением, в котором пригрозили, что необоснованное повышение цен на авиатопливо в Украине приведет к коллапсу рынка авиаперевозок. Компании предупредили, что следствием скачка цен станет отказ от введенной в октябре - ноябре текущего года системы сниженных социально - ориентированных тарифов. Будут повышены цены на авиабилеты на ряде маршрутов и прекращено сообщение на тех направлениях, где пассажиры не смогут оплатить перевозки по цене, соответствующей запросам топливозаправочных компаний.

Интересно, что "КРЕБО" и "ЛУК - Авиа Ойл" являются подконтрольными структурами "Укртатнафты" и "Лукойл Украина" соответственно, то есть компаний, которые подписали меморандум о сотрудничестве с правительством и взявших на себя обязательства о снижении цен. По всей видимости, рост стоимости на авиатопливо является неким сигналом для украинского правительства с целью активизации его деятельности в рамках реализации взятых на себя обещаний.

По словам экспертов, от договоренностей, заложенных в меморандуме, отошел именно Кабинет министров. Оговоренные в меморандуме преференции нефтеперерабатывающей отрасли и трейдерам нефтепродуктов остаются нереализованными. Практически ни один из реальных инструментов стимулирования деятельности нефтяных компаний так и не был задействован.

Заминка с выполнением своих обещаний объясняется трудностями, с которыми придется столкнуться украинскому правительству в случае начала их реализации. Прежде всего, производители топлива настаивают на увеличении ставки налогообложения импорта нефтепродуктов. Однако, если Кабмин на данном этапе пойдет на этот шаг, то Украину ожидает резкий скачек цен на топливо и актуализация проблемы дефицита.

Дело в том, что минимальная потребность отечественного рынка светлых нефтепродуктов составляет около 10 млн. т., 50% из которых - бензин, а остальные 50% - дизельное топливо. Учитывая техническую характеристику наших НПЗ, для этого понадобится 18 - 20 млн. т. сырой нефти. Однако, за 10 месяцев этого года украинские НПЗ переработали только 11 млн. т. нефти (это на 26,6% или на 4 млн. т. ниже аналогичного показателя прошлого года). При этом, переработка нефти несмотря на договоренности с собственниками украинских заводов продолжает падать. В октябре заводы переработали около 638 тыс. т. нефти, что практически наполовину ниже показателя прошлого года. Таким образом, если перекрыть импорт, даже с учетом украинской нефти дефицит нефти в Украине составит около 5 млн. т., или 25% от минимальной потребности.

Помимо увеличения пошлин нефтепереработчики настойчиво требуют от правительства отменить НДС на импорт оборудования для модернизации НПЗ с целью увеличения глубины переработки нефти. Однако, и этого на сегодняшний день правительство обеспечить не может, поскольку растущий дефицит бюджета обуславливает необходимость расширять налоговую базу и повышать налоговую нагрузку, особенно в тех секторах экономики, где отсутствуют интересы близких к Кабмину ФПГ.

Таким образом, Кабмин сегодня оказался в непростой ситуации, в которую попал по своей же вине. Раздача обещаний без тщательного экономического анализа издержек для бюджета и экономики, может привести к тому, что соглашение между властью и нефтяными компаниями будет лишено практического наполнения. По всей видимости, начавшийся рост цен на бензин, и заявления о возможности резкого скачка стоимости авиатоплива являются последним китайским предупреждением участников рынка для правительства.

Алексей Молдован

За матеріалами: ugmk.info
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес