Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Почему не удается удержать цены нефтепродуктов (Последние годы правительства Украины регулярно наступают на одни и те же нефтяные грабли)

В Украине зафиксирован ощутимый рост цен на нефтепродукты. Премьер - министр Юлия Тимошенко объясняет это подорожание повышением с 1 апреля Россией пошлины на нефть с $83 за тонну до рекордно высоких $102,6 за тонну. "Вот и цены на топливо, которые вы сейчас видите. Можем мы тут повлиять? - Абсолютно не можем. Тут не от регулятивных инструментов правительства зависит, хотя мы прилагаем все усилия к переговорному процессу с Российской Федерацией". Почти все украинские НПЗ, по словам премьера, принадлежат России. И нефть, на цене которой скажется возросшая пошлина, пойдет на эти заводы, обладающие в Украине монополией на поставки нефтепродуктов. "Вот то, до чего мы дохозяйствовались", - характеризует ситуацию Тимошенко. И все же она намерена добиваться от нефтеперерабатывающих заводов выполнения меморандума о поставках сельхозпроизводителям 600 тыс. тонн дизельного топлива по льготной цене 2400 грн. за тонну. "У нас есть меморандумы с каждым производителем, и мы будем добиваться, чтобы они их придерживались", - заявила премьер - министр в понедельник на встрече с аграриями в Киеве. Напомним, что НПЗ в конце марта прекратили отгрузку дизтоплива по льготной цене, предложив повысить ее до 2800 грн. за тонну. По словам нефтетрейдеров, право на это, в соответствии с меморандумом, им дает рост стоимости нефти более чем на 20%.

Последние годы правительства Украины регулярно наступают на одни и те же нефтяные грабли. Серьезно задумываться над этими проблемами Кабинет Министров начинал только во время ценового пика. Такая недальновидная политика несла миллионные убытки как аграриям, так и государству в целом, оказывала крайне негативное воздействие на экономические процессы в стране.

В 2004 году была разработана (точнее реанимирована) концепция создания вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Все эксперты рынка согласны, что это нормальный рыночный механизм влияния на ценообразование. Несмотря на все недоработки, идея выглядела довольно здравой и прогрессивной. Но в последнее время, особенно после назначения Алексея Ивченко главой государственной компании "Нафтогаз Украины", процесс создания отечественной ВИНК затормозился. Не удивительно, ведь создавать такую структуру фактически не из чего. И даже если новый глава НАК еще когда - то вернется к этой идее, то новая компания предстанет совсем в ином формате.

КАК БЫЛО...

Д важды в год Украина сталкивается с кризисом на рынке бензина и дизельного топлива. Это в свою очередь приводило к ситуациям, когда результаты деятельности аграриев в большей мере зависели от договоренностей правительства с нефтяными компаниями, чем от природных условий. Ситуация особенно обострилась весной 2004 года. Тогда только за две недели апреля крупнооптовые цены на низкооктановые бензины выросли на 5%, а на бензин А - 95 и дизтопливо - на 7%. В правительстве и областных администрациях началась настоящая паника. В большинстве регионов страны цена на бензин А - 95 на АЗС стремительно приближалась к отметке 4 грн/л. Лавинообразному росту цен в начале мая был поставлен заслон в виде решений Кабинета Министров от 28 мая, имевших целью стабилизировать рынок нефтепродуктов, - местные органы власти получили право устанавливать предельные оптовые и розничные цены. Было также возобновлено лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов, что, по сути, привело к прекращению экспорта. Правительство подписало с производителями нефтепродуктов очередной меморандум, установивший предельную стоимость бензина А - 95 на уровне 2,9 грн/л. Меморандум был подписан 4 июня и стал своеобразной точкой отсчета в бензиновом кризисе.

Летом 2004 года ситуация, хотя и в меньшей степени, повторилась. 19 июля, когда пик кризиса уже был позади, бывший президент Леонид Кучма подписывает Указ "О мерах по повышению эффективности управления нефтяной отраслью". Согласно указу, задача Кабмина состояла в создании вертикально - интегрированной структуры на базе ОАО "Укрнафта".

