Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Экс-глава "Нефтегаза Украины" Юрий Бойко рассказал журналистам, сколько объективно должен стоить бензин

Весна 2005 года отмечена небывалым удорожанием нефти в мире, приведшим к увеличению цен на топливо в Украине. Правительство ищет виновных и применяет административные рычаги воздействия, которые не раз доказывали свою несостоятельность.

В апреле цены на украинских бензоколонках заметно выросли. Так, А - 95 сегодня продают в столице по 3,25 грн. за литр. Чиновники среагировали на эту проблему, но, по мнению экспертов, таких мер для преодоления кризиса явно недостаточно.

Глава правительства полагает, что причиной неблагоприятной ситуации в топливном секторе является сговор между отечественными перерабатывающими пред - приятиями, которые решили "попросту подзаработать на потребителях". Но если взглянуть на проблему с другой стороны, то можно увидеть, что удорожание нефте - продуктов на украинском рынке вызвано рядом объективных факторов. В первую очередь, это динамика мировых цен. Так, сегодня стоимость сырья немного превышает 51 долл./барр., хотя еще недавно спекуляции на биржах взвинчивали котировки до рекордного уровня - 57 долл./барр. Напомним также, что эти котировки являются своеобразным стимулом для России, которая на их основе устанавливает размер экспортной пошлины на свою нефть. С 1 апреля эта ставка увеличилась с 83 до 102,6 долл./т.

А это, в свою очередь, заметно повлияло на стоимость ресурса для отечественных НПЗ. Так, в апреле предприятия законтрактовали нефть уже по цене 290 - 300 долл./т, что на 22% выше, нежели в марте. Впрочем, такой расклад в нашей стране наблюдается далеко не впервые. "Сегодняшняя ситуация во многом напоминает картину мая прошлого года, когда в течение месяца произошел резкий ценовой скачок на рынке", - заявил бывший глава НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко. Напомним, что тогда правительство Фрадкова увеличило пошлину на черное золото с 35,2 до 41,6 долл./т. В результате стоимость сырья для наших производителей ГСМ повысилась со 175 - 180 долл./т в апреле до 190 - 195 долл./т в мае.

Более того, власти преподнесли нефтяникам еще один неприятный сюрприз в виде нового механизма внедрения акцизного сбора. Действующие до этого ставки на бензин и дизтопливо в размере 60 и 30 евро/т были аннулированы. Вместо этого отныне будет взиматься дифференцированный налог - 20% выручки от продажи бензина и 10% - от реализации дизтоплива. А это при нынешних ценах на углеводороды автоматически повышает размер подати на 200 грн./т для топлива А - 95 (до 89 евро) и на 60 грн./т. для солярки. После подобных новшеств чиновники заявляют, что компании хотят получить сверхприбыли. Однако последние попросту пытаются компенсировать свои убытки от "подарков" властей.

Ведь простой расчет показывает, что доля налогов в розничной стоимости бензина сегодня достигла 33,3%. Рассмотрим механизм ценообразования на примере самого "ходового" в стране топлива А - 95. Тонна сырья обходится производителю примерно в 337 долл. За этим следует надбавка на прибыль - 133,8 долл./т. Акцизный сбор в этом случае составляет около 118 долл./т. В завершение НПЗ выплачивают 117,6 долл. налога на добавленную стоимость с каждой тонны своего продукта.

Не стоит забывать также о стоимости транспортировки. При среднем тарифе перевозки ГСМ по железной дороге в 71 грн./т его рост в 1,5 раза вынудит предпринимателей повысить розничную стоимость литра светлых нефтепродуктов на 2 - 3 коп. Поэтому, по мнению экспертов, властям нужно не искать заговорщиков, а решать проблему. Сегодня Юлия Тимошенко, которая жестко критиковала политику своих предшественников, сама повторяет их ошибки и применяет неэффективные административные рычаги воздействия. Например, премьер предлагает ограничить стоимость горючего в рознице и жестко наказывать тех, кто не будет выполнять это требование. Она предлагала зафиксировать цену А - 95 на уровне 3,15 грн./л.

Но, как известно, такие меры в прошлом оборачивались лишь дефицитом горючего. Поэтому, как сообщил на пресс - конференции председатель наблюдательного совета "Укрнафты" Юрий Бойко, бороться с кризисом нужно рыночными методами.

"Мы уже проходили цену нефти 300 долл./т. в декабре прошлого года. Но нам удалось избежать сильного ценового скачка", - отметил экс - глава НАКа. Он настоятельно рекомендовал Кабмину продолжить начатое им дело и проводить топливные интервенции на рынке через вертикально - интегрированную компанию. Ведь в распоряжении государства сегодня крупнейший в стране НПЗ - "Укртатнафта", а также Шебелинский ГПЗ, отечественные ресурсы нефти, добываемые "Укрнефтью", и 600 АЗС.

А это позволяет контролировать около 30% рынка ГСМ. Поэтому продажа государством бензина по низким ценам вынудила бы других игроков сделать то же самое. Но наряду с этим, отметил Бойко, власти должны пойти навстречу нефтяникам и снизить размеры фискальных обязательств. В противном случае "мы будем иметь перекладывание налогового бремени на потребителя", - заявил топ - менеджер. Государству необходимо также компенсировать убытки от льготных поставок дизтоплива аграриям, иначе производители будут делать это путем повышения стоимости своей продукции на заправках.

Самое любопытное, что целый ряд прогрессивных менеджеров нынешнего правительства поддерживают эту точку зрения. Так, первый вице - премьер министр Украины Анатолий Кинах сообщил, что ситуация на рынке нефти очень сложная и острая. "На мировых рынках рекордное повышение цен на нефть. Котировки достигли рекордного уровня в 50 долл./барр. Мы импортируем более 80% нефти, и ее нам поставляют по мировой цене. Я считаю, что трейдеры не виноваты в росте цен. Для этого есть объективные причины", - сказал Кинах.

Его поддержал и вице - премьер по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук. По его мнению, в Старом Свете цены на нефтепродукты никогда не регулируют административными методами. "В перспективе у нас, конечно, котировки вырастут. Мы выступаем за открытый рынок, и наша готовность к мировым ценам - это готовность к открытому рынку", - сказал чиновник.

Таким образом, очевидно, что предложенный Юрием Бойко сценарий находит поддержку среди трезвых и нацеленных на диалог сил в Кабмине.

Михаил КУХАР,

Максим АРСЛАНОВ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,2966
 0,0595
0,15
EUR
1
42,3087
 0,0896
0,21

Курс обміну валют на сьогодні, 13:49
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2148  0,08 0,21 39,7524  0,09 0,23
EUR 42,1980  0,02 0,05 42,9048  0,06 0,15

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2600  0,17 0,43 39,3000  0,15 0,38
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес