Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Единственный выход из нефтяного кризиса - заставить владельцев НПЗ увеличить глубину переработки нефти

Есть две темы, где действительность опережает самые рискованные прогнозы. Это - цены на жилье и нефть. Правда, в отличие от стоимости квадратного метра столичной "хрущевки", объяснить подоплеку роста стоимости нефти в мире с той или иной степенью вероятности можно. В связи с этим многие наши сограждане, абсолютно равнодушные ранее к информации о положении на различных товарно - сырьевых рынках, все чаще следят за новостями с Нью - Йоркской биржи, понимая, что внутренние цены на топливо находятся в прямой зависимости от мировых. Учитывая, что на днях очередной рекорд был побит, попробуем выяснить - что же происходит с углеводородным сырьем в мире и как это отразится на украинской экономике.

Третья фаза

Аналитики утверждают, что мир вступает в новый для нефтяного бизнеса этап. Первый цикл истории нефтяной отрасли - в течение первых 60 лет XX века - был связан с ростом международных нефтяных компаний. Бурно увеличивавшийся спрос на нефть удовлетворялся частным капиталом. Иногда - и за счет интересов тех, кому эта нефть принадлежала. Во время второго периода, начиная с 60 - х годов, важную роль стала играть ОПЕК. Нефтяные шоки 70 - х привели к корректировке спроса, и добывающие компании работали в условиях высокого предложения.

Сейчас мы находимся на подступах к третьей фазе развития отрасли, для которой будут характерны растущая глобализация в производстве и торговле, экономический рост и рост спроса на нефть, а также сокращение добычи в развитых странах. Эти факторы сделают всех участников рынка более зависимыми друг от друга, чем когда бы то ни было. По сути, на рынке нефти возникает новый баланс. Ключевой его чертой является то, что нефть уже не будет столь доступна, как прежде. Маловероятно, что политические проблемы и социальная напряженность в добывающих странах окажут воздействие на долгосрочные поставки. Но они имеют важное психологическое воздействие на рынок. В этих условиях в наиболее сложной ситуации могут оказаться США.

Администрация США должна пересмотреть энергетическую стратегию страны так, чтобы она соответствовала новому энергетическому балансу. На такое предположение наталкивает несколько факторов. Во - первых, США становятся более энергетически зависимыми - и как крупнейший потребитель энергии, и как зачастую ведущий инвестор в международные энергетические проекты.

Во - вторых, спрос на нефть и другие виды сырья в обозримом будущем уменьшаться не будет. В - третьих, надежность энергетических поставок критична для экономического роста крупнейшей в мире экономики. Вероятно, в силу этой причины 10 августа президент США Джордж Буш подписал разрабатывавшийся четыре года закон о реформировании энергетического сектора. Цель данного документа - снизить зависимость экономики США от импорта нефти.

Причины спроса

С января 1999 года, когда стоимость барреля нефти Brent составляла всего около 10 долларов, цены выросли в шесть раз. Причины можно перечислять долго. В первую очередь - увеличение спроса. Прежде всего за счет индустриализации азиатских стран: Китай и Индия превратились в крупнейших импортеров нефти, показывая двузначные цифры прироста ее потребления. Кроме того, когда с 2002 года после короткой рецессии на поправку пошла экономика США, ускорился глобальный экономический рост, а вслед за ним до рекордного уровня вырос и спрос на нефть.

Наученные горьким опытом неконтролируемого рынка в 1997 - 1998 годах, страны ОПЕК стали более дисциплинированными, регулируя рыночные предложения. Еще одним фактором стало то, что спрос на рынке оказался неравномерным, создавая региональные дефициты (например, в Азии). Это привело к изменению маршрутов транспортировки нефти и нефтепродуктов, что, безусловно, будет иметь значение в долгосрочном плане, а также к приходу на рынок многочисленных спекулянтов, играющих на разнице цен в различных регионах. В качестве спекулянтов обычно выступают хедж - фонды, обратившие свое внимание на нефтяной рынок как альтернативу фондовому и облигационному, которые в последние два года росли медленнее. Самый главный вопрос состоит в следующем - когда наступит трогательный момент закрытия фондами своих нефтяных позиций?

Наконец, одним из ключевых моментов, толкающих спрос на нефть вверх, является рост объемов транспортных перевозок вследствие роста торговли и глобализации. Это означает, что со временем все большая доля нефти будет идти на производство тех видов топлива, которые используются в транспорте.

