Фінансові новини
- |
- 02.05.24
- |
- 09:33
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Як посієш наволоком, то і вродить ненароком, а як посієш густо, то не буде пусто" Українське прислів'я |
"Киевские Ведомости": Накануне всплеска (Горючее в Украине подорожает)
10:37 05.04.2005 |
Мировой рост стоимости сырья, повышение экспортной пошлины в России, железнодорожных тарифов и ставок акцизного сбора в Украине, введение НДС на импорт нефти, оживление сезонного спроса привели к ожидаемому подорожанию нефтепродуктов.
Цена фьючерсов на нефть марки brent на май остается стабильно высокой. Так, на Международной нефтяной бирже в Лондоне она составляет 54,05 долл./барр., на Нью - йоркской товарной - 55,09 долл. По мнению аналитиков агентства Bloomberg, товар подорожал на фоне обеспокоенности, что американские НПЗ не смогут произвести достаточно топлива. Одновременно ОПЕК добывает сырье на пределе своих мощностей, и США на прошлой неделе импортировали рекордные объемы углеводородов в этом году, увеличив тем самым запасы до самого высокого с июля 2002 года показателя. Российская нефть urals в пятницу стоила 48,22 долл./барр. Напомним, что неделю назад цена urals не превышала 46,87 долл./барр.
Министр экономики и по вопросам евроинтеграции Сергей Терехин признал, что рост мировых цен является негативным фактором на украинском рынке. Он отметил и ряд других причин увеличения расценок, в том числе - пролоббированный им самим новый механизм начисления акцизного сбора.
ХРОНИКА
Нефтяные компании продолжают выполнять свои обязательства перед Кабмином по обеспечению топливом аграриев. Так "Альянс - Украина", реализующий продукцию Херсонского НПЗ, на 25 марта отгрузил аграриям более 4,5 тыс. тонн дизельного топлива по 2400 грн./т.
Заключение договоров и отгрузка ДТ происходят на основании заявок аграриев. Кременчугский НПЗ планирует продать селу 184 тыс. тонн горючего, Лисичанский НПЗ - 155,1 тыс. тонн, Одесский НПЗ - 74 тыс. тонн, Надвирнянский НПЗ - 59,9 тыс. тонн, Дрогобычский - 70 тыс. тонн, Шебелинский ГПЗ - 12 тыс. тонн. "Компании отгружают нефтепродукты исключительно сельхозпроизводителям", - сообщил директор объединения "Укрнефтехимпереработка" Николай Приймак.
Отказ НПЗ отгружать горючее посредникам уже вызвал раздражение министра аграрной политики Александра Баранивского, который жаловался на нефтяников на заседании Кабмина.
Тем временем российско - британская компания "ТНК - ВР" заявила о намерении вложить в этом году 13 млн. в развитие АЗС в Украине. Сейчас в собственности "ТНК - ВР" 51 станция, а до конца года компания планирует расширить сеть до 75 - ти. Приоритетные регионы - Киев, Донецк, Днепропетровск и Крым.
ТРАНЗИТ
На прошлой неделе министр топлива и энергетики Иван Плачков поддержал предложение "ТНК - ВР" о снижении тарифов на перевалку нефти в морском нефтеналивном терминале "Южный" до уровня соседних портов. "Тарифы "Южного" должны соответствовать расценкам других портов", - сказал он. Минтопэнерго также считает целесообразным углубить порт для приема танкеров с водоизмещением до 100 тыс. тонн.
Плачков, комментируя недавние переговоры с министром промышленности и энергетики России Виктором Христенко, сказал: "Мы получили заверения, что правительство России сделает все возможное, чтобы обеспечить достаточный объем нефти и рентабельную работу нефтепровода". Министр напомнил, что речь идет о гарантированных ранее объемах транзита сырья по нефтепроводу "Одесса - Броды" в реверсном режиме в размере 7 - 9 млн. тонн в год для ее экспорта через МНТ "Южный".
"Думаю, что мы бы стали участниками такого проекта, потому что компаниям, добывающим и экспортирующим российскую нефть, кроме европейского региона давно нужно осваивать другие рынки - США, Китай, Индию", - сообщил президент ООО "ТНК - ВР Украина" Александр Городецкий.
"Мы готовы участвовать в экономическом анализе перспектив и прогнозов их использования с учетом нашего опыта в таких проектах. Тем более что сегодня мы представляем интересы холдинга "ТНК - ВР". А, как известно, ВР имеет большой опыт как участник КТК (Казахстан) и проекта "Баку - Джейхан", - сказал президент.
ЦЕНА
На прошлой неделе средние крупнооптовые цены на дизельное топливо повысились на 4,4%, до 3190 грн./т, на бензин А - 76/80 - на 4,5%, до 3158 грн./т. Марка А - 92 подорожала на 5,7%, до 3367 грн./т, А - 95 - на 4,4%, до 3518 грн./т.
С начала 2005 года крупнооптовые цены на дизтопливо выросли на 6,5%, на бензин А - 76/80 - на 6,9%, А - 92 - на 8,4%, А - 95 - на 9,8%.
Опрошенные "Ведомостями" эксперты объясняют это повышением мировых котировок. В марте цена сырья для НПЗ составляла около 285 долл./т, в то время как в апреле - 300 долл./т. Стоимость контрактов на российскую нефть для украинских заводов повысилась на 20%, что не могло не повлиять на расценки конечного продукта. Также существенно повлияло на ситуацию изменение принципов взимания акцизного сбора, утвержденного законом о внесении изменений в госбюджет. По мнению аналитиков, в апреле кроме акциза и мировой цены к факторам роста добавится еще и взимание НДС с импортеров нефти.
Эксперты ОАО "Галнафтогаз" предполагают, что рост цен в ближайшее время составит 5%. А в пресс - службе компании подчеркнули, что ситуация на нефтерынке будет зависеть от действий правительства.
ПЕРЕРАБОТКА
В ближайшее время два украинских НПЗ - Лисичанский и Дрогобычский - намерены провести плановый ремонт. Остановка первого с 9 апреля по 13 мая не повлечет роста цен на нефтепродукты в Украине, говорят на предприятии. К 1 апреля предприятие накопило свыше 320 тыс. тонн бензина и дизтоплива, поэтому все договоренности с партнерами будут выполнены.
По мнению аналитиков "ТНК - Украина", основными факторами роста цен являются не остановка завода на ремонт, а сохранение мировых тенденций к удорожанию сырья, повышение железнодорожных тарифов, рост экспортной пошлины в РФ, а также увеличение ставки акцизного сбора правительством Украины. Ту же мысль высказали "Ведомостям" и представители ОАО "Галичина".
В прошлом месяце отечественные НПЗ накопили более 1893 тыс. тонн нефтепродуктов. "С этими запасами можно спокойно снабжать рынок в течение месяца", - заявил Приймак.
Олег ГАВРИШ