Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Зеркало Недели": Рынок нефтепродуктов: Кто кого...

То, о чем много говорили, началось: рынок нефтепродуктов вступил в следующую фазу своего развития - большого передела.

То, что она неизбежна, было очевидно уже на стадии прихода в Украину сразу нескольких крупных российских нефтяных компаний: "ЛУКОЙЛа" - на Одесский нефтеперерабатывающий завод; "Тюменской нефтяной компании" (ТНК) - на Лисичанский НПЗ (ОАО "ЛиНОС"); группы "Альянс" (оператора "Казахойла") - на Херсонский НПЗ.

Поставляя нефть на собственные НПЗ, названные компании неизбежно сталкивались и с проблемой реализации произведенных из нее нефтепродуктов. Кое - что, в основном, мазут и частично дизельное топливо предназначалось на экспорт, но бензин и основная доля дизельного топлива неизбежно должны были продаваться на внутреннем рынке Украины.

Еще до появления на украинском рынке российских нефтяных компаний было известно, что в России ТНК и "ЛУКОЙЛ" активно занимаются созданием и развитием собственных сбытовых сетей. Создание таковых и в Украине являлось лишь вопросом времени. И начавшееся сейчас развертывание программ по организации розничной сети реализации нефтепродуктов происходит скорее поздно, чем рано.

Год - полтора россиянам потребовалось на решение внутренних проблем взятых ими под контроль украинских НПЗ, вроде получения полного контроля над ними (свыше 94% акций на Одесском НПЗ у "ЛУКОЙЛа" и 78,4% у ТНК на ЛиНОСе), начало частичной реконструкции заводов, организацию системы крупнооптового сбыта (через аукционы и трейдеров).

Однако к началу этого года основные организационные моменты были уже позади и стороны подошли к вопросу собственного сбыта нефтепродуктов. При этом все прекрасно понимали, что строительство сотен автозаправочных станций (АЗС) и десятков новых нефтебаз малорентабельно, так что акцент делался на использование существующих.

ТНК заявила, что она будет работать в хорошо зарекомендовавшей себя в России системе франчайзинга (у тюменцев ее называют на американский манер "джоббинг"). Основная идея франчайзинга в том, что владельцы АЗС заключают договор с крупной компанией - поставщиком нефтепродуктов. Согласно такому договору компания обязуется стабильно и регулярно поставлять на АЗС нефтепродукты гарантированного качества и с ценовыми скидками. Причем, в случае нехватки нефтепродуктов для украинских АЗС, компания будет поставлять их с российских заводов. Взамен автозаправка, оставаясь в собственности его прежнего хозяина, обязуется торговать только нефтепродуктами этой компании и под ее вывеской, т.е. ТНК, "ЛУКОЙЛ", BP и т.п. Кроме того, АЗС должна соответствовать корпоративным требованиями по уровню услуг, а также предоставлять их под символикой фирмы - поставщика нефтепродуктов.

Договор обычно заключается на срок более года и его выполнение контролируется обеими сторонами. К примеру, достаточно регулярно проверяют, чтобы в баки заправляемых машин заливали именно бензин, а не смесь на его основе. Кроме того, при заключении договоров устанавливается минимальная цена на отпускаемые нефтепродукты.

Достоинством данного способа для нефтяной компании является возможность быстро проникать и закрепляться на новых рынках. В частности, отпадает необходимость длительного оформления и согласования многочисленных лицензий, разрешений, землеотводов и т.п. Это резко сокращает сроки ввода в строй "фирменных" АЗС, не говоря уже о том, что экономятся деньги на строительство новых.

С середины прошлого года ТНК вела активные переговоры с нефтетрейдерами на предмет их участия в таком проекте. Сначала была достигнута договоренность с группой "Логрус", что в общем и неудивительно: группа традиционно ориентировалась на лисичанские нефтепродукты. Процесс переговоров прошел достаточно успешно и в середине июня президент компании "ТНК - Украина" Александр Городецкий уже представлял руководителей фирм - операторов программы. Компании оказались вполне известные, такие, как донецкое ООО "Аль - Ями Интернешнл" (планирует привлечь к программе до 50 своих и чужих АЗС), ООО "Форт Ойл" (более 30 АЗС в Киевской области), "Рур групп С.А." (до 25 АЗС в Кировоградской области) и, естественно, старый партнер - ЗАО "Логрус" (34 АЗС в Луганской области). Все они будут региональными представителями ТНК, привлекая к участию в программе другие автозаправки.

Основным сюрпризом стало привлечение к джобберской программе ТНК двух крупнейших нефтетрейдеров - ООО "Альфа - Нафта" (200 - 250 АЗС) и ООО "Синтоза Ойл" (до 140 АЗС) - в Днепропетровской и Запорожской областях. Обе эти компании сами являются крупными акционерами западноукраинских НПЗ и имеют контрольные пакеты акций в семи предприятиях по реализации нефтепродуктов (Кировоград - , Сумы - , Чернигов - , Житомир - , Хмельницк, "Черновцыоблнефтепродукт" и "Севастопольгорнефтепродукт").

Ожидается, что "Синтоза" будет предоставлять ТНК в Днепропетровской и Запорожской областях. Впрочем, окончательные детали работы с этими компаниями еще подлежат согласованию.

Вообще планы ТНК достаточно амбициозны - продавать через собственную сеть заправок до 1 млн. тонн нефтепродуктов в год. Менеджеры ТНК неоднократно заявляли о намерении в ближайшее время, два - три года, привлечь под программу "джоббинга" сотни заправок. (Сначала говорили о 300, а сейчас уже планируют 600 - 650 АЗС). В перспективе компания планирует полностью реализовывать через джобберов бензин марок А - 80 - А - 98.

В качестве стратегической цели ТНК ставит обеспечение своей доли на рынке Украины до 25 - 30%. Причем, помимо джобберской сети, компания постепенно начнет строить и собственные фирменные АЗС. Правда, пока их будет немного, до десятка.

Очень похожую программу предполагает и "ЛУКОЙЛ", который намерен довести количество АЗС, работающих под его логотипом, до 150. В основном они будут размещаться вдоль крупных автотрасс в Одесской, Кировоградской и Запорожской областях.

Кроме того, после приобретения "Орианы" "ЛУКОЙЛ" расширяет свое присутствие в Западной Украине (Тернопольской, Львовской, Житомирской областях). Естественно, не остались обделенными вниманием Киев и Киевская область. Координатором программы по Украине выступает ПИИ "ЛУКОЙЛ - Украина".

Исключением оказался Крым - его курирует отдельная компания "ЛУКОЙЛ - Крым". Под логотипом "ЛУКОЙЛа" сейчас работают порядка полусотни АЗС плюс до 20 АЗС работают в Крыму.

Спецификой лукойловской программы является упор не на франчайзинг, а на аренду АЗС. Иначе, как там считают, сложно гарантировать качество разливаемого бензина. Впрочем, к этому тоже подходят "без фанатизма", допуская различные варианты сотрудничества. Тот же "ЛУКОЙЛ - Крым" имеет даже целую программу "Франчайзинг", да и в Киеве первые шесть АЗС будут работать именно по этой схеме. В планах компании получить контроль над 10 нефтебазами. Вообще идея построения сбытовой сети примерно такая: 10 - 15 заправок и наличие собственной нефтебазы. Это допускает возможность дальнейшего увеличения сети АЗС.

Свою программу развития сети выдвигал и купивший Херсонский НПЗ "Казахойл". Он планировал развивать сеть АЗС в областях, близких к Херсонскому НПЗ. В частности, в Херсонской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Кировоградской областях, на юге Днепропетровской области, а также в Крыму. Впрочем, на пути этих планов лежит ряд препятствий как объективного, так и субъективного порядка. Херсонский НПЗ - самый старый из заводов и нуждается в серьезной реконструкции. Без этого трудно гарантировать приличное качество отгружаемых нефтепродуктов.

Кроме того, в этом году малоприятный сюрприз преподнесли заводу и его бывшие акционеры. После покупки казахами 60% пакета акций новые владельцы долго выясняли с ними отношения по старым долгам. В конце концов, вопрос как - то утрясли, разойдясь не то чтобы друзьями, но без особой драки. Однако на прощанье один из бывших крупных акционеров НПЗ - фирма "Содружество" - преподнесла маленький подарочек. Она заключила соглашение с "ЛУКОЙЛом" о том, что ее два десятка АЗС на юге Украины (в Кировоградской, Херсонской и новейшая в Запорожской областях) будут работать именно с ним. Между тем Херсонский НПЗ рассчитывал на то, что для реализации своей продукции удастся использовать имевшиеся сбытовые сети этих компаний. Сейчас "Казахойл" объявил о скупке АЗС по всей Украине.

Вообще положение Херсонского НПЗ достаточно сложное: ближайший конкурент - Одесский НПЗ - всего в паре сотен километров, что гарантирует напряженную борьбу за рынок. Да разве только с Одессой. Совсем недалеко от проходной Херсонского НПЗ можно любоваться заправкой Кременчугского НПЗ.

Весной число претендентов на кусочек украинского нефтерынка еще увеличилось. Пришел еще один игрок: российско - белорусская нефтегазовая компания "Славнефть".

В принципе, переговоры о ее выходе на украинский рынок идут довольно давно, но до чего - то конкретного дело долго не доходило. Однако в начале этого года "Славнефть" зарегистрировала фирму - оператора на украинском рынке - "Славянские нефтепродукты". С марта текущего года через десяток АЗС она реализует нефтепродукты производства принадлежащего "Славнефти" белорусского Мозырьского НПЗ. До конца года число таких АЗС должно увеличиться до 35 - 40.

В мае президент "Славнефти" Михаил Гуцериев заявил в Киеве, что в перспективе компания намерена занять 10 - 15% украинского рынка нефтепродуктов. При этом основной акцент будет делаться на реализацию мелкооптовых партий нефтепродуктов в близких к Мозырю областях - Житомирской, Ивано - Франковской, Хмельницкой. Ведутся переговоры с фирмой "Современник" (Крым), "Галнефтегаз" (Львов). Да и киевляне уже видят работающие по франчайзингу со "Славнефтью" заправки фирм "ТИКО" и "АТЕК - 95".

Вполне понятно, что отношения между новопришедшими компаниями сложные - все они конкуренты. Но как бы они ни относились друг к другу, а в Украине россиянам понадобится и взаимодействие. Все - таки при всей их мощи они здесь чужие, и играть им приходится на другом (хотя и хорошо уже знакомом) рынке.

Необходимость взаимодействия хорошо показал случай с принятием в январе Верховной Радой Украины закона "О стимулировании развития сельского хозяйства на 2001 - 2004 годы". Один из его подпунктов был ну просто "лапочка" - он незатейливо предусматривал, что на период до 2004 года, с 1 февраля по 1 октября, импортеры дизтоплива освобождались от уплаты ввозной пошлины и других налогов. Этот закон нефтяные компании просто прохлопали, и он был принят для них совершенно внезапно и, соответственно, без особого противодействия на этапе его рассмотрения. Правда, в конце концов все обошлось: таможня, ссылаясь на противоречия в законодательстве, не дала залить страну импортной соляркой по демпинговым ценам. И выдержала эту позицию до конца, несмотря на многочисленные иски трейдеров - импортеров. В июне злополучный пункт в законе наконец отменили.

Впрочем, для его отмены собственникам заводов пришлось потрудиться. В частности, четыре НПЗ - ЛиНОС, Одесский, Херсонский и Кременчугский - дали письменную гарантию аграриям, что во время уборки урожая будут поддерживать стабильность цен на дизтопливо на нынешнем уровне 1510 - 1530 гривен за тонну, а его максимальная цена не превысит 1700 гривен.

В протоколе, подписанном Минагрополитики и этими НПЗ, предусмотрено, что заводы в период уборки продадут селу по этим ценам в июне - августе 770 тыс. тонн дизтоплива: ЛиНОС - 370 тыс.; Одесский НПЗ - 150 тыс.; Кременчугский НПЗ - 150 тыс. и Херсонский НПЗ - 100 тыс. тонн. Взамен министерство любезно согласилось с отменой льгот на импорт дизтоплива:

Кстати, быстрой отмене во многом способствовало то, что солярки в стране было вполне достаточно и цены на нее медленно падали. Ту же посевную прошли практически незаметно, без уже привычной истерики. Более того, на нее израсходовали не привычный миллион солярки, а всего 600 тыс. тонн. Любопытно, куда только раньше "сливалось" остальное горючее? Да и на уборочной паники не ожидают...

Правда, с 1 июля на отечественные НПЗ новая напасть - в России вводятся новые правила взимания НДС. Согласно им сырая нефть при экспорте налогом будет облагаться, а вот экспортеры готовых нефтепродуктов уплаченную денежку получат обратно. Это могло бы здорово подстегнуть импорт нефтепродуктов из России и, соответственно, ослабить мотивацию россиян к работе на здешних заводах. Ведь многие импортеры будут покупать нефтепродукты в России у тех же ТНК, "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти". Впрочем, вряд ли это критически отразится на поставках нефти - будут просто искать другие схемы поставок. Тем более что и раньше они широко применялись. К примеру, очень приличная часть казахской нефти, поступающая в Украину, реально является вполне российской. Просто производились операции по замещению нефти: российская нефть поставляется на казахский Павлодарский завод, а взамен в Украину идет казахская. Данная операция позволяла прилично экономить на уплате российского НДС. Возможны и другие варианты разных поблажек местным производителям, типа отсрочки уплаты акцизов и проч.

В принципе, ребята они все тертые и постараются в этой ситуации выжать максимум возможного. Так что, несмотря на явный провал переговоров с Москвой, слухи о том, что местной нефтепереработке полный "каюк", слегка преувеличены. Работать исключительно на импортных нефтепродуктах тоже вряд ли получится. Блаженные времена "льготного" импорта через компании типа "Бизон" уже не повторятся - не допустят те же владельцы НПЗ.

Хочешь жить - вертись:

Создание россиянами крупных сбытовых сетей серьезно перекраивает и структуру украинского сбыта нефтепродуктов. Сейчас на нем более шести тысяч АЗС, принадлежащих 3,5 тыс. разных хозяев. Т. е. преобладающее большинство компаний владеют одной - двумя заправками. В ближайшее время ситуация серьезно изменится, особенно у крупных автотрасс. "Одиночные" АЗС будут все больше вытесняться фирменными. Последние смогут гарантировать как минимум лучшее качество топлива. Конечно, милая привычка разводить бензин не сразу уйдет в прошлое (этим страдают и в крупных компаниях), но все - таки у "крупняка" качество будет получше. Параллельно "мелочь" потеснят и в крупных городах, хотя здесь им будет проще сохранить позиции - имеется постоянная клиентура.

Кстати, уже обозначились контуры топливной "битвы за Киев и окрестности". Свои позиции в регионе усиливают "ЛУКОЙЛ" (строит сеть АЗС и нефтебазу), ТНК (планирует строить 10 АЗС + франчайзинг), "Славнефть" (создает сеть франчайзинговых станций). Впрочем, от такой конкуренции потребители только выиграют.

Ключевой вопрос: что достанется украинцам (в смысле нефтетрейдерам, НПЗ и владельцам АЗС) на этом празднике жизни? Будут ли они развиваться и дальше или все будут подмяты россиянами?

С учетом того, что сейчас основные НПЗ принадлежат иностранным компаниям, основания для опасений в принципе есть. Кто владеет нефтью, тот и заказывает музыку. И очевидно, что свои, т.е. джобберские или франчайзинговые компании, всегда будут иметь маленькие поблажки.

В общем, чтобы уцелеть, украинским компаниям придется группироваться, укрупняя свой бизнес. Иначе они рискуют выжить разве что в глубинке и на второстепенных трассах. Там, конечно, хорошо, птички поют, травка зеленая - только денег мало. Нельзя сказать, чтобы они этого не понимали. Свою сеть уже создали "Альфа - нафта" и "Сентоза", частично она будет работать с россиянами, а частично и за свой счет.

Недавно ряд оффшорок, "дружественных" акционерам "Приватбанка", проводили консолидацию активов в ряде сбытовых компаний. Из совсем свежих примеров - планы создания сети из более чем сотни АЗС на западе Украины фирмой "Галнефтегаз". В общем, люди шевелятся.

Из украинских проектов по нефтепереработке стоит отметить серьезные подвижки на Кременчугском НПЗ (ЗАО "Укртатнефть"), едва ли не последнем заводе, где у государства остался крупный (43%) пакет акций. Дрогобычский НПЗ с его вечными "судами и пересудами", похоже, уже не в счет. Завод уже больше года ищет инвесторов, способных загрузить его установки нефтью. Еще в прошлом году принято решение о разукрупнении его бизнеса, с выделением четырех технологических цепочек (заводов). С 1 июня одна из установок сдана в аренду украино - американской "Кременчугской нефтяной компании". А если договорятся со "Славнефтью", то в аренду сдадут и вторую установку. Тем более что существует и собственная сбытовая сеть. "Торговый дом "Укртатнефть", акционером которого является НПЗ, контролирует до сотни АЗС в 11 регионах. С другими проектами дела идут хуже. Контролируемый "Уотфордом" Надвирнянский НПЗ (ОАО "Нефтехимик Прикарпатья") откровенно слабо работал в прошлом году и совсем плохо в текущем.

Из других украинских участников можно отметить и основного производителя нефти - ОАО "Укрнефть". Правда, хотя его руководство и пытается перейти от продажи нефти (пусть и на аукционах) к продаже светлых нефтепродуктов, ощутимых сдвигов мало. Проекты о совместной деятельности с отечественными НПЗ пока что так проектами и остаются. В случае с Кременчугом, похоже, затевать уже просто поздно. Повезет ли больше с другим проектом - в Дрогобыче?

Георгий МАЛИНСКИЙ

За матеріалами: Зеркало недели
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4716
 0,1144
0,29
EUR
1
42,1833
 0,0787
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3652  0,00 0,00 39,8952  0,02 0,05
EUR 42,1717  0,03 0,07 42,9630  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7000  0,25 0,63 39,7200  0,25 0,63
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес