Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Политика "двойных стандартов" в отношении Ирана заставила Москву отказаться от одной из наиболее громких инициатив завершающего каденцию Путина - создания газового аналога ОРЕС

Правительство РФ пересмотрело свою политику в отношении Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ) - консультационного клуба, который объединяет часть ведущих мировых экспортеров газа: компании из стран, не входящих в Европейское Энергетическое Агентство, а также стран, которые не являются членами нефтяного клуба ОРЕС либо формируют в нем свою отдельную фракцию (к ним относятся Нигерия, Алжир и Венесуэла). При создании форума предполагалось "дорастить" его до уровня экспортного синдиката, стандартного для большинства мировых товарных рынков, и наделить правами на утверждение экспортных квот, взаимное согласование цен и инвестиций в строительные проекты. По целому ряду причин эта идея не осуществилась, и намеченное на 28 апреля в Тегеране заседание группы высшего уровня ФСЭГ рассмотрит существенные критические замечания Кремля к проекту устава этой организации. По данным российских официальных источников, Кремль не поддержит предоставление форуму прав квотирования и внедрение прочих ключевых уставных положений ОРЕС.

Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ) - межгосударственный консультационный клуб, созданный в 2001 году на Карибских островах Тринидад и Тобаго для неформального обмена информацией между 15 - ю государствами в трех отдельных секторах газовой промышленности: международных поставках природного и сжиженного газа, строительстве портовых СПГ - терминалов и газопроводов. Клуб не имеет постоянной штаб - квартиры, органов управления и регламента работы. В него входят представители газовых компаний Алжира, Боливии, Брунея, Венесуэлы, Египта, Индонезии, Ирана, Катара, Ливии, Малайзии, Нигерии, ОАЭ, Омана, Тринидада и Тобаго, а также Экваториальной Гвинеи. От участия в форуме отказались Саудовская Аравия и крупные государства - экспортеры газа, входящие в Европейское Энергетическое Агентство (Нидерланды, Норвегия и Великобритания). В отличие от "экспортно - логистического" клуба ФСЭГ полнопрофильным и официальным международным отраслевым объединением компаний газовой промышленности является базирующийся в Нидерландах Международный газовый союз (МГС), основанный в 1931 году, который сегодня представлен компаниями из 67 стран.

Первое препятствие на пути превращения ФСЭГ либо органов МГС в аналог эффективно работающего мирового картеля экспортеров нефти ОРЕС - это долгосрочные контракты на поставку природного газа, которые формируют основу мирового рынка. "Длинные" экспортные контакты продиктованы спецификой эксплуатации большинства газовых месторождений высокого давления. Такого рода отношения в большинстве случаев являются предметом регулирования двусторонних межправительственных контрактов. Второе препятствие в том, что экспорт природного и сжиженного газа всецело зависит от тарифной политики множества владельцев магистральных газопроводов и СПГ - терминалов. Подобные инфраструктурные объекты расположены в транзитных либо импортирующих странах и оказывают ключевое воздействие на формирование конечных экспортных цен.В отличие от экспортеров трубопроводного и сжиженного природного газа, общая ценовая политика стран - членов ОРЕС лишь частично зависит от подобного внешнего транзитно - тарифного воздействия. В целом она сконцентрирована вокруг необходимости координации усилий по контролю всего лишь двух факторов: уровня фрахтовых ставок ведущих танкерных флотов (большинство из которых принадлежит компаниям стран - членов ЕС), а также обеспечения стабильной навигации в рисковых зонах танкерного судоходства. Последние играют роль болевых "реперных точек", определяющих уровень развития неконтролируемой ценовой динамики. К таким точкам относятся тарифная политика египетской государственной компании Суэцкого канала, обеспечивающей транзит более 300 млн. т нефти в год, а также часто меняющиеся навигационные ситуации в акваториях трех крупнейших в мире экспортных терминалов, переваливающих более 70 млн. тонн нефти каждый (остров Харк на границе Ирака и Ирана, терминал Тир в южном Ливане и нигерийский Порт - Харкорт). В случае образования на базе ФСЭГ реального, а не "декоративного" экспортного картеля инициаторы его создания будут вынуждены создать механизм влияния не на дюжину, а на добрую сотню подобных "болевых точек". Третье формальное, но немаловажное препятствие на пути создания "газового ОРЕС" - отсутствие на старте создания синдиката аналогичной или хотя бы сравнимой с периодом становления ОРЕС (в 1970 - х) политической и корпоративной конъюнктуры.

В преддверии Тегеранского саммита акцент российской внешнеторговой политики в сфере экспорта природного газа сместился в сторону доморощенного газоторгового клуба - частной организации "Международный альянс национальных неправительственных организаций стран, производящих и транспортирующих природный газ" (МАННГО). Основу созданной в 2006 году в рамках инициатив государств - членов пророссийского экономического блока ЕврАзЭС МАННГО составил Российский газовый союз и его аналоги из некоторых стран бывшего СССР.

НОВЫЕ КОНТРАКТЫ ИРАНА И ЕС

Отказ российского правительства поддерживать амбиции ФСЭГ европейская пресса расценила как негативную реакцию Кремля на последние внешнеторговые инициативы Ирана, активизировавшие конкурентную борьбу иранского и российского газа за рынки Украины и Восточной Европы. Эти шаги Тегерана показали, что ЕС дешевле и спокойнее работать с иранскими поставщиками газа даже с учетом всех политических рисков. В начале этого месяца иранская государственная National Iran Gas Export Company (NIGEC) и швейцарская Elektrizitaets - Gesellschaft Laufenburg Group (EGL) заключили 25 - летний контракт стоимостью $20 млрд., предполагающий с 2009 года поставку по 5,5 млрд. м3. Компания EGL заявила, что планирует снабжать этим топливом свои электростанции на юге Италии. В документ были заложены твердые цены от 90 евро до 200 евро/тыс. м3 в 2034 году. Ценовые параметры ирано - швейцарского контракта оказались гораздо ниже, чем аналогичные ставки Газпрома. Среднеевропейские экспортные цены российской монополии составляли 240 евро/тыс. м3 в 2007 году с перспективой роста к концу этого года до 260 евро/тыс. м3.

Вслед за EGL протокол с Ираном о переходе на импорт иранского газа с 2013 года в начале этого месяца заключила австрийская компания EconGas GmbH, входящая в структуру нефтегазовой корпорации OMV. EconGas реализует ежегодно более 7 млрд. м3 газа российского происхождения.

ДИАЛЕКТИКА НОВЫХ ГАЗОВЫХ СВЯЗЕЙ

Ирано - швейцарский и австро - иранский контракт рассчитаны на использование существующих мощностей газопроводов, принадлежащих государственным газовым компаниям Турции, Греции, Болгарии и некоторых новых независимых республик бывшей Югославии. Контракты предполагают заполнение двух перспективных газопроводов - Nabucco, который под эгидой ЕС планируется протянуть из стран Закавказья в Австрию, а также Trans - Adriatic Pipeline (ТAP), который строится по маршруту Турция - Греция - Италия компаниями EGL и норвежской StatoilHydro. Через пять лет суммарная проектная мощность обоих газопроводов составит соответственно 30 млрд. м3 и 20 млрд. м3, а это гораздо больше, чем ныне потребляют все государства Центральной, Восточной и Южной Европы вместе взятые.

Избыток газа неминуемо придется направлять потребителям на южных границах Украины. Годовой уровень потребления газа нашей страной составляет более 70 млрд. м3. Первыми на перспективу избытка газа в 2006 - 2007 годах адекватно отреагировали энергетические инвесторы, которые разработали проекты строительства в Украине трех новых крупных ТЭС: греческая Energiaki Techniki International и южноафриканская Palace Engineering Service - на юге Одесской области и чешская Kerlea Invest - в Закарпатье. Кроме того, новые европейские газопроводы из Ирана и Закавказья способны также составить конкуренцию двум российским газотранспортным проектам - убыточному "Голубому потоку" и перспективному "Южному потоку".

УМЕР ГАЗОВЫЙ ОПЕК, ИЛИ "ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ"?

До недавнего времени суть внешней политики Москвы в отношении Тегерана состояла в том, чтобы одной рукой открыто поддерживать пугающие США атомно - энергетические амбиции Ирана, а другой - науськивать Вашингтон на газовые инициативы Ирана и ЕС. Апофеозом подобной политики "двойных стандартов" можно было считать инспирированный российскими спецслужбами международный скандал с поставкой в Иран через Украину в 2001 году партии неоснащенных тяжелых российских крылатых авиаракет. Самолетов - носителей для их использования у Тегерана не было, но резонанс со стороны Вашингтона был идеальным для Москвы. США ужесточили свою политику в отношении Ирана. В итоге газовым компаниям ЕС пригрозили экономическими санкциями в случае расширения импорта иранского газа.

Как бы то ни было, но в 2005 - 2007 годах корпорации Норвегии и Швейцарии, не входящие в ЕС, все же начали расширять импорт иранского газа. Поначалу его небольшие объемы поступили в Азербайджан, затем - в Грузию и Армению, и к 2006 году иранский газ прочно закрепился на рынке Турции и Греции. Что же касается Украины, то она только к 2008 году вернулась к украинско - иранским консультациям о возобновлении проекта строительства газопровода "Белый поток", который ранее планировалось проложить по дну Черного моря из Закавказья в Крым.

Эти и другие реалии российско - иранских отношений предполагали предоставление Ирану соответственных и вполне конкретных внешнеторговых компенсаций, в первую очередь - в виде согласия Москвы превратить "мирный" ФСЭГ в жесткий газовый "аналог OPEC". Требовали изменений формата работы форума и реалии рынка ЕС, границы которого в 2003 - 2008 годах существенно расширились. Судя по направленным в Тегеран российским замечаниям к проекту устава ФСЭГ, нынешний расклад политических сил в Кремле показал неготовность России ответить на все эти вызовы. Поэтому можно ожидать, что международный газовый рынок, не терпящий политического вакуума, в ближайшее время заполнится новыми проектами, большинство из которых не обойдут и Украину.

Андрей Старостин

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес