Фінансові новини
- |
- 05.05.24
- |
- 12:31
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Сегодня": В апреле цены на бензин могут "взорваться" (Они уже растут, а нефтетрейдеры и независимые эксперты прогнозируют подорожание горючего еще на 20-30%)
10:13 30.03.2005 |
За последние три дня цены на стелах автозаправок рванули вверх: А - 95 кое - где подскочил до 3 - 3,10 грн./л, А - 92 и дизтопливо приблизились к отметке в 2,9 грн., а "низкооктан" А - 76 и А - 80 подорожал до 2,7 - 2,85 грн. Как нефтетрейдеры, так и эксперты нефтерынка, утверждают, что в апреле рост дороговизны наберет обороты и среди причин называют налоговую политику правительства, подорожание нефти и сезонное увеличение спроса на топливо.
Итак, медленное удешевление "горючки", которое мы наблюдали с февраля по середину марта, сменилось намного более существенным ростом цен. Последние полтора месяца едва ли не каждую неделю в рознице то один, то другой вид горючего дешевел на 0,5 - 1 коп./литр. В итоге с начала года средняя цена бензина А - 95 снизилась на 4 коп.(до 2,89 грн.), А - 76 - на 7 коп. (до 2,53 грн.), а дизтоплива - на 6 коп. (до 2,7 грн.). Главным фактором такой "демократизации" было превышение предложения горючего над спросом, затоваренность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) готовой продукцией. А в чем причина нынешнего подорожания и чего ждать дальше?
"Вряд ли цены стабилизируются на этом уровне, - комментирует исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн, - все факторы работают подорожание. Включилось отложенное из - за плохой погоды в марте повышение спроса, и в мелком опте поставщики уже повысили цены на 15 - 20 коп./л: этот рост еще не вполне отразился на рознице. Баланс спроса - предложения пока держится на прошлогоднем уровне, но в апреле станет на ремонт Лисичанский НПЗ и на рынке будет напряженно. Нефть подорожала на 20% (кстати, недавно на Нью - Йоркской бирже установлен новый рекорд - $56/баррель. - Авт.), и если в марте украинские НПЗ получали сырье по $240 - 250/т, то поставки на апрель законтрактованы по $295 - 300/т. Отчасти эту проблему нефтекомпании переложат на карман потребителей, что, думаю, даст в апреле 7 - 8% подорожания в рознице, то есть еще примерно на 20 коп./литр. Наконец, правительство предложило ввести новую методику начисления акцизного сбора на нефтепродукты: если сейчас ставки акциза унифицированные - 60 евро/т на все марки бензина и 30 евро/т на дизтопливо, то теперь предлагается взимать акциз в 20% от цены реализации бензина (но не менее 60 евро/т) и 10% - дизтоплива (но не менее 30 евро/т). Реально же, с учетом ожидаемого дополнительного повышения оптовой стоимости горючего еще на 100 - 150 грн./т, акциз с отпускной цены достигнет 80 евро/т по бензину и до 35 евро/т - по дизтопливу. Для сохранения существующей маржи нефтепереработчики постараются автоматически перенести увеличение налогов на отпускные цены. В сумме апрельское подорожание может составить 25 - 30 коп./л".
В целом согласен с аргументами коллеги директор Научно - технического центра "Психея" Сергей Сапегин. Но его прогнозы более пессимистичны: "Если сработают все негативные факторы, то в апреле - мае будем иметь ценовой "взрыв", не уступающий по силе прошлогоднему, горючее может подорожать на 30 - 50%. Введение "гибкого" акциза здесь - не главное. Увеличение Россией с 1 апреля экспортной пошлины на нефть с $83 до рекордных $102,6/т - казалось бы, проблемы тамошних нефтекомпаний, но украинские нефтетрейдеры постараются хотя бы частично покрыть подорожание сырья и недополученную прибыль за счет конечных потребителей. А главное - на рынке уже наметился и будет прогрессировать спекулятивный фактор, подогреваемый дефицитом горючего. Аграрии не смогли выкупить у НПЗ дизтопливо по льготной цене (Ассоциация фермеров и землевладельцев Украины предупреждала, что это по силам лишь мощным хозяйствам. - Авт.), их отложенный спрос создаст дополнительное давление на рынок, плюс традиционное весеннее повышение спроса со стороны автолюбителей. Становятся на ремонт Лисичанский НПЗ и Шебелинский газоперерабатывающий завод: последний обеспечивал горючим сеть АЗС "Нефтегаза Украины", их более низкие цены позволяли сдерживать аппетиты других розничных сетей, а сейчас этот ресурс иссяк. Значит, уже в апреле в стране возникнет нехватка горючего и нефтетрейдеры попытаются взвинтить цены. Отчасти подорожание можно будет сгладить за счет поставок из Литвы и Белоруссии, сегодня импортный бензин дороже украинского на 20 - 25%, дизтопливо - на 40%. Но и такой рост цен, согласитесь, больно ударит по конечному потребителю".
Мы поинтересовались у нефтетрейдеров, как скажется изменение формулы начисления акциза на ценах горючего. Президент ООО "ТНК ВР - Украина" Александр Городецкий был лаконичен: "Любые экономические санкции повлекут за собой повышение цен на нефтепродукты, и это - не ответ нефтепереработчиков на действия правительства, а действие рыночного механизма". Конкретные цифры прозвучали в комментарии пресс - службы НК "Альянс - Украина": "Внедрение нового механизма начисления акцизного сбора на нефтепродукты приведет к повышению цен на этом рынке предположительно на 15%. Акциз - это косвенный налог, его платит потребитель, поэтому повышение акциза ведет к прямо пропорциональному увеличению стоимости нефтепродуктов. "Такие изменения совсем не устраивают нашу компанию, речь может идти только о фиксированной ставке акциза, - говорит начальник отдела по связям с общественностью ПИИ "ЛУКОЙЛ - Украина" Валерий Рясик. - Это большой удар и по потребителям - цены вырастут минимум на 15 коп./л, и по отечественным НПЗ: выгоднее будет импортировать топливо, чем производить его в Украине".
Итак, правительство не просто подстегивает рост цен, но и заставляет компенсировать его напрямую за счет народа.
Михаил РОМАНЦОВ