Пятый фактор

В среднесрочной же перспективе (2005 - 2006 годы) на ситуацию будут в наибольшей степени оказывать влияние следующие факторы. Во - первых, глобальная экономика и международная торговля будут расти довольно быстрыми темпами. Один из основных факторов - бум в Китае. Ревальвация юаня не будет способствовать снижению спроса на нефть - она просто подешевеет для внутреннего потребления. Во - вторых, мировая финансовая система в очередной раз будет проверена на прочность. Падение доллара, укрепление евро, чередование этих факторов под влиянием различных причин, участие финансовых институтов в операциях на рынке энергетических опционов и фьючерсов - все это имеет прямое отношение к перспективам сектора. В - третьих, в нефтяной отрасли произойдет значительное увеличение добычи за пределами ОПЕК - такого не наблюдалось с начала 90 - х.

В - четвертых, Ближний Восток - зона больших возможностей и еще гораздо больших рисков. Нынешняя относительная и периодическая стабильность довольно хрупка. Перспектива мира в Палестине и стабилизации в Ираке могла бы дать повод для оптимизма. Вот только сама она крайне призрачна. В - пятых, экологическая и социальная ответственность энергетических компаний возрастет. Со вступлением в силу Киотского протокола они должны будут принимать решения, учитывая новые правила игры. Общества становятся более требовательными по отношению к социальным условиям и экологической ответственности компаний.

В поисках легкости

Раз глобальный спрос на нефть остается на высоком уровне, то единственная возможность повлиять на цены - что - то сделать с предложением. Как сырой нефти, так и нефтепродуктов. ОПЕК до конца нынешнего года планирует повысить свои мощности до 33 млн. баррелей в сутки (с учетом Ирака). Однако увеличение добычи на 1 млн. баррелей в сутки в основном придется на Саудовскую Аравию с ее тяжелой и сернистой нефтью. Быстрого же увеличения нефтеперерабатывающих мощностей в ближайшее время не предвидится. Сейчас строится несколько новых крупных НПЗ на Ближнем Востоке, рядом с местами добычи нефти, однако все эти проекты будут реализованы в 2007 - 2010 годах.

В ближайшем будущем никакие серьезные новые мощности нефтепереработки вводиться в строй не будут. Сейчас в США на завершающем этапе строительства находится лишь один очень небольшой НПЗ в Аризоне, который мало повлияет на ситуацию. Поэтому в среднесрочной перспективе нехватка НПЗ, особенно тех, которые могут перерабатывать тяжелую саудовскую нефть, останется серьезным фактором ценообразования на рынке, поддерживая цены на высоком уровне. Сегодня перед нефтепереработчиками стоит непростая задача - потребитель требует все больше легких видов нефтепродуктов (ведь рост спроса происходит в основном из - за растущих потребностей транспорта в бензине, дизельном топливе и керосине), в то время как перечень добываемых сортов нефти остается практически неизменным. Хуже того, в скором времени на рынок выйдет новая нефть из Персидского залива, Каспия, Венесуэлы и особенно Канады, из - за чего на рынке возрастет доля тяжелой нефти.

Переработка - дорогое удовольствие

Есть два варианта решения этой проблемы. Первый: существующие НПЗ должны инвестировать в технологии, которые увеличивают выход легких фракций, наиболее востребованных конечным потребителем. Однако нефтеперерабатывающие заводы - это сложные и дорогие предприятия, на модернизацию которых может уйти до пяти - шести лет и миллиарды долларов. Строить же новые мощности в развитых странах и подавно никто не рискует (кстати, последний НПЗ в США был построен в 1974 году, а в Западной Европе - в 1976 - м).

Даже если решение по НПЗ будет принято сегодня, само строительство может затянуться примерно до 2010 года. То есть новые НПЗ войдут в строй практически накануне пика потребления в развитых странах - к 2020 году оно должно достичь максимального уровня.

Нефтеперерабатывающие мощности в развитых странах в последнее десятилетие сократились на 15% (правда, выпуск нефтепродуктов несколько вырос благодаря более высокой загрузке существующих мощностей - она увеличилась с 70 до 80%). Именно поэтому нефтяники все больше склоняются ко второму варианту: в мире должна увеличиться межрегиональная торговля нефтепродуктами, которая сегодня составляет всего 3 млн. баррелей в сутки. Нефть традиционно отправляют на экспорт в сыром виде, а перерабатывают рядом с рынком сбыта, получая около десятка фракций нефтепродуктов разной плотности - от легкого керосина до тяжелого битума. Сегодня становится выгодным строить НПЗ на месте добычи. Так, Саудовская Аравия планирует увеличить свои перерабатывающие мощности на 80% до 2010 года.