Правительство должно было разработать программу создания сети оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, производимыми "Укртатнафтой" и НПК "Галичина", и механизмы привлечения инвестиций для развития "Укрнафты", а также модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. Президент обязал Кабинет Министров разработать пути увеличения активов "Укрнафты", в том числе за счет увеличения ее долей в уставных фондах "Укртатнафты" и НПК "Галичина". В рамках реализации этого указа Леонид Кучма, в частности, поручил Фонду госимущества Украины в двухнедельный срок передать ВИНК госпакет акций "Укрнафты" в размере 49% уставного фонда для обеспечения участия в ее управлении. Прежде этот госпакет акций был передан в управление "Нафтогазу Украины". Президент также поручил сохранить за государством 50%+1 акция ВИНК, передав в уставный фонд "Укрнафты" госпакеты акций "Укртатнафты" и НПК "Галичины".

Оперативность, которую требовал от правительства Леонид Кучма в вопросе создания ВИНК, у многих экспертов и аналитиков вызвала, мягко говоря, глубокое удивление. Ведь цены на нефтепродукты как раз пошли на спад, а очередной кризис должен был наступить только через полгода. Такого стратегического видения проблем у украинской власти до этого не наблюдалось. Учитывая, что базовая компания будущей ВИНК - "Укрнафта" находилась под контролем "Приватбанка", это дало повод подозревать правительство в предвыборном разбазаривании государственного имущества. Прикрываясь этими аргументами, противники создания ВИНК подвергли идею широкой критике. Мол, все это закончится созданием еще одного монополиста, только уже национального происхождения. Главными оппонентами реализации указа президента "О мерах по повышению эффективности управления нефтяной отраслью" оказались частные ФПГ, которые или теряли контроль над компаниями, передающимися в уставной фонд "Укрнафты", или же не смогли "получить долю" в новом проекте.

Против создания ВИНК, якобы подконтрольной днепропетровской группе, наиболее активно выступила луцкая бизнес - группа "Континиум", над которой нависла угроза отстранения от управления НПК "Галичина" и утраты базы для своей сети заправок . Характерно, что акции на этом НПЗ распределены сейчас почти поровну - 32,9% контролируют компании, близкие к "Привату", около 40% - народный депутат Игорь Еремеев, его жена и близкие к "Континиуму" структуры. В случае получения доступа к 25% пакета акций через управление ВИНК, соотношение сил резко сменилось бы в пользу днепропетровской группы.

Еще одним противником создания отечественной нефтяной компании выступили представители российской "Татнефти". И хотя ситуация для них была не столь критичной, но угроза потери как фактического, так и номинального контроля над "Кременчугским НПЗ" приобретала реальные очертания. Также против передачи акций нефтеперерабатывающих предприятий "Укрнафты" и допэмиссии выступили структуры, связанные с Александром Ярославским, который считается лидером харьковской ФПГ, центральной структурой которой является "Укрсиббанк". В знак протеста 15 депутатов из группы "Деминициативы - Народовластие", в том числе сам Ярославский, приостановили членство в парламентском большинстве. Причины этого демарша известны. Харьковчане, будучи владельцами немного более процента акций "Укртатнафты", фактически управляли НПЗ. А возврат государственного пакета был чреват потерей контроля.

Единым фронтом, как и следовало ожидать, против ВИНК выступили крупнейшие участники украинского нефтерынка, уже распределившие между собой сферы влияния. Ведь задекларированные позиции ВИНК могла получить только за счет уменьшения влияния своих конкурентов. В итоге критика в адрес президента звучала со всех сторон. Хотя его указ выглядел довольно здравым и главное - эффективным. По крайней, мере в теории.

КАК ДОЛЖНО БЫЛО СТАТЬ...

Под давлением всех этих факторов президент 15 сентября изменил свое решение. В новом варианте его указа создание ВИНК предусматривалось на основе внесения госпакетов акций ЗАО "Укртатнафта" (43%) и НПК "Галичина" (25%) в уставный фонд НАК "Нафтогаз Украины". Новая ВИНК в перспективе могла стать не просто влиятельным, а самым крупным игроком на рынке нефтепродуктов. Общий объем ежемесячной переработки сырья ВИНК мог бы достигать 270 тыс. тонн, или 3,25 млн. тонн в год. Производство светлых нефтепродуктов ожидалось на уровне 1,96 млн. тонн в год и дизтоплива - 950 тыс. тонн в год, что составляет около 20% украинского рынка. Такого количества нефтепродуктов достаточно для обеспечения около 530 АЗС, или 9% розничного рынка.

По мнению экспертов, решение главы государства могло бы дать новый импульс развитию отечественной нефтяной отрасли. Тогдашний председатель правления НАК Юрий Бойко говорил, что создание национальной ВИНК позволило бы в недалеком будущем нарастить долю присутствия украинского капитала на рынке нефтепродуктов до 30 - 40 процентов. Это являлось бы эффективным рыночным рычагом влияния на ценообразование на горюче - смазочные материалы, что исключило бы ежегодные кризисы и противодействовало диктату со стороны российских компаний.

Но идея создания ВИНК наткнулась на сопротивление тех же скептиков - "Континиума", "Укрсиббанка" и российской "Татнефти". И если первый раз они аргументировали свое недовольство весьма убедительным аргументом - ВИНК под руководством "Укрнафты" - это создание отечественной монополии под контролем днепропетровской ФПГ "Приват". Теперь этот козырь был выбит из их рук. Тем не менее каждая из этих структур нашла свой довод для того, чтобы выступить против воплощения концепции ВИНК на практике.

Харьковчане построили свою критику на теме смещения с занимаемой должности председателя правления ЗАО "Укртатнафта" Павла Овчаренко, который считается ставленником "Укрсиббанка". В результате, как сообщило информагентство "Українськi новини", возникла значительная задолженность перед оффшорными структурами, поставлявшими нефть и реализовывавшими нефтепродукты. Это вынудило нового председателя правления "Укртатнафты" Сергея Глушко направить официальный запрос в Генпрокуратуру Украины. В ответ татарские акционеры "Укртатнафты" озвучили угрозы о приостановлении поставок нефти на Кременчугский НПЗ.

Но главным противником создания ВИНК всегда выступала луцкая ФПГ - "Континиум". Этому есть рациональное объяснение. Для нее вопрос заключается в сохранении контроля над центральным элементом всей бизнес - структуры - НПК "Галичина". Возглавляет западноукраинскую группу тандем Петр Дыминский - Игорь Еремеев. Последний, согласно справке Верховной Рады, до прихода в парламент работал генеральным директором производственно - коммерческой фирмы "Континиум", а Дыминский до избрания в парламент возглавлял НПК "Галичина". Такое партнерство кристаллизировало эффективную бизнес - схему: Еремеев поставляет на НПК нефть, Дыминский ее перерабатывает, а потом Еремеев - продает. Формально контроля над "Галичиной" они не имеют, так как суммарный пакет акций, принадлежащий луцким бизнесменам, по оценкам экспертов составляет около 41%. Тем не менее "Континиум" имеет полный контроль над нефтеперерабатывающим заводом. Достигнуто это посредством избрания лояльного менеджмента. Второй крупный акционер - днепропетровская группа "Приват" прямо или опосредованно владеет почти 33% акций "Галичины". Еще 25%, как было сказано, пока что принадлежит Фонду госимущества Украины. Именно этот пакет и является ключом к полному контролю над предприятием, годовой оборот которого исчисляется миллиардами гривен. "Континиум" заинтересован, чтобы этот государственный пакет, по меньшей мере, не попал в руки "Привата". Поэтому луцкие бизнесмены всегда будут главной преградой на пути создания ВИНК. Это подтвердила практика. "Континиум" с помощью судебных решений всячески препятствовал передаче госпакета в уставной фонд "Нафтогаза", хотя правительство пошло даже на меры жесткого давления на эту бизнес - группу. В начале сентября НПК "Галичина" подверглась беспрецедентному давлению со стороны налоговых органов. С 10 по 16 сентября 2004 г. отгрузка нефтепродуктов Дрогобычским НПЗ была заблокирована вооруженными спецподразделениями ГНА во Львовской области, а ее пресс - служба распространила заявление о возбуждении уголовного дела в отношении руководства "Галичины" за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах. Общая сумма доначислений составила 421,6 млн. гривен. Работа завода была разблокирована лишь после вмешательства группы народных депутатов. А парламентское лобби группы "Континиум" инициировало создание следственной комиссии по изучению ситуации вокруг "Галичины" и "Укртатнафты". В конечном итоге блокирование руководством "Галичины" процесса оценки принадлежащего государству пакета акций не дало ФГИ возможности передать его в уставный фонд "Нефтегаза Украины" и завершить тем самым организационную стадию формирования ВИНК.

ЧТО БУДЕТ И ЧТО ОСТАНЕТСЯ...

