Фінансові новини
- |
- 17.01.25
- |
- 22:44
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Контекст": Украина в обозримом будущем может остаться без нефти
10:52 25.11.2003 |
Российский трубопроводный оператор "Транснефть" наращивает свой экспортный потенциал, российский экспортный экспресс набирает обороты, в то время как Украина зачарованно наблюдает за этим процессом и мечтает о каспийской нефти, рискуя потерять казалось бы гарантированные объемы российского сырья.
Звучавшая минувшим летом и в начале осени ожесточенная риторика по поводу необходимости (или вредности) реверса многострадального украинского нефтепровода Одесса - Броды сошла к началу ноября с первых полос газет и журналов. Многим могло показаться, что тема потихоньку изживает себя, поскольку появились слухи о том, что украинский трубопроводный оператор "Укртранснафта" запустила дополнительные мощности на маршруте Мучуринск - Кременчуг - Снегиревка - Пивденный, увеличив мощность прокачки с 4 до 9 млн т в год.
Однако долгожданные тонны сырья отнюдь не спешат хлынуть в расширенные системы украинского трубопроводного оператора. Тому есть довольно простые причины - во - первых, поставки на это направление не является приоритетным для российской "Транснефти", а во - вторых, анонсируемого увеличения мощностей по транспортировке нефти так и не произошло.
Российский "загашник"
Увеличение экспорта нефти в целом является одним из приоритетов российской бюджетной и государственной политики. В последние годы "Транснефть" наращивала экспортные возможности темпами, не имеющими прецедентов в истории мировой нефтетранспортной индустрии. И сегодня российский трубопроводный оператор работает над целым рядом проектов, которые в весьма обозримой перспективе могут создать ситуацию, когда транзитерам придется бороться за российские поставки.
Российские нефтепроводы - самая большая нефтетранспортная система в мире, которая прокачивает ежегодно более 90% всей добываемой нефти в РФ. В 2002 году по системе "Транснефти" было прокачано 374 млн. тонн нефти, а в этом году компания ориентируется на объем более 400 млн. тонн, что составит рост более чем на 10%.
Согласно положениям "Энергетической стратегии" РФ до 2020 года, добыча жидких углеводородов России будет в ближайшие годы нарастать. При оптимистическом сценарии в 2010 году добыча в Российской Федерации будет составлять порядка 490 млн. тонн, а к 2020 году - 520 млн. тонн. А это значит, что трубопроводные мощности (как самые дешевые и эффективные) не просто будут задействованы, а будет проявляться и их дефицит.
Приоритетное направление
Готовясь к росту добычи, "Транснефть" стремительно "расшивает" трубопроводные мощности внутри страны в направлении Беларуси и Балтики (значительная часть экспорта на Балтийское направление идет опять - таки через Беларусь). Кроме того, "Транснефть" стремительно расширяет возможности Балтийской Трубопроводной Системы (БТС).
Столь стремительный бросок на Запад а не, скажем, на Восток, в значительной мере обусловлен тем, что "Транснефть" стремится обеспечить российским компаниям место на европейских рынках, потребление сырья на которых динамично растет.
О важности БТС говорит тот факт, что на открытии терминала в Приморске в Финском заливе 27 декабря 2001г. присутствовал лично президент РФ Владимир Путин. Это направление сразу вышло на проектную мощность в 12 млн. тонн. Менее двух лет спустя, 3 ноября этого года производительность БТС была увеличена до 30 млн. тонн нефти в год. И это еще не предел: в "Транснефти" уверены, что до весны 2004 года производительность БТС возрастет до 42 млн. тонн с технологическими возможностями системы прокачивать до 62 млн. тонн нефти в год. Для справки, весь транзит по территории Украины в прошлом году составил 27,4 млн. тонн.
Что означает для Украины запуск БТС на полную мощность лишний раз объяснять не надо. При стабильной нестабильности отечественного политикума (вспомним срыв подписания межправительственного соглашения с Россией о транспортировке нефти, затягивание времени с реверсом "Одесса - Броды" при отсутствии альтернативных предложений) и отсутствии долгосрочных договоров с "Транснефтью" мощности украинской нефтетранспортной системы остаются незащищенными. Другими словами, российская компания в любой момент может переориентировать объемы сырья на другие транспортные маршруты, и речь уже будет идти не о утрате перспективных 9 млн. тонн по "Броды - Одесса", а о недополучении сегодняшних объемов "Дружбой" и Приднепровскими магистральными нефтепроводами. Первый тревожный звонок прозвучал уже на прошлой неделе.
С середины ноября "Укртранснафта", равно как и украинские НПЗ уже успели ощутить, как скажется на них уход крупных объемов нефти в систему БТС. Российские экспортеры охотно отправили дополнительно 1 млн. тонн по БТС, так как экспорт в "дальнее зарубежье" всегда экономически предпочтительней, чем поставки на украинские заводы (именно реэкспортными поставками с украинских заводов заполнялись в последние месяцы резервуары украинских терминалов). В результате цены на российскую нефть взлетели более чем на $30 до $180/тонна.
Ситуацию усугубляет тот факт, что маршрут Мичуринск - Кременчуг - Одесса (либо МНТ "Южный"), включающий Приднепровские магистральные нефтепроводы, непопулярен у российских экспортеров. Дело в том, что на других направлениях в случае возникновения проблем на одном из нефтепроводов (авария трубопровода; шторм, вследствие которого не работает морской терминал и т.д.) нефть можно перенаправить по другому маршруту. "Приднепровка" же является обособленной "тупиковой" веткой, то есть всегда существует риск простоя нефти вследствие технологических причин.
А вот поставки на Белорусское направление (нефтепровод "Дружба") куда лучше вписываются в концепцию стратегических направлений "Транснефти". Помимо БТС, компания планирует увеличение уже в следующем году на 5 млн. тонн поставок в Польшу (работы по расширению пропускной способности северной ветки "Дружбы" уже закончены). В завершающей стадии - транспортировка нефти по территории Беларуси - Украины - Словакии на австрийский НПЗ "Швехадт", а также реализация проекта "Дружба - Адрия" начальной мощностью 5 млн. тонн.
Бизнес по - нашенски
А вот что касается собственно украинских маршрутов, то здесь поводов для оптимизма у россиян немного. Ведь не секрет, что неопределенность с реверсом системы "Одесса - Броды" омрачает долгосрочные планы российских экспортеров. Расширенный транзит через Беларусь и по украинской территории дал бы мощный приток транзитной выручки как за поставки в направлении порта Омишаль, так и в направлении "Пивденного".
Увы, украинская сторона продолжает ждать мифическую каспийскую нефть и бить рекорды по количеству презентаций проекта "Одесса - Броды - Плоцк" в то время как Польша быстро наращивает закупки российской нефти через Беларусь и внемлет украинским прожектам с многострадальным нефтепроводом, похоже, только из вежливости перед Брюсселем. А отечественную власть, похоже, совсем не интересует тот факт, что средства, на которые строился, а сейчас обслуживается нефтепровод "Одесса - Броды" поступают в качестве оплаты за транзит российской нефти, и именно эта статья доходов была и будет основной в бюджете "Укртранснафты" независимо от направления новостроя.
Украинское руководство продолжает слушать аналитиков PriceWaterhouseCoopers, не имеющих никакого отношения к нефтепроводной индустрии в целом и к этой отрасли в странах бывшего СССР и Восточной Европы в частности. По словам консультанта PriceWaterhouseCoopers, экс - министра обороны (!) Великобритании Малькольма Рифкинда, проект "Одесса - Броды - Гданьск" беспроигрышен, так как является решением проблемы "обхода" перегруженного Босфора, поскольку этот нефтепровод уже построен и может качать нефть. Однако, как свидетельствует эксперт Кэмбриджской Ассоциации Энергетических исследований (CERA) Мэтью Сагерс, тема обхода Босфора весьма малоактуальна, если брать во внимание те объемы, которые планируется поставлять по маршруту Броды - "Пивденный".
С украинской стороны уже прикладывались усилия, чтобы использовать предоставляемую российской стороной возможность реверса. Однако усилиями политиков принятие окончательного решения затягивается уже на протяжение полугода, хотя россияне выполняют все необходимые для позитивного исхода дела условия.
Если бы реверсу был дан ход еще летом (не говоря о предложениях россиян в минувшем году), украинская трубопроводная система уже сегодня была бы внесена в перечень стратегических маршрутов "Транснефти", и Украина получила бы весомые гарантии прокачки сырья по ее территории. А отказ от реверса, в сочетании со всевозрастающей пропускной способностью БТС и других экспортных направлений российской компании приведет не только к отсутствию нефти в "Пивденном", Одессе, Феодосии, Херсоне, и других морских терминалах, но и возвратит к жизни проблемы с дефицитом нефти на украинских НПЗ и постоянно растущими ценами на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Алексей Федоров, Дмитрий Мосиенко