Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Версии.com": Что-то творится вокруг российского нефтяного гиганта "ЛУКойл", имеющего грандиозные планы в отношении Украины

Сначала "ЛУКойл" проигрывает борьбу за польские АЗС и отказывается от покупки "Славнефти", потом Ирак выставляет компанию с богатейшего месторождения Западная Курна, наконец, Вагит Алекперов объявляет о продаже своего танкерного флота. Плюс находят тело похищенного отца вице - президента ОАО Вагита Шарифова. И все это в течение одной недели. При этом акции "ЛУКойла" на мировых биржах растут с бешеной скоростью, а сам он делает впечатляющую покупку: одесскую нефтегавань.

Хроника событий в порядке убывания

12 декабря правительство Ирака в одностороннем порядке аннулировало договор с российской нефтяной компанией "ЛУКойл" о совместной разработке богатейшего нефтегазового месторождения Западная Курна (предполагаемый объем добычи - 30 млн. тонн нефти в год). Письмо о разрыве договора за подписью министра нефтяной промышленности Ирака президенту "ЛУКойла" Вагиту Алекперову было обнародовано в Лондоне.

За час до того, как в лондонском Сити было оглашено письмо, в Тетри - Цкаройском районе Грузии на дороге Болниси - Казрети было обнаружено тело 70 - летнего Сади Шарифова - отца вице - президента "ЛУКойла" и шефа департамента сбыта нефтепродуктов Вагита Шарифова, похищенного две недели назад из собственного дома в селе Пантиани Дманисского района Грузии. О случившемся "лукойловцев" проинформировал президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, выразив соболезнование родным и близким погибшего. На момент, когда готовился этот материал, причина смерти Сади Шарифова не была установлена: по одной информации, у него не выдержало сердце, по другой - Сади Шарифов был убит. Выкуп за него так и не попросили.Напомним, что по последним данным, похищенная в Абхазии месяц назад мать вице - президента "Славнефти" Джумбера Ткебучавы Елена Ткебучава жива.

11 декабря польский концерн "PKN Orlen", помешавший недавно "ЛУКойлу" стать совладельцем НПЗ "Rafineria Gdanska", вырвал у российской компании еще один лакомый кусок. На этот раз речь идет о целой сети АЗС в Германии. В Гамбурге была оглашена информация о подписании договора между крупнейшим в Польше нефтеперерабатывающим концерном "PKN Orlen" и компанией "British Petroleum", владеющей 800 немецкими АЗС. По условиям соглашения, поляки покупают 440 автозаправок, расположенных на севере Германии и работающих под торговой маркой "Aral", за $300 млн. Хохма в том, что купить эти заправки собирался "ЛУКойл": с этой целью в октябре он создал в Гамбурге собственную "дочку" "LUKOIL Hamburg GmbH", которой и предполагалось поручить операции на бензиновом рынке Германии. Ничто не предвещало проблем, как вдруг появился старый - новый соперник "ЛУКойла".

Еще в середине сентября 2002 глава "PKN Orlen" Збигнев Врубель выступил против участия "ЛУКойла" в приватизации польского НПЗ "Rafineria Gdanska" и принадлежащей ему сети АЗС. На долю НПЗ приходится около 20% бензинового рынка страны. Затем Врубель переманил на свою сторону британскую "Rotch Energy", в союзе с которой "ЛУКойл" и собирался приобрести у польского правительства 75% акций "Rafineria Gdanska". Объединившись, "PKN Orlen" и "Rotch Energy" практически лишили "ЛУКойл" шансов на захват хотя бы части бензинового рынка Польши. И вот теперь новый удар. Впрочем, дело "ЛУКойла" пока не проиграно окончательно ни в Польше, ни в Германии. Компания уже объявила о том, что предпримет еще одну попытку выкупить 75% акций "Rafineria Gdanska" в альянсе с местной компанией "Konsorcjum Gdanskie Petroleum Station", владеющей крупной сетью АЗС. Обе компании предлагают за акции Гданьского НПЗ около $251 млн., что существенно меньше $300 млн. от "PKN Orlen" и "Rotch Energy". В любом случае, для российского гиганта ситуация крайне неприятная.