Такое развитие событий потребует перестройки инфраструктуры рынка - вместо нефтеналивных танкеров будут нужны танкеры, приспособленные для перевозки на большие расстояния самих нефтепродуктов. Но игра стоит свеч. Переработка не у потребителя, а на месте добычи поможет стабилизировать глобальный рынок нефти, который сегодня страдает от межрегиональных дисбалансов, когда в одном регионе есть избыток сырой нефти, а в другом недостаток нефтепродуктов - дело не только в нехватке танкеров, но и в том, что НПЗ ориентированы на определенный тип сырья и нефть из других месторождений зачастую для них не подходит. Переработка на месте может решить эту проблему. Нефтепродукты будут напрямую направляться туда, где на них существует спрос, что сгладит региональные дисбалансы, так ярко проявившиеся в 2004 году. Эта тенденция создает отличные возможности для нефтедобывающих стран увеличить долю добавленной стоимости в каждом экспортированном барреле.

НПЗ по - украински

В Украине в последнее время все более серьезно обсуждается вопрос необходимости и целесообразности строительства новых НПЗ. Называются разные пункты: Броды, Одесса, Феодосия. Что можно сказать по этому поводу? Конечно же, новые современные мощности никогда никому не помешают. Однако стоимость строительства одного НПЗ никак не меньше $1,5 млрд.

Имеет ли Украина собственные возможности вложения таких средств? Вопрос риторический. Имеет ли наша страна партнеров - инвесторов для реализации подобных проектов? Тоже риторический вопрос. И даже если средства для строительства завода будут изысканы, нет сомнений, что это будут заемные деньги. Которые придется отдавать, причем с процентами. С другой стороны, мощности всех существующих украинских нефтеперерабатывающих заводов превышают 50 млн. т в год. При годовой потребности Украины порядка 22 - 24 млн. т в год.

Странно, но в последнее время при таких исходных данных в нашей стране наблюдаются периодические кризисы предложения. Последний раз очереди на АЗС доводилось видеть около трех месяцев назад. То есть вопрос состоит в загрузке существующих нефтеперерабатывающих заводов, которая в данный момент не доходит и до 50%. Скорее всего, главная проблема состоит в источниках поставки сырья. Украина находится в крайне невыгодных условиях, которые сложились еще со времен СССР: около 96% импорта нефти приходится на Россию. При этом по стандартам ЕС объем поставок нефти из одной страны не должен превышать 25%. Пожалуй, имеет смысл серьезнейшим образом поработать над вопросом диверсификации поставок сырья и увеличения его объемов. Конечно же, можно поднатужиться всей страной и возвести один или несколько сверхсовременных НПЗ. Однако как бы не повторилась ситуация с нефтепроводом Одесса - Броды, когда главной проблемой стало отсутствие сырья. И безусловно, необходимо позаботиться о модернизации НПЗ.

Некоторые из них были построены очень давно - Херсонский НПЗ еще до Второй мировой войны, а Дрогобычский - в конце позапрошлого века. Главная проблема отечественных нефтеперерабатывающих заводов - низкий уровень выхода светлых нефтепродуктов. Интересным является тот факт, что мировым стандартам соответствует всего лишь один завод, выпускающий светлые нефтепродукты, - Шебелинский. Так вот, это не нефтеперерабатывающее предприятие. Бензин оно производит из газового конденсата. Выход светлых нефтепродуктов в Шебелинке составляет более 90%. Из украинских НПЗ самое лучшее положение с этим вопросом в Кременчуге - глубина переработки нефти составляет 76%. Мировой стандарт - 92 - 95%.

Полагаю, правительству следует изыскать методы влияния на владельцев НПЗ с целью увеличения глубины переработки нефти. Скорее всего, логичным выглядел бы вариант предоставления налоговых льгот в части средств, затраченных на повышение глубины переработки сырья. Полагаю, что именно такое разумное сочетание экстенсивного и интенсивного путей развития нефтеперерабатывающей отрасли Украины был бы оптимальным.

Вячеслав БУТКО

За матеріалами: Корреспондент.net
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5345
 0,1025
0,26
EUR
1
42,3098
 0,0112
0,03

Курс обміну валют на вчора, 10:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3729  0,01 0,03 39,9288  0,00 0,00
EUR 42,1825  0,05 0,12 42,9621  0,03 0,07

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5300  0,10 0,26 39,5550  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес