Фінансові новини
- |
- 05.05.24
- |
- 06:17
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Ви ніколи не перетнете океан, якщо не наберетеся мужності втратити берег з поля зору" Христофор Колумб |
Нефтепереработчикам пытаются навязывать технологически невыверенные решения, от которых пострадают и заводы, и владельцы автомобилей, и само государство
09:19 23.12.2005 |
Вчера Верховная рада приняла закон, согласно которому акциз на бензины с добавками на основе биоэтанола снижается с 60 евро до 30 евро за тонну. Закон был пролоббирован Министерством аграрной политики и спиртзаводами - производителями биоэтанола. Представители нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) заявляют, что пока технологически не готовы производить нефтепродукты с содержанием биокомпонентов. Поэтому принятый документ не приведет к росту продаж в спиртовой отрасли. Эксперты утверждают, что закон создаст дополнительный способ по уходу от налогов на рынке нефтепродуктов.
Емкость рынка нефтепродуктов Украины составляет $3 млрд в розничных ценах. В год Украина потребляет порядка 16 млн т нефтепродуктов, из них по 5 млн т бензина и дизтоплива и 6 млн т мазута. Мощности Украины по переработке нефти превышают 52 млн т в год. При этом средняя загрузка по отрасли составляет 40%.
Верховная рада Украины приняла во втором чтении законопроект #7710 "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно стимулирования производства бензинов моторных смесевых)" народных депутатов Степана Довимука и Александра Мороза. В законе предусматривается снижение акциза на бензины с добавками на основе биоэтанола с 60 евро до 30 евро за тонну. В документе значится, что в случае изменения размера акциза размер налога на бензин с биодобавками до 2010 года должен быть на 30% ниже, чем налог на бензин без биодобавок. Закон предусматривает внесение изменений в закон "О предпринимательстве", согласно которым производить бензин с биодобавками могут те предприятия, которые определяет Кабинет министров по представлению Минагрополитики. Кабмин также определяет перечень государственных спиртовых заводов, которые производят биоэтанол. Документ предполагает внесение изменений в закон "О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки", согласно которым устанавливается нулевая ставка налога на биоэтанол, используемый для изготовления бензинов с биодобавками. Рада также установила, что до вступления Украины во Всемирную торговую организацию Кабмин имеет право устанавливать квоты для производства бензинов с биодобавками.
Вчера министр аграрной политики Александр Баранивский признался Ъ, что он выступил лоббистом этого закона: "Я оцениваю этот закон очень высоко, мы участвовали в его разработке. Мы все делали для того, чтобы он прошел". Кроме того, за принятие закона выступили производители спирта, в частности государственное предприятие 'Укрспирт' и концерн 'Союз - Виктан'. "Наша компания могла бы поставлять биодобавки нефтяникам в случае, если они начнут производить такое топливо", - заявлял ранее председатель наблюдательного совета ООО "Группа компаний 'Союз - Виктан'" Андрей Охлопков. "Мы хотели бы, чтобы были законодательные преференции для продажи биодобавок", - сказал председатель ГП "Укрспирт" Александр Сухомлин.
Нефтепереработчики вчера заявили, что принятый закон не приведет к увеличению объема производства топлива. "Добавки украинского производства в нынешнем виде не годятся для использования в нефтепродуктах. Нам просто пытаются навязывать технологически невыверенные решения, от которых пострадают и заводы, и владельцы автомобилей, и само государство, - сказал президент 'ТНК - ВР - Украина' Александр Городецкий. - Предыдущие попытки наладить выпуск бензинов, содержащих этанол, заканчивались неудачей". "Мы реально не сможем выпускать этот вид продукции, потому что из отечественных биодобавок качественные нефтепродукты сегодня просто не получатся, - заявили Ъ в компании 'Татнефть - Украина', перерабатывающей нефть на ЗАО 'Укртатнафта'. - Придется импортировать биодобавки из - за рубежа, а также проводить коренную реконструкцию мощностей, на которую необходимо более 700 миллионов долларов и два года работы". Впрочем, министра аграрной промышленности технологические сложности нефтепереработчиков не беспокоят. "Да, им придется немного переоборудовать свое производство, но что же в этом плохого", - сообщил господин Баранивский. Кроме того, министр аграрной политики заявил, что с введением этого закона у "нефтяников появляются серьезные конкуренты", однако не уточнил, кого конкретно считает конкурентами НПЗ в данном случае.
В то же время эксперты отмечают, что владельцы НПЗ теперь будут конкурировать с трейдерами, которые постараются использовать закон как механизм по уходу от налогов. "По сути дела, речь идет о том, что ряд трейдеров, торгующих нефтепродуктами, могут просто симулировать добавление в бензины биодобавок. И таким образом оптимизировать налоги, получая снижение акциза на бензин на 30 евро, - заявил член комитета по ТЭК Верховной рады Александр Гудыма. - Это приведет к их недобросовестной конкуренции с НПЗ. К слову, список компаний, которые имеют право производить биоэтанол, предлагает как раз Минагрополитики". В пресс - службе Минагрополитики вчера комментировать слова господина Гудымы не стали.
ОЛЕГ Ъ - ГАВРИШ, АЛЕКСАНДР Ъ - ЧЕРНОВАЛОВ, АЛЕНА Ъ - ГОЛУБЕВА