Фінансові новини
- |
- 03.05.24
- |
- 05:28
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Напряжение на рынке нефтепродуктов будет нарастать
13:09 23.06.2005 |
Государство создает все более нестабильные условия для отрасли. Судебное давление на поставщиков нефти, продолжающийся рост цен в мире и неясность с судьбой ВИНК позволяют говорить о скором удорожании топлива.
Стоимость нефти в мире снова растет. В понедельник, 20 июня, котировки на Нью - йоркской товарной бирже впервые за всю историю торгов превысили отметку 59 долл./барр. из - за растущих опасений, что к началу зимы, когда потребление товара достигнет пика, на рынке возникнет нехватка предложения.
При этом нефтеперерабатывающие предприятия могут столкнуться с трудностями, наращивая объемы производства. Коммерческие запасы печного, авиационного и дизельного топлива в США ныне на 1,7% ниже среднего за последние пять лет сезонного уровня. НПЗ работают при загрузке 96,7% мощностей, и в ближайшее время цены могут вырасти до 60 долл./барр., считают аналитики.
Цена российской нефти urals составляла 53,11 долл./барр. Экспортный товар из РФ с доставкой в порты Западной Европы стоил 52,86 долл./барр., siberian light - 54,66 долл./барр.
РЫНОК
Сегодняшняя ситуация на рынке нефтепродуктов еще раз подтверждает несостоятельность политики Кабмина в отношении рынка. Принятый в мае закон, позволяющий ввозить в страну бензины и дизтопливо без уплаты пошлин, поставил отечественных производителей в неравные условия по сравнению с импортерами.
Как рассказал "Ведомостям" член парламентского комитета по ТЭК Игорь Еремеев, сегодня возможен небольшой рост цен на топливо на АЗС. Основная причина - НПЗ работают в убыток.
"Оптовые котировки окажутся довольно низкими, будет значительный разрыв между розничной и оптовой ценами. С точки зрения экономики государства и рынка нефтепродуктов, льготный импорт - это неправильно", - сказал Еремеев.
По его словам, законопроект о льготном импорте топлива считался временной мерой для быстрого насыщения рынка. Тем не менее закон поставил в худшие условия товаропроизводителей по сравнению к импортерам.
"После того как мы сняли пошлину, импортеры имеют прибыль 60 - 70 долл./т. Ни один НПЗ этого не имеет. Сейчас фракцией Народной партии Украины подготовлены законопроекты, которые не дают возможность импортерам пользоваться льготными условиями по сравнению с производителями", - сказал депутат.
Тем временем Госрезерв строит несбыточные планы. По словам заместителя председателя ведомства Владимира Курко, комитет планирует до сентября текущего года закупить по 100 тыс. тонн дизтоплива и бензина для создания резерва светлых нефтепродуктов.
"В Украине нет мощностей по хранению такого объема товара, поэтому закупить их технически невозможно", - сообщили "Ведомостям" в Минтопэнерго.
ВИНК
Еще одна тема недели - создание вертикально - интегрированной компании. Очевидно, что государство испытывает серьезные сложности с реализацией этой инициативы. Так, министр топлива и энергетики Иван Плачков сообщил, что создание ВИНК на базе "Нефтегаза Украины" изучается рабочей группой как один из нескольких вариантов формирования такой компании. По его словам, все варианты оцениваются как с точки зрения необходимого объема внесения изменений в законодательство, так и по возможным срокам реализации проекта.
Председатель правления ЗАО "Укртатнафта" Сергей Глушко высказал мнение, что ВИНК целесообразней создавать на базе "Укртатнафты", эксплуатирующей крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод. Он предложил передать в уставный фонд компании пакет акций "Укрнефти" и не передавать, а продать третьим лицам госпакеты акций ОАО "Галичина" и ОАО "Нефтехимик Прикарпатья".
Алексей Ивченко уже на следующий день исключил возможность создания ВИНК на базе "Укртатнафты".
"Вся эта мышиная возня еще раз доказывает, что государство - это неэффективный собственник, который не способен сделать даже элементарное - объединить свои активы", - сказал аналитик "НИКОЙЛ" Геннадий Красовский.
Впрочем, даже если ВИНК создадут, в его цепочке будет множество слабых звеньев. Таких, например, как отношения "Нефтегаза" и "Укрнефти". Как сообщил глава НАКа Ивченко, "Укрнафта" не согласовывала с "Нефтегазом", которому принадлежат 50% ее акций, покупку около 100 автозаправочных станций на аукционах в июне". "Я направил им письмо, что без согласования с НАКом ничего не следует покупать, в том числе и АЗС", - заявил чиновник.
"УКРТАТНАФТА"
Еще один случай, свидетельствующий о неадекватности государственной политики, имел место после переговоров президентов Татарстана - Минтимера Шаймиева и Украины - Виктора Ющенко.
"Мы должны еще раз проанализировать процесс капитализации "Укртатнафты", принадлежность пакетов акций - сколько у татарстанской стороны, сколько - у украинской. По ряду моментов мы уже прошли судебные разбирательства. Думаю, в ближайшее время наступит ясность - рабочим группам даны соответ - ствующие поручения", - отметил после встречи Шаймиев.
А уже через день после встречи Ивченко сообщил, что Высший хозяйственный суд Украины рассмотрит вопрос законности приватизации 18% акций ЗАО "Укртатнафта". Напомним, что акционеры из Татарстана суммарно владеют более 55% акций: Минзем - имущества Татарстана - 28,778%, "Татнефть" - 8,613%, корпорация SeagrоupInternational. Ink. - 9,96%, компания AmruzTradingAG - 8,336% (последние две компании контролирует ОАО "Татнефть").
"Очевидно, что "уточнение размеров акций" подразумевает, по сути, пересмотр итогов приватизации", - сказал народный депутат Георгий Крючков.
Александр ПАЛАГИН