Фінансові новини
- |
- 03.05.24
- |
- 12:09
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Газета по-киевски": А Что они нам заливают? И будет ли когда-нибудь бензин на киевских заправках таким же по качеству, как в Европе?
14:22 13.05.2005 |
Институт потребительских экспертиз - одна из немногих частных организаций, которая занимается исследованиями качества бензина и моторных масел.
За почти два года существования институт провел несколько проверок качества топлива на киевских заправках, последняя из них - в январе, в предыдущий период затяжных праздников.
Тест обычно проходит так: сотрудники института покупают бензин под видом обычных покупателей и отвозят канистры в сертифицированные лаборатории для анализа.
По словам директора института Олега Хатнюка, бензин обычно тестируется не просто на соответствие госстандартам (больше десятка параметров), а именно на потребительские характеристики. Самые показательные из них, которые сразу заметит водитель, и по которым в принципе можно судить о качестве топлива - это октановое число и процент содержания серы.
"Провальный" бензин образца 3 январяОлег Хатнюк считает, что киевлянам с качеством бензина повезло по сравнению с жителями других украинских городов. Но результаты последнего, январского исследования бензина марки А - 92 назвал просто вопиющими:
- Возможно, это было связано с праздниками, когда традиционно ослабевает внимание со стороны контролирующих органов, а может, "революционные времена" сказались на качестве, но таких грубых нарушений по содержанию серы и несоблюдению нормы октанового числа в Киеве мы еще не видели. Особенно отличились заправки БРСМ и "Укравтосервис": предельный уровень серы был завышен в три раза, а октановое число не дотягивало до нормы больше, чем на единицу. А ведь в случае с бензином малейшее отклонение от норм стандарта уже серьезно сказывается на качестве.
Одна десятая доля в октановом числестоит дорого
Эксперты его измеряют по моторному методу: это более точный способ определения (топливо проверяют с помощью двигателей на высоких оборотах). К примеру, бензин А - 92 по моторному методу должен иметь октановое число не ниже 82,5, а 95 - й - не ниже 85.
- Характеристики бензина на сетевых заправках, как правило, тютелька в тютельку совпадают с требуемыми стандартами: ни лучше ни хуже, - отмечает эксперт. - Это говорит о том, что современное оборудование на НПЗ позволяет точно выдерживать стандарт, без "подстраховочных" долей "запаса": если надо 85,0 (это 95 - й бензин), то ровно столько и будет. Потому что топливо 85,1 уже обходится производителю существенно дороже.
Вред попадания в цилиндры двигателя бензина с заниженным октановым числом состоит в том, что бензин неправильно сгорает и вызывает ударные волны в камере сгорания. Именно эти волны и порождают характерный металлический стук - тогда говорят, что "пальцы стучат". При сгорании такой бензин срывает слой масляной пленки со стенок двигателя, эффективность его работы падает, а детали потихоньку разрушаются и изнашиваются.
Чем опасна сера?
Повышенное содержание серы в бензине само по себе не криминал - в современных стандартах разрешено 0,05%, а для бензина из высокосернистой нефти - 0,1% (российская нефть, из которой делается почти весь бензин в Украине, именно такая). Но показатель выше 0,05% с точки зрения потребителя топлива считается уже нехорошим. В январском тесте в семи из десяти заправок он выше этой цифры. Из крупных сетей в эту компанию попали "Лукойл", "Нефтегаз Экойл" и (соответственно 0,071%, 0,067% и 0,107%). При сгорании топлива сера взаимодействует с воздухом и окисляется. Образовавшиеся кислоты - серная и сернистая разрушают металлические поверхности деталей двигателя и выхлопной системы. В конце концов, все это попадает в атмосферу и загрязняет ее.
Украинский бензин в 6 раз вреднее европейского
По мнению Олега Хатнюка, отечественные требования к уровню серы в бензине сильно занижены:
- В Европе предельно допустимый уровень содержания этой присадки приблизительно в 6 раз меньше, чем у нас. Даже кое - где в России, насколько мне известно, требования жестче. То же касается бензола. Эти присадки очень загрязняют окружающую среду, поэтому в цивилизованных странах к их использованию подходят крайне жестко. Кроме того, одним из строжайших показателей качества автомобиля в Европе сейчас становится экологичность двигателя, а критерием качества топлива - содержание вредных присадок.
По мнению эксперта, украинские требования к бензину ужесточат в ближайшие пять лет, но тогда наши новые стандарты опять будут позавчерашним днем по сравнению с общеевропейскими.К тому же европейский бензин, который гораздо чище и лучше нашего, обходится тамошним автомобилистам дешевле (если исходить из европейского уровня жизни) - 0,8 - 1 евро за литр бензина уровня А - 95.
Плохо быть "транзитным" клиентом
- Наверное, ни для кого не открытие, что у гигантов вроде "ТНК", "Лукойл" и "НКАльянс" с качеством бензина проблем меньше, чем у мелких "ЧПшных" заправок, - говорит директор института. - Крупные компании сегодня готовы зубами держаться за постоянных клиентов. А удержать их можно только качественным топливом. Поэтому у них реально работают внутренние системы контроля качества. Чтобы протаскивать откуда - то "слева" откровенную бодягу и продавать ее на таких заправках, нужно быть как минимум директором одной из них. Но, скорее всего, такой "сотрудник" в приличной конторе долго не продержится, тем более в Киеве, где под носом и все руководство, и контролеры, и в клиенты может попасться кто - то из очень серьезных людей.
Доказать, что неполадки с автомобилем у вас возникли именно из - за некачественного топлива, у нас пока очень сложно. Нет, можно конечно взять соответствующее заключение на СТО, предоставить гору чеков, заказать экспертизу, которая бы доказала, что поломка произошла именно из - за некачественного бензина и что бензин этот действительно был куплен на определенной заправке, и через суд наказать провинившихся. Но никто не желает тратить уйму времени и денег на сбор доказательств без особых гарантий удачного исхода: заправка к тому времени может закрыться или оказаться неплатежеспособной, да мало еще что... По мнению Олега Хатнюка, проблемы с качеством топлива, которые украинские автолюбители почувствовали на себе в последний месяц, могут быть связаны с госконтролем над ценами на топливо. Заправщики стараются компенсировать недополученную прибыль с помощью манипуляций с качеством бензина.
КСТАТИ
Бензин - 95, грн/1л
Польша - 5,75 грн/1л
Чехия - 6,2 грн/1л
Болгария - 4,8 грн/1л
Хорватия - 6,3 грн/1л
Венгрия - 6,50 грн/1л
Инна ГАДЗИНСКАЯ