Фінансові новини
- |
- 02.05.24
- |
- 12:19
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Бензин по 5 гривен откладывается до августа (Почему прогнозы экспертов не оправдались?)
09:34 29.06.2006 |
"Бензин будет дорожать до конца весны, а затем цены "рванут" вверх уже в июне, когда поднимется экспортная пошлина на российские нефть и нефтепродукты. Причины называются такие: рост цен на нефть на мировом рынке и, как следствие, подорожание бензина в опте и рознице; сезонный спрос на горючее в разгар сельскохозяйственных работ; сокращение импортных поставок топлива и закрытие на ремонт нескольких отечественных НПЗ", - так писала "Газета... " о возможном подорожании цен на бензин в мае.
Не удержался тогда от мрачных прогнозов и уходящий в отставку с поста секретаря СНБО Анатолий Кинах. "Я думаю, что пять гривен будет. Может где - то близко к этой цифре. Но не больше", - сказал в начале мая о 95 - м бензине нынешний претендент на пост спикера парламента.
Как показало время, ужасающего роста цен на бензин и дизтопливо не произошло. Колебания были, но не более чем 5 - 10 копеек за литр. Наверное, автомобилисты, напуганные мрачными прогнозами, даже и не заметили такого "удорожания".
Что же уберегло потребителя от чрезмерных трат на бензин?
Во - первых, как поведал "Газете... " президент Центра исследований в сфере ТЭК Олег Гавриш, цены на нефть на мировом рынке упали. Во - вторых, ожидаемого сокращения поставок импортного бензина не произошло: Россия и Беларусь решили не закручивать бензиновый краник и не обрезать себе солидную прибыль. В - третьих, отечественные НПЗ, произведя необходимую реконструкцию, снова приступили к работе и наполнили рынок украинским бензином.
- В мае произошла интересная ситуация, - говорит Гавриш. - Мировые цены на нефть упали, а пошлина выросла. Из - за этого стоимость нефти "устаканилась" и не возросла, оставшись на уровне мая. Потому и бензин подорожал всего на несколько копеек, а не на гривну и более, как прогнозировалось.
Однако майские тревоги не забылись. На днях эксперты снова затянули песнь о скором подорожании импортного бензина и топлива отечественных производителей, которые используют для его производства российское сырье. А все потому, что с 26 июня экспортная пошлина на российские нефтепродукты, поставляемые в Украину, выросла до рекордной величины - $146,9 за тонну. Опять пошли разговоры о повышении цен: специалисты заявили, что стоимость бензина и дизтоплива к августу может возрасти на 10 - 15%.
- Весной, по моему мнению, ажиотаж был подогрет искусственно, - заявил "Газете:" эксперт Виталий Давий. - Тогда на рынке было относительное затишье, и нефтетрейдеры решили "взорвать тишину", заявив о скором подорожании топлива. Это было сделано для того, чтобы повысить спрос на импортный бензин. Думаю, что удорожание импортных нефтепродуктов из России не повлияет на ситуацию на внутреннем рынке Украины - ведь значительная часть потребностей отечественных потребителей обеспечивается за счет украинских производителей топлива. Сейчас - не май, когда на реконструкцию были закрыты несколько украинских НПЗ, что позволило говорить о дефиците дешевого отечественного топлива, и вынуждало покупать российский бензин. В настоящее время все НПЗ работают, продукция благополучно поступает на заправки. Если импортный бензин все же подорожает, то массовый потребитель этого не заметит.
В мае Минтопэнерго совместно с Минэкономики корпели над проектом, который бы позволил регулировать цены на бензин в Украине. Арсений Яценюк, министр экономики, заявил тогда, что Кабмин нашел способ влиять на ценовую политику НПЗ. Правда, в чем состоит этот способ, Яценюк, не сказал. Теперь тайна раскрылась. Вместо административного влияния, как опасались эксперты, правительство предложило экономический способ регулирования рынка топлива. Этот способ вошел в один из пунктов программы деятельности парламентской коалиции. Он гласит: новое правительство должно в течение трех месяцев внести изменения в таможенный тариф Украины и закон "О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары", введя заградительную 25% - ную пошлину на импорт в Украину бензина и дизтоплива. Таким образом, между отечественными производителями топлива и властью был найден компромисс: власть ограничивает импорт нефтепродуктов, а переработчики обеспечивают внутренний рынок достаточным количеством "горючки" по приемлемым ценам. Осталось дождаться сентября, когда на наших АЗС появится дешевый отечественный бензин.
Цифра:
234 компании импортируют в настоящее время бензин и дизтопливо в Украину. Источник: Гостаможслужба.