Фінансові новини
- |
- 09.05.24
- |
- 04:27
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Проект изменений в Конституцию признан конституционным, кроме положений о наделении Верховной Рады правом давать официальное толкование законов, а также изъятии этого права у КС
14:27 05.11.2003 |
Конституционный суд Украины признал соответствующим требованиям статей 157 и 158 Конституции практически все положения законопроекта изменений к Основному закону, предложенного группой депутатов (проект Матвиенко - Мусияки - Мороза), кроме положений о наделении Верховной Рады правом давать официальное толкование законов, а также изъятии этого права у КС. В среду КС обнародовал заключение по делу о соответствии проекта закона Украины изменений в Конституцию, направленного председателем Верховной Рады Владимиром Литвином.
Проект изменений в Конституцию внесен 161 народным депутатом, в частности, Анатолием Матвиенко (фракция БЮТ), Виктором Мусиякой (группа "Европейский выбор"), Адамом Мартынюком (фракция Компартии), Александром Морозом (фракция Соцпартии), Юрием Ключковским (фракция "Наша Украина"). Законопроектом предлагается внесение изменений в 32 статьи Основного закона, передает "Интерфакс - Украина".
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесение изменений в Конституцию вызвано необходимостью перехода в Украине от президентско - парламентской республике и парламентско - президентской.
КС пришел к заключению, что предложенные в законопроекте изменения не направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины. Таким образом, в законопроекте соблюдены требования части 1 стать 157 Конституции.
Кроме того, эти предложения не предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина. Тем самым также соблюдаются требования части 1 стать 157 Основного закона.
Вместе с тем, КС признал не отвечающим требованиям статьи 157 Конституции законопроект в части изменений, которыми предусматривается отнести к полномочиям Верховной Рады толкование законов, а также изъятие из полномочий Конституционного суда официального толкования законов. В заключении КС отмечается, что предложенные изменения предусматривают ограничение права индивида обращаться в Конституционный суд, и тем самым - право на судебную защиту, установленное в части 1 стать 55 Основного закона.
КС также сделал ряд замечаний. В частности, в законопроекте предусматривается изложить часть 2 стать 85 Конституции в такой редакции: "Верховная Рада осуществляет другие полномочия, которые в соответствии с Конституцией и законами отнесены к ее ведению".
КС считает, что предложенная редакция не предусматривает отмену или ограничения прав и свобод человека, однако это положение не отвечало бы закрепленному в Конституции принципу разделению власти.
Судья - докладчик по тому делу Владимир Шаповал на пресс - конференции после оглашения решения КС, отвечая на вопрос журналистов, отметил, что замечания Конституционного суда не являются обязательными для Верховной Рады. Вместе с тем, если парламент внесет какие - либо изменения в законопроект, он должен будет обязательно вновь подать его в КС для дачи заключения на соответствие статьям 157 и 158 Конституции.
Как сообщало агентство, упомянутый законопроект о внесении изменений в Конституцию был направлен в КС в июле нынешнего года.
В парламентском законопроекте об изменениях в Конституцию Украины предлагается сократить число депутатских голосов, необходимых для принятия Верховной Радой решения об отстранении президента страны с поста в порядке импичмента. Согласно проекту, в Конституции предлагается ввести норму, согласно которой решение о смещении президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (в нынешней редакции - не менее чем тремя четвертями) после проверки дела Конституционным судом и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, а также после получения решения (сейчас - заключения) Верховного суда о том, что деяния, в которых обвиняется президент, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
В случае досрочного прекращения полномочий президента до избрания и вступления на пост нового главы государства выполнение его обязанностей возлагается на председателя Верховной Рады (в нынешней редакции - на премьер - министра).
Законопроект предусматривает, в частности, что премьер - министр назначается Верховной Радой по предложению президента, однако его кандидатура должна быть представителем партии или блока, который имеет наибольшее число депутатов в парламенте. При этом правительство должно быть подотчетно и подконтрольно Верховной Раде.
Исполнительная вертикаль власти - главы госадминистраций - назначаются и освобождаются премьером.
Проект также предусматривает введение императивного мандата.
При этом президенту предоставляется право досрочно распустить парламент в случае, если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания Верховной Рады не могут начаться, если в течение 60 дней после сложения полномочий (отставки) Кабинета министров парламента не утвердил новый состав правительства. Решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины президент принимает после консультаций с председателем парламента, его заместителями, руководителям депутатских групп и фракций.
Предусматривается также проведение административно - территориальной реформы, в частности, предполагается предоставление статуса общин одному или нескольким населенным пунктам.