Фінансові новини
- |
- 29.04.24
- |
- 03:31
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
RBCdaily: Европейский бензин может не спасти США (Остается неясным, успеют ли Штаты восстановить свои нефтеперерабатывающие заводы до того, как "бензиновая" помощь из Европы прекратится)
08:48 06.09.2005 |
ОПЕК может увеличить квоты на добычу нефти на 0,5 - 1,0 млн баррелей в сутки, заявил в понедельник глава департамента по связям с ОПЕК в иранском министерстве энергетики Джавада Ярджани. По его словам, решение может быть принято на встрече представителей стран - членов ОПЕК в Вене 19 сентября. Картель собирается пойти на этот шаг, чтобы охладить цены на нефть, которые подскочили после того, как ураган "Катрина" практически остановил добычу сырья в Мексиканском заливе. Однако решение ОПЕК вряд ли поможет США. Штаты нуждаются в основном не в нефти, а в бензине. А ОПЕК может дать главным образом высокосернистую нефть, на переработку которой американские НПЗ не рассчитаны. Кроме того, перерабатывать дополнительные объемы нефти в США все равно негде: из - за урагана в Штатах остановились восемь НПЗ. В этой ситуации Америка может рассчитывать только на поставку бензина из стратегических запасов Европы. Но пока помощь рассчитана лишь на месяц, а на восстановление добычи и переработки нефти на юге США может уйти более полугода.
Эксперты отмечают, что следует понимать разницу между "нефтяным кризисом" в мире и "бензиновым кризисом" в США. "Последствия урагана "Катрина" - это далеко не единственный и, возможно, не самый важный фактор, несмотря на масштабы бедствия. Ведь цены на нефть и бензин были высоки и до урагана, - сказала RBC daily аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Елена Ананькина. - Это было связано с фундаментальными факторами, в первую очередь с необходимостью разведывать новые запасы нефти и неопределенностью сроков, за которые такие месторождения могут быть введены". Впрочем, для решения нефтяного кризиса в глобальных масштабах "полумер", подобных грядущему решению ОПЕК, уже недостаточно. Эксперты и раньше говорили, что картель практически утратил рычаги контроля над мировыми ценами на нефть. Известно, что сейчас резервные мощности по добыче порядка 1,5 млн баррелей в день остались лишь у Саудовской Аравии. Причем основному потребителю нефти - США это не поможет. НПЗ этой страны рассчитаны на переработку малосернистой нефти, в то время как "резервные" саудовские месторождения могут поставить на рынок лишь высокосернистые сорта.
Между тем специфика топливного кризиса в США, вызванного ураганом "Катрина", заключается именно в дефиците бензина, а не сырой нефти. Аналитики отмечают, что в последние десятилетия в Штатах практически не строились новые НПЗ, а спрос на бензин рос. В результате, по некоторым оценкам, загруженность американских перерабатывающих заводов составляет 95 - 97%. Нехватка перерабатывающих мощностей в США усугубляется тем, что из - за урагана в южных районах страны встали восемь НПЗ. "Точной информации о состоянии этих заводов пока нет, - сказал RBC daily аналитик ИК "Антанта Капитал" Александр Блохин. - Однако известно, что ущерб нанесен терминалам по приему танкеров. Так что физические объемы импорта нефти сократились, и НПЗ просто нечем питать". Поэтому, обращаясь за помощью к Международному энергетическому агентству, США рассчитывают в основном на поставки именно бензина, а не сырой нефти. Тем более что запасы сырой нефти имеются и у самой Америки. "Запасы IEA составляют 1,5 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте. Из них 700 млн баррелей приходится на США, - говорит Александр Блохин. - Остальная часть запасов включает в себя и нефть, и нефтепродукты и распределена между Европой и Японией, а американские запасы состоят только из сырой нефти".
Возить бензин из Европы далеко и дорого. Однако кроме Старого Света Америке рассчитывать не на кого. У Канады, отмечает г - н Блохин, тоже не так уж много собственных НПЗ: эта страна занимается в основном экспортом сырой нефти. Венесуэла обещала помощь Штатам. Однако, во - первых, руководство этой страны легко может передумать. А во - вторых, хотя Венесуэла и расположена ближе к США, в нынешней ситуации поставлять топливо оттуда не очень удобно. "Из Венесуэлы танкеры идут шесть дней, из Европы десять, - говорит Александр Блохин. - Но из Венесуэлы суда приходят к южным терминалам, которые пострадали от урагана. А из Европы танкеры привозят нефть на неповрежденные терминалы на восточном побережье". Ближний Восток - один из традиционных поставщиков нефти в США - в данном случае тоже ничем не сможет помочь. Эксперты отмечают, что в странах Персидского залива практически нет НПЗ, которые можно было бы переориентировать на экспорт. Те немногие заводы, которые имеются в этом регионе, обслуживают главным образом внутренний рынок. Наконец, сейчас для США особенно важно время. С этой точки зрения пользоваться помощью Международного энергетического агентства тоже гораздо удобнее. "С другими странами нужно вступать в переговоры, а с МЭА уже есть готовые договоренности о помощи в таких случаях", - отмечает г - н Блохин.
По данным агентства, для помощи США из запасов МЭА выделено 60 млн баррелей в нефтяном эквиваленте - это и сырая нефть, и бензин. "Топливо будет приходить из Европы, часть поставок обещала взять на себя Япония", - говорит аналитик "Антанты Капитал". Впрочем, в стратегическом резерве Японии содержится только сырая нефть. Запасы нефтепродуктов в этой стране имеют лишь частные нефтепереработчики. Будет ли организована поставка бензина из этого источника в Штаты - пока остается вопросом. Поэтому в конечном итоге США могут рассчитывать только на Европу. Члены МЭА будут поставлять в Америку по 2 млн баррелей нефти и нефтепродуктов ежедневно. Это значит, что программа помощи пока рассчитана лишь на месяц. Скорее всего, вопрос о продлении программы будет поднят. Однако как будет развиваться ситуация далее - пока неясно. Ведь страны - члены МЭА стараются расходовать свои резервы с большой осторожностью, чтобы не навредить собственным внутренним рынкам. "Внутренний рынок стран, помогающих США, скорее всего, не оголится, - считает Александр Блохин. - Но есть опасения, что ситуацией воспользуются спекулянты. Они способны "разогнать" фьючерсы, и это может повлиять на реальный рынок". Между тем на то, чтобы оправиться от последствий урагана, у США уйдет явно больше месяца. На восстановление нефтедобычи в Мексиканском заливе после прошлогоднего урагана "Иван" ушло около полугода, сейчас же ущерб значительно больше.
Антон Попов