Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"ЛIГА": Несмотря на таможенные льготы импортерам, цены на бензин все равно будут выше, чем сейчас, - М. Гончар

17 мая Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины". Документ вводит нулевую ставку ввозной пошлины и акцизного сбора на высокооктановые бензины и дизтопливо. Таким образом правительство намерено стабилизировать ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов в Украине.

Впрочем, по мнению экспертов, это лишь временная мера. Риск продолжения бензинового кризиса в Украине до сих пор велик. Поскольку даже самые лучшие и правильные изменения внутреннего законодательства не снимут вопрос энергетической зависимости от Российской Федерации.

О желании Кабмина диверсифицировать поставки нефти и нефтепродуктов в страну неоднократно заявляла премьер - министр Юлия Тимошенко. В частности, 16 мая на пресс - конференции, посвященной 100 дням работы правительства, среди потенциальных крупных поставщиков энергоносителей (в первую очередь бензина и дизтоплива) она назвала Казахстан, Беларусь и страны Прибалтики. Также максимум за полтора года правительство решило построить новый нефтеперерабатывающий завод в Одессе.

О том, удастся ли правительству стабилизировать ситуацию на нефтерынке, а также о перспективах диверсификации источников энергоносителей, корреспондент ЛІГАБізнесІнформпобеседовал с руководителем фонда "Стратегия - 1" Михаилом Гончаром, бывшим советником председателя правления ОАО "Укртранснафта" Александра Тодийчука.

- Господин Гончар, насколько реальным выглядит намерение украинского правительства диверсифицировать источники поставок энергоносителей в Украину? Какова, скажем, возможная география диверсификации?

- В контексте сложившейся кризисной ситуации стандартным шагом любого правительства в любой стране стало бы максимальное поощрение импорта готовых нефтепродуктов. В принципе, не имеет значения, откуда они будут ввозиться в страну - из Балтийских стран, Беларуси, Польши... Главное - поставка должна быть коммерчески оправдана. Но это уже проблема поставщика. Проблема же правительства - чтобы этот нефтепродукт был реализован на внутреннем рынке по приемлемым ценам. Для этого, собственно, Кабмин предложил парламенту принять соответствующий законопроект.

- Какие страны являются наиболее реальными поставщиками крупных партий нефтепродуктов в Украину?

- Коммерческие поставки можно наладить с ближайших нефтеперерабатывающих заводов соседних стран. Например, с НПЗ в Мозыре и Новополоцке (Беларусь), а также единственного в Балтийских странах литовского НПЗ "Мажейкяй Нафта" (Mazeikiu Nafta). Если говорить о центральноазиатских нефтепродуктах, то реализация этих поставок проблематична. Купить и доставить, конечно, можно. Но какова будет цена этих нефтепродуктов с учетом транспортной составляющей?

- Премьер - министр заявила также о том, что Украина заинтересована в казахской нефти...

- Это не новость. О поставках сырья из Казахстана для переработки на украинских НПЗ речь идет с 2003 года. Подписан даже соответствующий договор о поставках казахской нефти сорта "Тенгиз". Но этот проект был успешно провален украинской стороной при соответствующем закулисном влиянии стороны российской.

Возврат к этой схеме абсолютно обоснован! Но для этого нужно пересмотреть режим реверса использования нефтепровода Одесса - Броды и запустить его в прямом направлении. И тогда два западноукраинских завода - в Дрогобыче и Надвирной - вполне могли бы получать и перерабатывать эту нефть. О готовности перерабатывать казахскую нефть упомянутые заводы уведомили "Укртранснафту" еще 2003 - 2004 гг.

- На какие объемы поставок нефти можно рассчитывать? Смогут ли они составить конкуренцию российским поставкам?

- В год Украина перерабатывает 18 млн. т российской нефти. И со следующего, к примеру, года, мы не сможем ограничиться 9 - ю. Во избежание внезапных кризисов нужно разработать поэтапный график с детальным бизнес - планом.

Вряд ли сегодня целесообразно вести речь о том, чтобы получить каспийскую нефть для ее переработки в Кременчуге или Лисичанске. Это нонсенс. Но вот два западноукраинских НПЗ с точки зрения их близости к системам Одесса - Броды и "Дружба" могут быть оптимально использованы для схемы диверсификации.

В процентном соотношении, чтобы сбалансировать ситуацию на нефтерынке, речь могла бы идти о контроле (не российскими компаниями. - ЛІГАБізнесІнформ) 30 - 40% рынка. Такие попытки уже имели место в прошлом. Однако из - за нерешительности предыдущих правительств и противодействия российской стороны в 2002 году не состоялся масштабный приход в Украину австрийской компании ОМV, которая была заинтересована и в разработке черноморского шельфа, и в развитии собственной сети автозаправочных станций в нашей стране, и в украинской нефтепереработке.

- Как изменится ситуация на нефтерынке в связи с принятием таможенных поправок? Как они повлияют на цену бензина на заправках?

- Не думаю, что появится много дешевого бензина. Цены будут, конечно, выше, чем сейчас. Это объективно. На сегодня это, по сути, единственный выход из ситуации.

Мотивы правительства ясны: оно ожидает удешевления бензина. Однако цену диктует рынок. Если Кабмин откажется от административного регулирования, цена, несомненно, повысится. Если будут попытки продолжить административное регулирование, возможно, цена будет оптимизирована. Но в любом случае она окажется выше ныне существующих цен. Потому что добиться стабилизации цены на низком уровне - уже в силу изменившейся ценовой конъюнктуры на рынке - невозможно.

- Решит ли проблемы с обеспечением внутреннего рынка достаточным объемом нефтепродуктов новый НПЗ в Одессе, который правительство наметило построить через полтора года?

- Если речь идет об идее создания нового НПЗ, то, естественно, оптимальное месторасположение для него - где - то вблизи моря, где есть портовая инфраструктура, куда можно доставить нефть, переработать ее и экспортировать готовое сырье фактически с минимальными транспортными затратами. Многие НПЗ в мире расположены в таких зонах.

Но, на мой взгляд, правительство бежит впереди паровоза. Сначала необходимо посчитать, подготовить технико - экономическое обоснование, а уже потом делать заявления. Вряд ли кто - то сейчас навскидку скажет, сколько этот проект будет стоить, сколько времени займет строительство. Кроме того, существует комплекс экологических проблем, на которые тоже нужно обратить внимание.

Однако, несомненно, приморский регион или район Одессы, порта Южный - это оптимальное месторасположение для потенциального объекта нефтепереработки. Это подтверждает тот факт, что первым среди нефтеперерабатывающих заводов в Украине был приватизирован Одесский. Именно потому что он очень удобно расположен и имеет всю необходимую инфраструктуру. Это был далеко продуманный шаг российской компании "ЛУКОЙЛ".

Если бы Украина контролировала Одесский НПЗ, то она была бы сейчас в более выигрышном положении, ведь портовая инфраструктура позволила бы доставлять танкерами нефть другого происхождения, разгружать ее и, имея железнодорожную инфраструктуру, отправлять готовые нефтепродукты по стране. Но реалии оказались совсем другими. Завершение приватизации Одесского НПЗ произошло как раз во время премьерства нынешнего Президента. Вероятно, новая власть учтет эту ошибку.

- Как вы оцениваете действия Кабмина, направленные на выход из нефтекризиса?

- Несомненно, правительству тяжело. Законопроект, принятый сегодня, следовало подать в парламент одновременно с соответствующими документами, которыми 14 апреля было введено административное регулирование цен на нефтепродукты. Тогда правительству удалось бы и сохранить нормальное политическое лицо, и избежать обвинений в административных волюнтаристских подходах.

Тем паче здесь не надо было изобретать велосипед - это типичный стандартный шаг правительства в любой стране по регулированию подобной ситуации. Открыть максимально шлюзы для импорта, повысить конкурентность внутренней среды на рынке нефтепродуктов и решить проблемы не только и не столько административным путем, сколько путем внешних нефтепродуктовых интервенций. Это позволило бы стабилизировать ситуацию если не полностью, то, по крайней мере, частично. А сейчас действия правительства являются реактивными и происходят с опозданием. Тем не менее на данный момент это правильный шаг.

За матеріалами: ЛIГАБiзнесIнформ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5345
 0,1025
0,26
EUR
1
42,3098
 0,0112
0,03

Курс обміну валют на сьогодні, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес