Фінансові новини
- |
- 08.05.24
- |
- 09:40
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Экономические известия": "Мертворожденный ребенок" (Так президент "ТНК-BP Украина" Александр Городецкий назвал проект по строительству нового НПЗ в Бродах)
12:33 13.10.2005 |
Эксперты считают, что теоретически строительство НПЗ в Бродах не лишено смысла. О практических вопросах "ЭИ" пообщались с президентом компании "ТНК - BP Украина" Александром Городецким. Дело в том, что именно эта компания сейчас в реверсном режиме эксплуатирует трубопровод Одесса - Броды, который по замыслу участников строительства нового НПЗ должен закачивать нефть на "новостройку".
- Есть ли экономическая необходимость в постройке еще одного - седьмого - НПЗ? Насколько с экономической точки зрения целесообразна постройка НПЗ в Бродах?
- Я считаю эту идею "мертворожденным ребенком". Нет никакой экономической необходимости в строительстве еще одного НПЗ. В Украине уже существует достаточно простаивающих мощностей. Задача государства - создать условия для модернизации существующих НПЗ.
Наверное, создание нового завода - задача интересная, но я не вижу никаких экономических предпосылок. Во - первых, глупо строить нефтеперерабатывающий комплекс мощностью 8 млн. т за $3 млрд. - это несопоставимые, завышенные цифры. $3 млрд. - слишком много даже для высокотехнологичного завода. Во - вторых, заявленные компании - инвесторы никому и ничем не известны - за ними нет ни истории, ни знаний, ни опыта, ни нефти. Я не верю, что речь идет об американских инвесторах. Американцы привыкли вести бизнес прозрачно, а $3 млрд. - большие деньги. Если бы какой - то американский инвестор был хоть немного в этом рынке заинтересован, он бы, исходя из принципов прозрачности и публичности, давно задекларировал свой интерес к строительству завода в Бродах: Для меня эта идея выглядит настолько абсурдной, что даже комментировать ее не хочется.
- Есть ли политическая необходимость в постройке нового НПЗ, работающего преимущественно на каспийской нефти? Если такая необходимость есть, то можно ли говорить, что правительство пока не разглашает настоящих причин поддержки проекта?
- Я не готов это комментировать, я этого не знаю. Могу только повторить, что с экономической точки зрения эта идея, мягко говоря, несостоятельна:
- Насколько сложно будет закачать на Бродовский НПЗ каспийскую нефть? Насколько сложно - российскую?
- Закачать каспийскую нефть будет нереально, потому что это невыгодно. Разговоры о каспийской и арабской нефти - фантазии. Эти сорта значительно дороже, чем российское сырье. Российская нефть поставляется в Украину по ценам ниже мировых - и никто не хочет это признавать. Как строится цена украинской нефти? Берется цена на внутреннем рынке России, прибавляется транспорт и пошлина. Все. Поэтому цена на нефть в Украине всегда была ниже, чем мировая. Но скоро она может выйти на мировой уровень, так же, как и цена на газ. Каспийская нефть будет дороже из - за качества и меньшего предложения. То же можно сказать и об арабской. У этой нефти гораздо больше возможностей уйти на другие рынки, чем попасть в Украину. И если даже она придет сюда, она будет еще дороже каспийской. А Украина никак не хочет понять, что она сегодня пользуется возможностью того, что Россия близко и нефть заходит дешевле, чем в мире, даже несмотря на высокую пошлину.
- Насколько вообще реален, на Ваш взгляд, "бродовский" проект? Или это только декларации? И если это декларации, то какова их цель?
- Проект абсолютно нереален и бесперспективен. Это очередная пустая декларация, и чиновникам уже пора бы задумываться о последствиях своих слов и об ответственности за свои высказывания.
- Тяжело ли будет работающим сегодня на украинском рынке нефтяным компаниям, в частности, ТНК - BP, конкурировать с продукцией Бродовского НПЗ? Насколько реальны претензии участников на 30% украинского рынка, в первую очередь, высокооктановых бензинов и ДТ?
- Мы не то что не боимся этого НПЗ как конкурента: Мы вообще не рассматриваем его как конкурента, поскольку считаем, что это нереальный проект. Это - виртуальность. Завода не будет.
P.S. На вопрос "ЭИ", как ТНК - ВР относится к тому, что с началом работы нового НПЗ реверсный режим работы Одесса - Броды будет "закрыт", г - н Городецкий ответить пока не успел.
Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