Фінансові новини
- |
- 04.05.24
- |
- 04:28
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Як посієш наволоком, то і вродить ненароком, а як посієш густо, то не буде пусто" Українське прислів'я |
Цены на автомобильное топливо в стране пока без изменений. Но ситуация в нефтепереработке вызывает серьезные опасения
17:04 07.11.2005 |
Рынок продолжает наводняться импортным горючим, что может привести к остановке отечественных НПЗ.
Объемы переработки нефти в Украине продолжают снижаться. Так, если в сентябре производительность отечественных НПЗ составила 1,36 млн. тонн, то показатель прошлого месяца выглядит скромнее - 1,268 млн. тонн. Эксперты объясняют эту тенденцию ростом поставок горючего из - за рубежа.
"Сегодня украинскому рынку очень тяжело конкурировать с импортным продуктом. Из - за этого Херсон уже давно стоит, остановился и Одесский НПЗ", - заявил президент "ТНК - ВР Украина" Александр Городецкий.
Топ - менеджер полагает, что зарубежные производители получили немалую фору перед украинскими благодаря экспортной пошлине, которую взимают с отечественных заводов. "Сейчас эта цифра составляет 180 долл. на тонну нефти. Это громадные деньги. И, безусловно, заводы в России и Белоруссии покупают нефть без пошлины, имеют значительное ценовое преимущество в цене нефтепродуктов, а потому могут легко конкурировать с украинскими заводами, которые берут эту нефть с пошлиной", - отметил он.
По мнению Городецкого, чтобы улучшить ситуацию, властям следует простимулировать модернизацию отечественных НПЗ на законодательном уровне. "Мы выходили много раз с инициативой на экспертно - аналитическую группу при правительстве, которая когда - то работала, а сейчас она, к сожалению, пока не начала своей деятельности - это вопрос отмены НДС и импортных пошлин при поставках оборудования для модернизации. Второе - стимулирование производства нефтепродуктов более высокого качества", - заявил он.
Напомним, что 17 мая Верховная Рада приняла новый закон, который предусматривает введение нулевой ставки ввозной пошлины на автомобильное топливо. До этого на украинской границе поставщики горючего обязаны были перечислять в бюджет от 15 до 40 евро с каждой тонны бензина и 1,5 евро - с каждой тонны дизтоплива.
В тот период чиновники сочли этот шаг единственно верным решением проблемы бензинового кризиса в стране. Тогда Юлия Тимошенко, будучи премьер - министром, в ответ на удорожание горючего громогласно обвинила нефтяников в картельном сговоре и пообещала сурово наказать тех, кто решил "подзаработать на украинских потребителях". И вскоре правительство установило максимальный предельный уровень розничных цен на горючее. А на бензоколонки стали наведываться специальные ревизионные группы, которые штрафовали "нарушителей".
Но административные меры произвели совершенно противоположный эффект. Заводы начали останавливаться, а бензин - исчезать. Кульминацией нефтяного кризиса стало нормирование продаж на отечественных бензоколонках. "ТНК - ВР" и "ЛУКОЙЛ" заливали в бак одного автомобиля не более десяти литров горючего.
Тогда власти решили насытить Украину импортными нефтепродуктами. Парламентарии проголосовали за принятие упомянутого закона, а Тимошенко заявила, что теперь цены на горючее "будет регулировать рынок". Чиновникам удалось обеспечить страну автомобильным топливом. Однако эти меры снизили объемы переработки в Украине. И сегодня картина выглядит так.
Лидером по переработке по - прежнему является Лисичанский НПЗ, хотя в октябре завод заметно снизил свои обороты. Если в сентябре его производительность составила 625,8 тыс. тонн, то в минувшем месяце - 542,4 тыс. тонн.
НПК "Галичина" в октябре переработал лишь 91 млн. тонн. Напомним, Дрогобычский НПЗ остановлен на ремонт еще 12 августа. Изначально объект планировали запустить через 25 дней. Однако позже работы были продлены до 1 января 2006 года. Но, тем не менее, в середине прошлого месяца менеджеры предприятия решили задействовать все работоспособные мощности и возобновили выпуск горючего.
Немного повысила свою производительность "Укртатнафта". Так, если в сентябре Кременчугский НПЗ переработал 480,6 тыс. тонн нефти, то в октябре объемы увеличились до 483,8 тыс. тонн. В то же время "Нефтехимик Прикарпатья" в минувшем месяце снизил свои обороты с 225,5 тыс. тонн до 166,4 тыс. тонн сырья. Падение производительности связано с ремонтными работами на предприятии.
Одесский НПЗ остановлен на масштабную реконструкцию и запустится примерно через три года. Херсонский НПЗ простаивает в связи с плановым ремонтом оборудования.
Розничные цены на нефтепродукты пока что остаются стабильными. Так, стоимость дизельного топлива на отечественных заправках сегодня колеблется в пределах от 3,5 до 4,39 грн./л. За литр низкооктановых марок А - 76 и А - 80 просят от 2,8 до 3,4 грн. Аи - 92 продается по 3,2 - 3,9 грн./л. А самый "ходовой" в стране бензин Аи - 95 стоит от 3,5 до 4,9 грн./л. И пока что сложно предсказать, что произойдет с топливными котировками в будущем.
Аналитик центра "Держзовнішінформ" Олег Мельник считает, что дальнейший ход событий зависит от исполнительной власти.
"Если правительство не решит вопрос о приоритетах в обеспечении рынка нефтепродуктами за счет внутреннего производства или поставок из - за рубежа, то на фоне возросшего импорта (бензины - до 20% от объемов производства, а дизтопливо - до 50%) Кременчугский и Лисичанский НПЗ могут остановиться на внеплановый ремонт. А рынок будет стремительно наполняться импортом. И тогда цены на нефтепродукты будут регулироваться стоимостью горючего на мировом рынке", - полагает эксперт.
Максим АРСЛАНОВ