10 декабря глава компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов прибыл в Калининградскую область, где подписал договор о сотрудничестве между администрацией области и компанией по развитию нефтедобычи на шельфе Балтийского моря (месторождение Д6, или "Кравцовское"). Дочернее предприятие компании "ЛУКойл - Калининграднефть" ведет здесь строительство морской платформы для добычи до 700 тыс. тонн нефти ежегодно в 22 километрах от национального заповедника "Куршская Коса".

9 декабря появилось сразу три информации, две из которых касаются Украины. Самая интересная из них, что украинский партнер "ЛУКойла" ильичевское ЗАО "Синтез Ойл", которое в свое время продало россиянам Одесский НПЗ, решило избавиться от большинства активов в нефтяной отрасли и сосредоточить усилия на финансовом рынке (АКБ "Мортрансбанк") и перевалке железнодорожных партий сжиженного газа. В результате ильичевская компания продала свою долю в нефтеперевалочном комплексе Одесского морского порта, оборудования Одесской нефтегавани; ОАО "Одессанефтепродукт" (более 100 АЗС и 18 нефтебаз в Одесской области) и 49% акций cовместного предприятия "ЛукСинт - S" (8 АЗС) и другие активы. В качестве сторон сделки по продаже нефтяных активов ЗАО фигурируют кипрские компании "Medbrokering" и "Karlak Particip - ations". По данным экспертов нефтерынка, сумма сделки составила $250 млн.

В тот же день киевский офис "ЛУКойл - Украина" заявил о планах "глубокой экспансии" на украинский нефтерынок: в 2003 году сеть фирменных АЗС должна увеличиться до 250 (в настоящее время - 160 АЗС в 14 областях).

Наконец, вечером стало известно намерение "ЛУКойла" продать свой танкерный флот: 10 нефтеналивных танкеров арктического класса грузоподъемностью 15 и 20 тыс. тонн. Они должны были сыграть важную роль в увеличении нефтедобычи компании в Тимано - Печорском регионе на севере России. С помощью этих танкеров компания намеревалась наладить экспорт нефти в Европу через собственный морской терминал.

Видимо, в последнее время планы "ЛУКойла" поменялись по двум причинам. Во - первых, немецкие АЗС перекупили поляки; во - вторых, есть информация, что компания намерена осуществить гораздо более амбициозный проект по экспорту нефти в страны Северной Америки через северный порт Мурманск. Для обслуживания этого направления требуются танкеры гораздо большей вместимости - порядка 300 тыс. тонн. В этой связи построенные танкеры теряют свое стратегическое значение.

Все не так уж плохо?

Со стороны все происходящее выглядит невесело. Но акции нефтяного гиганта растут не по дням, а по часам: совокупная стоимость портфеля фондов "ЛУКойла" за прошедшую неделю увеличилась на 0,9%. Притом, что у главного конкурента - "Сибнефти" Бориса Абрамовича, перехватившего у компании Вагита Алекперова контроль над "Славнефтью", отмечено снижение на 3,45%. Еще одной приятной новостью стало то, что международное рейтинговое агентство "Standard&Poor's" повысило долгосрочный рейтинг "ЛУКойла" с B+ до ВВ - , а результат продажи 5,9% госпакета акций "ЛУКойла" на Лондонской фондовой бирже превзошел все ожидания. Довольный премьер - министр РФ Михаил Касьянов, потирая руки, заявил, что сбыт акций "ЛУКойла" позволит пополнить финансовый резерв страны на $775 млн.

Вне сомнения, всезнающие лондонские брокеры не могли не пронюхать, что Ирак выставит "ЛУКойл" (основательно "присосавшийся" к тамошним нефтяным скважинам), а поляки перейдут дорогу при покупке немецких АЗС. Но оба эти фиаско их не смутили, что наводит на мысль о существовании какой - то скрытой международной игры, в которой "ЛУКойл", судя по росту его рейтингов, не проигрывает. Более того, логично предположить, что изгнание из Ирака связано с достижением какого - то важного соглашения на территории США: именно это обстоятельство могло так злить Хусейна.

А соглашение может быть только одно: уже год "ЛУКойл" облизывается на проект нефтяной экспансии России в Америку, отбиваясь от конкурентов "ЮКОСа", ТНК и "Сибнефти".

В конце ноября прошла информация, будто руководители "ЛУКойла", "ЮКОСа", ТНК и "Сибнефти" объявили о том, что решили не ссориться и создавать проект нефтеэкспортного маршрута для поставки нефти "Urals" в США вместе. Нефтяники собираются построить по меньшей мере 2500 - километровый трубопровод из Западной Сибири до Мурманска, где море не замерзает и можно загружать крупнотоннажные танкеры. Такие большие суда, принять которые не может никакой другой российский порт, позволяют снизить транспортные издержки, и поставки российской нефти в США становятся рентабельными. По предварительным расчетам, проект (труба плюс нефтетерминал в Мурманске, способные пропускать более 60 млн. т в год) потребует $3,4 - 4,5 млрд. инвестиций. Теперь к "проекту четырех" присматривается американская корпорация "ConocoPhillips" - "подружка" известной американской компании "Atlantic Richfield Company" (ARCO), которая, по сведениям торговой палаты США, владеет 40% акций "ЛУКойла".

Короче говоря, все сводится к тому, что Алекперов все - таки сумел осуществить заветную мечту нефтяного покорения Америки. Кстати, "ЛУКойл" - единственный российский нефтепроизводитель, заправляющий машины американцев в 13 штатах: в 1998 году, купив тамошнюю компанию "Getty Petroleum Marketing Inc.", он заполучил 1260 бензоколонок на северо - востоке США.

К тому же "подозрительное" решение о продаже танкерного флота было принято вслед за приятной новостью о продаже 10% - го пакета акций в каспийском проекте "Азери - Чираг - Гюнешли". Комментируя это событие, президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Натик Алиев сказал, что российская компания уже обратилась к азербайджанским властям с просьбой о расширении площади блока Ялама, где планируется разведочное бурение. Положительный ответ на просьбу "ЛУКойла" зависел от продажи 10% - ой доли в разработке "Азери - Чираг - Гюнешли".

Таким образом, становится ясно, что "ЛУКойл" в любом случае отказался бы от участия в борьбе за "Славнефть" и уступил ее "Сибнефти". Даже, если бы родители Вагита Шарифова и Джумбера Ткебучавы не были похищены (а то, что эти события взпимосвязаны, в российском нефтебизнесе не сомневается никто). Если для "Сибнефти", которая обладает определенным контролем над руководством "Славнефти" и управляет экспортной деятельностью компании, покупка акций была принципиальным вопросом, то для "ЛУКойла", чей взор уже обращен в Америку, нет. Жаль, что этот момент не был прояснен вовремя, и пожилые люди попали в трагический оборот.

Украинский интерес

Возникает вопрос, как все вышеизложенное влияет на украинскую ситуацию? Влияет напрямую. Делая упор на "азербайджанский вектор" и разрабатывая северные месторождения, компания Алекперова вдруг поняла, что ей может понадобиться украинский нефтепровод "Одесса - Броды". Но не в том направлении (из Черного моря на Бплтийское), как задумывали его недальновидные проектанты, а в противоположном. Во всяком случае, "Версиям" сообщили, что во время московского визита президента Украины был обсужден именно вариант реверсирования нефтетрассы. А для того, чтобы перегружать нефть на танкеры в Одессе, "ЛУКойл" подгреб под себя одесскую нефтегавань вместе с танкерной перевалкой. Похоже, ребята, намечается проект века. Впрочем, не первый раз намечается. Не хотелось бы сглазить:

Галина Моисеева

За матеріалами: Версии.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6196
 0,1010
0,25
EUR
1
42,7495
 0,0653
0,15

Курс обміну валют на вчора, 11:09
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4258  0,01 0,02 39,9850  0,00 0,01
EUR 42,4325  0,05 0,13 43,1567  0,05 0,12

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5600  0,25 0,63 39,6300  0,20 0,51
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес