Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

О применении арбитражной оговорки субъектами внешне-экономической деятельности при заключении, исполнении договоров в сфере ВЭД

15:45 26.10.2004 |

Право

Недавно Верховной Радой Украины были внесены изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины. Чего касаются эти изменения? Так, в частности, из положений Хозяйственного процессуального кодекса Украины исключены нормы, в соответствии с которыми дела по спорам, где ответчиком выступал нерезидент Украины, который не имеет представительства на территории Украины, рассматривались по местонахождению истца. Таким образом, теперь Хозяйственные суды Украины не вправе будут принимать к своему производству дела по искам к ответчикам, местонахождение которых за пределами Украины, кроме случаев, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, а именно:

* когда местонахождением филиала, представительства, иного обособленного подразделения иностранного предприятия или организации есть территория Украины;

* когда иностранное предприятие или организация имеет на территории Украины недвижимое имущество, относительно которого возник спор;

или:

* когда международными соглашениями, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, предусмотрено иное.

Соответствующий приоритет международных соглашений основан на положениях Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в соответствии с которыми, в случаях установления такими соглашениями иных правил, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, применяются правила международного соглашения. Такие случаи предусмотрены, в частности:

* Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с ведением хозяйственной деятельности, подписанным государствами - участниками СНГ в г. Киеве 20.03.92 г. (распространяется на Украину, Россию, Беларусь, Узбекистан, Киргизстан, Казахстан, Армению, Таджикистан и Азербайджан);

* Конвенцией о правовой помощи и правовых взаимоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.93г.); (распространяется на Украину, Россию, Беларусь, Узбекистан, Казахстан и Таджикистан;

* двусторонними соглашениями о взаимной правовой помощи, подписанными Украиной с Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Польша, Монголией, Китайской Народной Республикой и др. государствами.

Т.е., в случаях, когда международное соглашение содержит указание о соответствующей компетенции суда, стороны имеют право обратиться с иском в местный хозяйственный суд в порядке, предусмотренном Хозяйственным процессуальным кодексом Украины.

Однако следует учитывать, что местные хозяйственные суды также вправе рассматривать споры и в тех случаях, когда международным соглашением предусмотрена возможность заключения между субъектом внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектом хозяйственной деятельности соглашения о договорной подсудности. При этом, выбирая как орган разрешения споров местный хозяйственный суд Украины, стороны такого соглашения о договорной подсудности должны придерживаться требований международного соглашения и норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в соответствии с которыми:

* дела по спорам о праве собственности или об истребовании имущества из чужого незаконного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом рассматриваются хозяйственным судом по местонахождению имущества;

* дела по спорам о нарушении имущественных прав интеллектуальной собственности рассматриваются хозяйственным судом по месту совершения нарушения.

Согласно с положениями вышеназванных международных соглашений, подписанных Украиной, права и обязанности сторон по договору определяются законодательством страны - места заключения такого договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. В этой же связи, и в ст. 6 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" четко указывается, что права и обязанности сторон внешнеэкономических договоров (контрактов) определяется правом страны, выбранной сторонами при подписании договора (контракта) или в результате дальнейшего согласования. Это значит, что стороны внешнеэкономического договора имеют право предусмотреть в нем или путем заключения отдельного договора (арбитражного условия, арбитражного предостережения) передачу споров, которые возникают из такого договора, на рассмотрение третейского суда (постоянно действующего или созданного для разрешения конкретного спора). Эта договоренность должна четко определять, какой именно орган разрешения споров избрали стороны: Международный коммерческий арбитражный суд, Морскую арбитражную комиссию при Торгово - промышленной палате Украины или иной третейский суд в Украине или за рубежом.

Таким образом, рассмотрение хозяйственных споров по внешнеэкономическим контрактам субъектов хозяйствования тех стран, которые заключили между собой соответствующие международные соглашения, может происходить или в государственном арбитраже (поскольку межгосударственными соглашениями этих стран это прямо предусмотрено) или в международном коммерческом арбитраже. Все зависит от того, какой именно арбитраж и какой порядок рассмотрения хозяйственных споров стороны предусмотрят в условиях внешнеэкономического контракта.

Так, рассмотрение споров в государственном арбитраже предусмотрено, в частности Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с ведением хозяйственной деятельности от 20.03.92г., подписанным и ратифицированным Украиной, Россией, Беларусью, Узбекистаном, Киргизстаном, Казахстаном, Арменией, Таджикистаном и Азербайджаном. В этом Соглашении урегулированы вопросы, касающиеся порядка разрешения компетентными судами - стран участниц СНГ дел, вытекающих из договорных отношений субъектов хозяйствования этих стран, а также исполнение решений по ним. В Соглашении также предусматривается, что субъекты хозяйствования любого государства могут беспрепятственно на территории других государств обращаться в арбитражные суды и другие органы (компетентные суды), подавать иски и производить другие процессуальные действия. В частности, в статье 4 установлено, что споры рассматриваются компетентным судом той страны - участницы СНГ, на территории которой:

* ответчик имел постоянное местонахождение на день подачи иска;

* осуществлялась торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика;

* исполнено или должно было быть исполнено обязательство по договору, которое есть предметом спора;

* имело место действие или другое обстоятельство, которое стало основанием для требования о возмещении вреда;

* находится контрагент - поставщик, подрядчик или тот, кто оказывает услуги (выполняет работы), и спор касается заключения, изменения и разрывания договора.

Компетентные суды государств - участников СНГ рассматривают споры и в других случаях, если об этом есть письменная договоренность сторон о передаче спора этому суду (п. 2 ст. 4).

Изменение компетенции суда по договоренности сторон невозможно, когда речь идет о рассмотрении споров о праве собственности на недвижимое имущество (такие споры рассматриваются исключительно компетентными судами той страны - участника СНГ, на территории которого находится это имущество, п. 3 ст. 4). Субъекты хозяйствования каждого из государств - участника СНГ пользуется на территории другого государства - участника СНГ правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, одинаковым с субъектом хозяйствования данного государства (ст. 3). Государства - участники СНГ взаимно признают и исполняют решения компетентных судов, которые вступили в силу (ст.7). Документы, выданные или удостоверенные учреждением или специально уполномоченным лицом в рамках его компетенции, принимаются на территории других государств - участников СНГ без какого - либо специального удостоверения (ст.6).

Таким образом, принимая во внимание наличие предусмотренного упомянутым выше Соглашением порядка разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанного и ратифицированного, в том числе, и Украиной, видится целесообразным при заключении субъектами хозяйствования Украины договоров с контрагентами - нерезидентами тех стран СНГ, которые подписали и ратифицировали это Соглашение, предусматривать в условиях договоров следующую оговорку:

"Любой спор, возникающий по настоящему договору или в связи с ним, передается на рассмотрение соответствующего компетентного суда в соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности подписанным государствами - участниками СНГ в г. Киеве 20.03.92г."

То есть, в зависимости от каждой конкретной ситуации, это может быть как хозяйственный суд Украины (например, когда по условиям контракта на территории Украины должно было быть полностью или частично выполнено обязательство, которое есть предметом спора), так и соответствующий компетентный суд иного государства - участника СНГ, подписавшего и ратифицировавшего это соглашение.

Что касается рассмотрения споров по внешнеэкономическим договорам (контрактам) в международном коммерческом арбитраже, то оговорку в контрактах о передаче споров на рассмотрение такого арбитража следовало бы предусматривать при заключении субъектами хозяйствования Украины договоров с теми субъектами хозяйствования, между странами которых не были подписаны соответствующие межгосударственные соглашения об оказании взаимной правовой помощи.

В таких случаях соответствующая ссылка во внешнеэкономических контрактах предусматривалась бы в виде оговорки с указанием места международного арбитражного суда; полного его названия; страны и материального права, которое будет применяться при рассмотрении спора. В связи с этим арбитражная оговорка в условиях внешнеэкономических контрактов могла бы быть изложена в такой редакции:

"Любой спор, возникающий по настоящему договору, или в связи с ним, подлежит передаче на рассмотрение в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово - промышленной палате Украины. .

По нашему мнению такою же оговорку о передаче споров на рассмотрение международного коммерческого арбитража можно предусматривать и в тех случаях, когда субъектом хозяйствования Украины заключаются внешнеэкономические договора с контрагентами - нерезидентами тех стран, с которыми Украина подписала двусторонние межгосударственные соглашения, в частности, с Литвой, Латвией, Эстонией, Грузией, Польшей, Китаем.

Такая позиция основывается на том, что:

- с одной стороны - рассмотрение споров в компетентных (государственных) судах этих стран (а положения двусторонних подписанных Украиной межгосударственных договоров устанавливают исключительную компетенцию судов рассматривать, например, споры о праве собственности на имущественные права или недвижимое имущество только на территории той страны, где находится это имущество) будет затруднительным для банка, поскольку применяться будет процессуальное законодательство тех стран, во многом для нас незнакомое (в отличие, например, от того же законодательства России);

- с другой стороны - все вышеперечисленные страны присоединились в свое время к Конвенции ООН о признании и исполнении иностранных арбитражных решений (Нью - Йорк, 1958г.), что, в свою очередь, делает признание этими странами международного коммерческого арбитража (третейского суда) действенным средством для разрешения споров в сфере международной торговли.

Однако, при всем при этом, следует также учитывать, что в некоторых случаях контрагент - нерезидент по заключаемому с субъектом хозяйствования Украины внешнеэкономическому договору может настаивает на иной подсудности и месте рассмотрения спора. В этих случаях такая оговорка о месте и порядке рассмотрения спора должна в каждой конкретной ситуации согласовываться и оговариваться сторонами внешнеэкономического контракта (договора).

Начальник управления по работе

с проблемными активами

Юридического департамента АКИБ "УкрСиббанк"

М.И. Курочка

За матеріалами: BIN.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5771
 0,1028
0,26
EUR
1
42,8501
 0,0196
0,05

Курс обміну валют на вчора, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5008  0,00 0,01 40,0504  0,01 0,01
EUR 42,6096  0,05 0,11 43,3704  0,07 0,17

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6100  0,09 0,24 39,6400  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес