Фінансові новини
- |
- 05.05.24
- |
- 18:44
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Чем хуже обстоят дела у Украины по диверсификации поставок нефти, тем масштабнее выглядят предлагаемые проекты
17:16 23.11.2006 |
Такие мысли возникают, глядя на Программу Кабинета Министров диверсификации источников поставки нефти в Украину на период до 2015 года . Напомним, что соответствующее постановление правительства было подписано 8 ноября за номером 1572.
Несмотря на то что программа рассчитана на период до 2015 года, на самом деле лишь два ее пункта предполагают выполнение к 2010 году. Остальные рассчитаны на выполнение в 2006 - 2008 году. Остается загадкой, почему Программа официально рассчитана до 2015 года, когда на этот срок остается лишь один пункт, который, собственно и дает основания сделать вывод о серьезности всего документа.
Итак, первым пунктом Программы значится: "повышение конкурентоспособности нефтеперерабатывающей отрасли - модернизация и реконструкция НПЗ с целью доведения глубины переработки нефти до 80%, улучшение качественных характеристик нефтепродуктов". При этом в графе "исполнители" значится "Минтопэнерго вместе с субъектами хозяйствования - собственниками пакетов акций НПЗ".
Конечно, документ опускает такие подробности, как, например, то, каким образом Минтопэнерго будет заставлять собственников НПЗ модернизировать предприятия, ведь подавляющее большинство из них принадлежит российским инвесторам. Инициатива же Кабмина, направленная на льготный ввоз в Украину оборудования для НПЗ, действует только до 31 декабря 2009 года. Во всяком случае, так значится в законопроекте правительства #2357. Поэтому непонятно, то ли правительство поспешило с подачей законопроекта, то ли решило продлить льготные условия до 2015 года, ибо в противном случае не ясно, как еще Минтопэнерго может участвовать в реконструкции НПЗ, принадлежащих коммерческим структурам, да еще и с иностранными инвестициями.
Следующей новацией Кабмина является пункт Программы, предусматривающей строительство новых НПЗ с глубиной переработки не менее 95%. Ответственный за выполнение - снова таки Минтопэнерго. Это и понятно. Стоимость современного НПЗ с подобной глубиной переработки нефти переваливает за 1 миллиард долларов США. При том, что ныне существующие НПЗ загружены лишь на 35 - 40%, участие в строительстве новых объектов негосударственными инвесторами выглядит бесперспективно. При таких объемах поставки и загрузки мощностей завод начнет приносить прибыль уже после того, как его ресурс будет исчерпан. Однако данный пункт не исключает возможности для правительства открыть "дыру" в бюджете на миллиард долларов США.
Интересен пункт Программы, в котором предусматривается поставка легкой азербайджанской нефти на Шебелинский ГПЗ в объеме 0,5 миллионов тонн в год. Очевидно, что указание конкретных объемов может говорить о том, что Кабмин уже имеет предварительные договоренности с Баку о поставке. Однако, следует отметить, что 0,5 миллионов тонн в год - это в 102 раза меньше нефтеперерабатывающих мощностей Украины и в 90 раз меньше ее среднегодовых потребностей в нефти. Так что нельзя даже предположить, что поставки на Шебелинский ГПЗ хоть как - то решит вопрос диверсификации, хотя, безусловно, это решит вопрос обеспечения нефтепродуктами автопарка Кабинета Министров.
Гениальным выглядит пункт Программы, который предусматривает "разработку технико - экономического обоснования проектов поставок нефти в Украину из альтернативных источников (Каспийский регион, страны Ближнего Востока и Северной Африки) и ее транзита в европейские страны". Странно, как в Кабмине упустили поставку нефти с месторождений в Южной Америке. Разрабатывать план Минтопэнерго вместе с "Нефтегазом Украины" и "Укртранснафтой" планируют аж до 2007 года. Разрабатывать план и вести переговоры - не одно и то же, а поэтому подобный пункт выглядит банальной отсрочкой того, что и так предельно ясно - альтернативные поставки нефти из стран Ближнего Востока и Северной Африки можно осуществлять лишь по мировым ценам, что для Украины не под силу. Участие же в транзите на европейский рынок, особенно из Северной Африки, да и с Каспийского региона, где еще не в полной мере загружены мощности Баку - Тбилиси - Джейхан - совершенно лишний пункт, лишь подчеркивающий несерьезность и непрофессионализм авторов документа.
К тому же непрофессионализму можно отнести и пункт о реализации проекта строительства нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк. Сам же Кабмин договорился с Польшей о транспортировке нефти по Одесса - Броды в чешские Кралупы. То ли правительство имеет законтрактованные объемы нефти для поставки и в Кралупы, и в сторону Плоцка, или в Кабмине одна рука не знает, что делает другая.Сюда же относится и план правительства провести переговоры с Азербайджаном, Грузией и РФ по транзиту каспийской нефти через территорию Украины. Зачем Азербайджан и Грузия - участники БТД - будут транспортировать нефть через Украину по не вполне понятным маршрутам. Раздел о фантазиях Кабмина по поставкам нефти из далеких стран завершается предложением транспортировать нефть из Ирака через Турцию к черноморским портам. Однако, если речь идет о транзите иракской нефти в Европу через Украину, то зачем делать такой крюк, когда из Джейхана открывается доступ на весь средиземноморский рынок? В то же время умалчивается и то, кто и за чей счет будет достраивать инфраструктуру, включая нефтепроводы по территории Ирака и Турции для поставок нефти исключительно для Украины. При обоих вариантах использования маршрута из Ирака через Турцию участие Украины выглядит нерентабельно.
В итоге весь документ, предложенный Кабмином под названием "Программа диверсификации источников поставки нефти в Украину на период до 2015 года", похоже, слеплен из наспех подготовленных предложений различными экспертами, которые даже не удосужились проанализировать вероятность выполнения такой программы и состоятельность некоторых ее положений. Появление на свет подобных документов сильно бьет по имиджу Кабинета Министров, так активно позиционирующего себя, как "правительство профессионалов".
Александр Доронин