В ноябре 2004 года создание ВИНК в планировавшемся формате было окончательно сорвано. Парламент принял закон об особенностях приватизации украинской нефтеперерабатывающей промышленности, включавший запрет на отчуждение госпакетов акций НПЗ до принятия Госпрограммы приватизации на 2004 - 2006 гг. И хотя в декабре Леонид Кучма ветировал этот документ, 22 декабря парламентарии приняли его повторно, чем заблокировали завершение организационной фазы формирования ВИНК.

И все же ВИНК Украине нужна. Но возникает вопрос, из чего ее строить? Фактически государство не имеет контроля ни над одним нефтеперерабатывающим заводом. Касательно НПК "Галичина", то весьма сомнительно, что 25% - ный государственный пакет акций когда - либо вообще попадет в уставной фонд ВИНК. Во - первых, луцкая группа "Континиум" очень лояльно относится к действующему Президенту, и сыграла важную роль в победе Виктора Ющенко на президентских выборах. Не станет же Виктор Андреевич разорять собственных соратников. Во - вторых, "Континиум" имеет мощное парламентское лобби - Народную партию, способную эффективно защищать свою ФПГ. Учитывая, что партия Владимира Литвина сейчас вторая по численности и имеет тенденцию к росту, ставить под угрозу новосформированное парламентское большинство из - за 25% акций далеко не самого крупного предприятия, вряд ли целесообразно. И в третьих, даже если правительство решится передать в управление "Нафтогаза" свою долю в "Галичине", то не факт, что эта попытка будет иметь успех. Прежний режим использовал все законные и даже незаконные методы воздействия на "Континиум", но так и не достиг желаемого результата. Правительству Тимошенко будет очень тяжело выполнить эту задачу.

Не имеет государство полного контроля и над Кременчугским НПЗ, причем не только реального, но и формального. Крупнейшее в Украине нефтеперерабатывающее предприятие, на базе которого создано ЗАО "Укртатнафта", предыдущий год закончило с чистой прибылью около 100 млн. гривен. Поэтому отдавать его в руки государства никто не собирается. Акционеры из Татарстана суммарно владеют свыше 55% акций: Госкомимуществу Республики Татарстан принадлежит 28,778%, компании "Татнефть" - 8,613%, корпорации Seagrоup International Ink. - 9,96%, компании Amruz Trading AG - 8,336%. Украинская доля в компании позволяет в лучшем случае влиять на политику "Укртатнафты", но никак не определять ее главную линию. Следственно, решать вопрос о ее вхождении в структуру ВИНК будут скорее всего не в Киеве, а где - то в Татарстане.

Но все эти проблемы покажутся мелочами, если вспомнить, что главную нефтедобывающую компанию - "Укрнафту" контролирует группа "Приват". Формально государству принадлежит контрольный пакет акций, но фактически компанией руководит днепропетровская группа, суммарно владеющая 48% акций. Маловероятно, что "Приват" захочет за свой счет бороться с ценовыми кризисами. К тому же украинская нефть - это главный источник сырья для контролируемым группой Надвирнянского НПЗ. А конфликт с "Континиумом" вокруг НПК "Галичина" вообще создает ситуацию, при которой участие этих двух структур в одном проекте является невозможным даже теоретически. Если в ВИНК войдет "Укрнафта", то можно с 99% вероятностью утверждать, что "Континиум" будет и дальше продолжать сопротивление с целью не допустить передачи государственного пакета "Галичины" в уставной фонд "Нафтогаза". А если же новый глава НАК Алексей Ивченко станет на сторону луцкой бизнес - группы, что, учитывая его политические взгляды, весьма вероятно, то такую же тактику возьмет на вооружение "Приват". Теперь ему самому предстоит угроза потерять основные активы в нефтяной отрасли. По сути, мы имеем патовую ситуацию. Если в создании ВИНК будет задействована одна ФПГ, то вторая обязательно будет оказывать этому процессу максимально возможное сопротивление. Причем рычагов влияния на ситуацию как у первой, так и у второй предостаточно.

Алексей МОЛДАВАН

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6370
 0,1219
0,31
EUR
1
42,2986
 0,0655
0,15

Курс обміну валют на вчора, 10:11
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3623  0,01 0,02 39,9291  0,02 0,06
EUR 42,1332  0,05 0,12 42,9332  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6350  0,19 0,48 39,6500  0,18 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес