Фінансові новини
- |
- 06.05.24
- |
- 21:44
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Газета по-киевски": Вы готовы платить за бензин в полтора раза больше? (Прошлогодний бензиновый кризис может оказаться "цветочками" по сравнению с возможными "ягодками" нынешней весны)
17:32 31.03.2005 |
Приход весны сильно переполошил автолюбителей. Ведь начался водительский сезон, и вместе с этим стало дорожать горючее. С начала этой недели цены на киевских заправках повысились на 3 - 6 коп. за литр, а некоторые АЗС за 3 дня подняли стоимость нефтепродуктов на 5 - 10 коп. В отдельных регионах реализаторы пошли еще дальше. В итоге цены на "девяносто пятый" бензин превысили три гривни, активно "держит след" и дизтопливо. При чем специалисты говорят, что это - только начало.
Кто толкает цены вверх
К сожалению, в этом сезоне причин для подорожания более чем достаточно. Перечислим лишь основные.
1. Самый главный фактор - дорожает российская нефть, которую в основном и перерабатывают украинские НПЗ. С начала года заводы получали ее по 200 $200/т, сейчас уже по $240 - 260. А в следующем месяце она перешагнет даже уровень в $300/т, считает директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин. Россияне внимательно следят за динамикой мировых цен, которые в последнее время ставили рекорды. Это заставило их повысить с 1 апреля экспортную пошлину с $83 до $103 за тонну. Таким образом, по сырью украинский рынок получает полуторакратный рост цен.
2. Сезонное увеличение потребления топлива. Многие автолюбители, которые не рискуют ездить зимой, по весне вспоминают о своих "железных лошадках", - так называемые "подснежники". Кроме этого, набирают обороты весенне - полевые работы, а фермерским тракторам и грузовичкам тоже нужна горючка. Тут, кстати, есть еще одна загвоздка, о которой ниже.
3. Дефицит топлива. Нефтепереработчики активно поставляют топливо на экспорт: за границей цены все еще выше украинских. Но это пока... Тем временем один из крупнейших украинских НПЗ - Лисичанский - в апреле остановится на плановый ремонт (почему - то ремонты чаще всего происходят именно во время напряженной ситуации на рынке). А тут еще Шебелинский завод вдруг прекратил отгрузку высокооктановых марок. Эксперты отмечают, что спрос по всем светлым нефтепродуктам у нас уже превышает 100 тыс. тонн. А ведь именно такой величины хватило, чтобы спровоцировать прошлогодний ценовой кризис!
4. Акцизы. Из - за изменения закона о бюджете акциз с тонны бензина повысится с 60 до 80 евро, а с тонны дизтоплива - с 30 до 35 евро. Вряд ли переработчики захотят компенсировать эти расходы за свой счет - ведь есть же еще и потребитель. А тут еще НДС предписывают платить исключительно деньгами, да и железнодорожные тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов повышают...
В общем, все это может привести к тому, что в апреле, по оценкам аналитиков, подорожание может составить 25 - 30 коп. на литре. Тем не менее, Украина с пугающей самоуспокоенностью идет к ценовому кризису на топливном рынке.
"Бомба" в дизтопливе
Как утверждает Сергей Сапегин, опасность нынешней ситуации состоит в том, что с ценами на "Премиум" (А - 95 и А - 98) уровня под 4 гривни и выше потребитель вынужденно смирится, ведь речь идет о владельцах недешевых иномарок. А вот как отразится на экономике такой уровень цен?
Первые попадают под ценовой удар аграрии. Уже сейчас "льготное" топливо для аграриев на поверку оказывается не таким уж дешевым. Ведь обещанный уровень в 2400 грн./тонна - это отпускная цена НПЗ. Пока горючее "добирается" до топливного бака трактора, его цена уже практически не отличается от той, что существует на рынке. Так в чем льгота? Недаром аграрии не спешат пользоваться с боем выторгованной "льготой": например, на сегодня с Херсонского НПЗ в рамках договоренностей с аграриями отгружено лишь 10% от того, что они заказывали. Кстати, сегодня остатки дизтоплива на всех украинских НПЗ составляют около 74 тыс. тонн, а реально нужно не менее 500 тысяч тонн.
Достанется и обычным автовладельцам. Ведь разницу между льготной и рыночной ценой нефтеперерабатывающему заводу тоже нужно за счет кого - то компенсировать. Так что в цене топлива будет заложена и "компенсация" удешевленной солярки для аграриев.
Ну а далее, как говорится, - везде. Где удорожание топлива - там жди повышение цен на проезд, на транспортные расходы в целом, и как следствие - рост остальных цен. Вот нам и инфляция.
Тенденции, однако
До конца недели мы еще увидим изменения на ценниках АЗС, ведь оптовые партии нефтепродуктов на прошлой неделе росли гораздо быстрее, чем розница сейчас.
- Можно предположить, что, в отличие от прошлого года, рост цен не будет "обвальным". Он будет более продолжительным по времени. Апогей придется ориентировочно на конец апреля - май, когда рынок в полной мере сможет ощутить дисбаланс между спросом и предложением нефтепродуктов. А главное отличие текущего ценового кризиса состоит в том, что государство лишено рыночных механизмов влияния на ценовую ситуацию, что позволяет в перспективе ожидать рост цен до 50% и более, - прогнозирует директор НТЦ "Психея".Становится в самом деле интересно: а чем нынешнее правительство собирается сдерживать топливные цены? Ведь не шантажом нефтетрейдеров же ему заниматься - это удел прошлых Кабминов...