Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украина отказывается от Черноморского шельфа (Украина снова медлит с принятием решения по разработке черноморского шельфа. В результате мы можем проиграть всем странам-соседям)

На сегодняшний день энергетическая независимость Украины во многом связана с разработкой и освоением глубоководного шельфа Черного моря. В то же время, среди всех стран Черноморского бассейна Украина до последнего времени выглядела наиболее отсталой в темпах развития морской нефтегазодобычи.

Убегающие соседи

Лидером в этой отрасли можно считать Турцию, которая еще в 1995 г. привлекла американские компании Aramco и BP к доразведке глубинных структур в западной и центральной части Черного моря, в результате чего подтвердила наличие 100 млн т нефтяного эквивалента в промышленных запасах структуры Хребет Андрюсова.

Не отстают от Турции Румыния, Болгария и Грузия, которые смогли привлечь к доразведке своего шельфа инвестиции ряда небольших, но достаточно агрессивно настроенных западных нефтекомпаний. В начале 2004 года в разряд продвинутых игроков нового рынка черноморской нефтегазодобычи неожиданно выдвинулась Россия, которая оказала максимальную поддержку нефтекомпаниям "ЮКОС" и TotallFinaElf для начала реализации проекта по освоению месторождений структуры Вал Шацкого.

В тоже время за последний год наша держава значительно приблизилась к самой главной и желанной цели - вступлению в элитный клуб "глубоководных бурильщиков". Был проведен тендер на разработку Прикерченского участка шельфа Черного моря, победителем которого была признана Vanco International Ltd. - дочернее предприятие американской компании Vanco Energy. Однако со сменой правительства сроки заключение СРП с этой компанией начали оттягиваться, а следовательно и разработка шельфа. Кроме того, новое правительство решило подойти к освоению шельфа по иной схеме, значительно отличающейся от прежней. Если приоритетом старой команды было привлечение иностранных компаний, то девиз новой можно охарактеризовать следующим образом - "Мол, ресурсов собственных и так не очень много. Вот и добывать их будем собственными силами". При этом все прекрасно понимают, что ни у государства, ни у отечественных частных инвесторов необходимых средств, да и технологий, для этого нет. В подтверждение этому можно привести ряд примеров - годовой бюджет НАК "Недра Украины" на геологоразведку составляет аж 60 млн. грн, а бурение только одной скважины на глубоководном шельфе может достигать 60 и более миллионов долларов, да и закупить дорогостоящее глубоководное оборудование вряд ли удастся - единственная подводная лодка "Запорожье" без аккумуляторов стоит. Кроме того, ребром встает вопрос о физических возможностях отечественных "шельфовых первопроходцев".

По сути, лишь "Чорноморнафтогаз" занимается разведкой ресурсов и бурением на шельфах Азовского и Черного морей, однако речь идет далеко не о глубинах в 2200 метров, о которые заявляет Vanco, а о прибрежном неглубоководном шельфе - 70 - 80 метров. Мы попробовали разобраться в истинных причинах затягивания разработки глубоководной части шельфа и проанализировать последствия такого развития событий.

Военная подноготная.

Изрядную долю риска в проект освоения Прикерченского участка, причем, вне зависимости от того, кто будет на нем работать, привносит немаловажное военно - политическое обстоятельство. Это обстоятельство видно невооруженным глазом при взгляде на две карты - карты территории этого участка шельфа и карты зоны отчуждения расположенного в этом регионе объектов 31 - го Испытательного центра (ИЦ) ЧФ РФ (мыс Опук). Зоны отчуждения ракетных и торпедных стрельб расположившегося в Украине военного флота России поразительно совпадают с лицензионной площадью. С 2003 года ракетный участок полигона (испытательная база Старокрымского военного полигона вооруженных сил Украины) не используется из - за громкой и весьма странной катастрофы - 4 октября 2003 года с учебно - боевой позиции на мысе Опук украинские ПВО осуществили запуск ракеты С - 200 российского производства, в результате чего был непреднамеренно сбит российский гражданский самолет Ту - 154.

После катастрофы Украина заблокировала работу ракетной испытательной базы полигона, но с 2005 года наша страна была вынуждена возобновить на нем стрельбы. Причина возобновления выглядит очень серьезной, ведь у Украины это единственный ракетный полигон ПВО, и альтернативы ему всего лишь три: первая - усилить кооперацию с НАТО и начать использовать полигоны Альянса; вторая - усилить кооперацию с Советом Безопасности СНГ (Ташкентским Пактом) и "привязать" украинские ракеты к казахстанскому полигону Эмба; третья - вообще отказаться от ракетных учений.

В любом случае упомянутый 31 - ый ИЦ - единственная боевая площадка базирующегося в Крыму российского Черноморского флота. Российский флот без полигона жить не может. Он автоматически превращается в "красивое необученное украшение". Ведь расположенная на западе от Севастополя зона боевого выхода ЧФ РФ не имеет испытательно - учебной инфраструктуры. Правда, кроме района Феодосии, она есть на российском побережье Кавказа. Но кто может представить себе, как можно отвести под полигон тысячи гектар морской акватории в районе Новороссийска или Туапсе, насыщенного навигацией неповоротливых супертанкеров (с тормозным путем более 10 морских миль)?

Из подобного расклада военно - политических интересов, скопившегося вокруг Прикерченского шельфа, совсем не трудно представить наиболее вероятную судьбу нефтедобычи в этом районе: если зарубежные инвесторы все же найдут здесь "большую нефть", нужно будет свести работу 31 - го полигона к минимуму.

В то же время многие эксперты и чиновники расходятся во мнениях относительно влияния местонахождения этого участка на судьбу разработки шельфа. Так, экс - министр Охраны окружающий среды Павел Игнатенко сообщил , что при подготовке конкурса учитывались все факторы, в том числе и внешнеполитические. Даже учитывалась возможность наличия на территории Прикерченской площади мин времен Второй мировой войны. "Я не думаю, что одной из причин сопротивления проекту освоения этой части шельфа может являться прилежание территории к полигону", - сказал он.

Очередной "Кремлевский след"

За правительством Виктора Януковича уже давно закрепился ярлык приверженцев Кремля и лоббиста московских интересов. А как известно, наш сосед является могучей энергетической державой и привык диктовать Украине свои условия, в большей степени не выгодные, спекулируя на энергоносителях, и вряд ли захочет потерять этот рычаг влияния, а тем более уступить нашей стране "право первой ночи" на глубокой воде - имидж не позволяет. Да и запасы нефтяного сырья на украинской части шельфа позволяют надеяться, что наша страна сможет полностью загрузить отечественные НПЗ легкой нефтью. А это значит, что компании с российским капиталам, оккупировавшие отечественную нефтепереработку и розницу будут вынуждены отказаться от поставок нефти и нефтепродуктов из России, тем самым, лишив свое государство возможности подзаработать на импортных пошлинах, которые РФ с завидным постоянством задирает вверх.

Если Украина и далее будет медлить с освоением глубоководной части шельфа, мы может существенно отстать от своих соседей. При этом не следует забывать, что во многом успешность проектов зависит от первенства в этом начинании, поскольку практически все работы по глубоководному бурению ведутся на арендуемых мощностях. Из - за этого за ними просто - напросто выстраивается очередь на годы. Ситуация осложняется инфраструктурой пролива Босфор - мосты мешают кораблям - бурильщикам свободно проходить, в результате чего их приходится разбирать и монтировать на месте. Сейчас сложилась такая ситуация, что на Черном море пока работает одна подобная установка и если кто - то из наших соседей (в первую очередь Россия и Румыния) первыми начнут разработку глубоководного шельфа, Украину могут просто - напросто поставить в очередь, и тогда разработка шельфа снова отложится.

Евгений Малинин

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5345
 0,1025
0,26
EUR
1
42,3098
 0,0112
0,03

Курс обміну валют на сьогодні, 10:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3729  0,01 0,03 39,9288  0,00 0,00
EUR 42,1825  0,05 0,12 42,9621  0,03 0,07

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5300  0,10 0,26 39,5550  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес