Фінансові новини
- |
- 20.07.24
- |
- 00:16
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Политика "двойных стандартов" в отношении Ирана заставила Москву отказаться от одной из наиболее громких инициатив завершающего каденцию Путина - создания газового аналога ОРЕС
09:13 25.04.2008 |
Правительство РФ пересмотрело свою политику в отношении Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ) - консультационного клуба, который объединяет часть ведущих мировых экспортеров газа: компании из стран, не входящих в Европейское Энергетическое Агентство, а также стран, которые не являются членами нефтяного клуба ОРЕС либо формируют в нем свою отдельную фракцию (к ним относятся Нигерия, Алжир и Венесуэла). При создании форума предполагалось "дорастить" его до уровня экспортного синдиката, стандартного для большинства мировых товарных рынков, и наделить правами на утверждение экспортных квот, взаимное согласование цен и инвестиций в строительные проекты. По целому ряду причин эта идея не осуществилась, и намеченное на 28 апреля в Тегеране заседание группы высшего уровня ФСЭГ рассмотрит существенные критические замечания Кремля к проекту устава этой организации. По данным российских официальных источников, Кремль не поддержит предоставление форуму прав квотирования и внедрение прочих ключевых уставных положений ОРЕС.
Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ) - межгосударственный консультационный клуб, созданный в 2001 году на Карибских островах Тринидад и Тобаго для неформального обмена информацией между 15 - ю государствами в трех отдельных секторах газовой промышленности: международных поставках природного и сжиженного газа, строительстве портовых СПГ - терминалов и газопроводов. Клуб не имеет постоянной штаб - квартиры, органов управления и регламента работы. В него входят представители газовых компаний Алжира, Боливии, Брунея, Венесуэлы, Египта, Индонезии, Ирана, Катара, Ливии, Малайзии, Нигерии, ОАЭ, Омана, Тринидада и Тобаго, а также Экваториальной Гвинеи. От участия в форуме отказались Саудовская Аравия и крупные государства - экспортеры газа, входящие в Европейское Энергетическое Агентство (Нидерланды, Норвегия и Великобритания). В отличие от "экспортно - логистического" клуба ФСЭГ полнопрофильным и официальным международным отраслевым объединением компаний газовой промышленности является базирующийся в Нидерландах Международный газовый союз (МГС), основанный в 1931 году, который сегодня представлен компаниями из 67 стран.
Первое препятствие на пути превращения ФСЭГ либо органов МГС в аналог эффективно работающего мирового картеля экспортеров нефти ОРЕС - это долгосрочные контракты на поставку природного газа, которые формируют основу мирового рынка. "Длинные" экспортные контакты продиктованы спецификой эксплуатации большинства газовых месторождений высокого давления. Такого рода отношения в большинстве случаев являются предметом регулирования двусторонних межправительственных контрактов. Второе препятствие в том, что экспорт природного и сжиженного газа всецело зависит от тарифной политики множества владельцев магистральных газопроводов и СПГ - терминалов. Подобные инфраструктурные объекты расположены в транзитных либо импортирующих странах и оказывают ключевое воздействие на формирование конечных экспортных цен.В отличие от экспортеров трубопроводного и сжиженного природного газа, общая ценовая политика стран - членов ОРЕС лишь частично зависит от подобного внешнего транзитно - тарифного воздействия. В целом она сконцентрирована вокруг необходимости координации усилий по контролю всего лишь двух факторов: уровня фрахтовых ставок ведущих танкерных флотов (большинство из которых принадлежит компаниям стран - членов ЕС), а также обеспечения стабильной навигации в рисковых зонах танкерного судоходства. Последние играют роль болевых "реперных точек", определяющих уровень развития неконтролируемой ценовой динамики. К таким точкам относятся тарифная политика египетской государственной компании Суэцкого канала, обеспечивающей транзит более 300 млн. т нефти в год, а также часто меняющиеся навигационные ситуации в акваториях трех крупнейших в мире экспортных терминалов, переваливающих более 70 млн. тонн нефти каждый (остров Харк на границе Ирака и Ирана, терминал Тир в южном Ливане и нигерийский Порт - Харкорт). В случае образования на базе ФСЭГ реального, а не "декоративного" экспортного картеля инициаторы его создания будут вынуждены создать механизм влияния не на дюжину, а на добрую сотню подобных "болевых точек". Третье формальное, но немаловажное препятствие на пути создания "газового ОРЕС" - отсутствие на старте создания синдиката аналогичной или хотя бы сравнимой с периодом становления ОРЕС (в 1970 - х) политической и корпоративной конъюнктуры.
В преддверии Тегеранского саммита акцент российской внешнеторговой политики в сфере экспорта природного газа сместился в сторону доморощенного газоторгового клуба - частной организации "Международный альянс национальных неправительственных организаций стран, производящих и транспортирующих природный газ" (МАННГО). Основу созданной в 2006 году в рамках инициатив государств - членов пророссийского экономического блока ЕврАзЭС МАННГО составил Российский газовый союз и его аналоги из некоторых стран бывшего СССР.
НОВЫЕ КОНТРАКТЫ ИРАНА И ЕС
Отказ российского правительства поддерживать амбиции ФСЭГ европейская пресса расценила как негативную реакцию Кремля на последние внешнеторговые инициативы Ирана, активизировавшие конкурентную борьбу иранского и российского газа за рынки Украины и Восточной Европы. Эти шаги Тегерана показали, что ЕС дешевле и спокойнее работать с иранскими поставщиками газа даже с учетом всех политических рисков. В начале этого месяца иранская государственная National Iran Gas Export Company (NIGEC) и швейцарская Elektrizitaets - Gesellschaft Laufenburg Group (EGL) заключили 25 - летний контракт стоимостью $20 млрд., предполагающий с 2009 года поставку по 5,5 млрд. м3. Компания EGL заявила, что планирует снабжать этим топливом свои электростанции на юге Италии. В документ были заложены твердые цены от 90 евро до 200 евро/тыс. м3 в 2034 году. Ценовые параметры ирано - швейцарского контракта оказались гораздо ниже, чем аналогичные ставки Газпрома. Среднеевропейские экспортные цены российской монополии составляли 240 евро/тыс. м3 в 2007 году с перспективой роста к концу этого года до 260 евро/тыс. м3.
Вслед за EGL протокол с Ираном о переходе на импорт иранского газа с 2013 года в начале этого месяца заключила австрийская компания EconGas GmbH, входящая в структуру нефтегазовой корпорации OMV. EconGas реализует ежегодно более 7 млрд. м3 газа российского происхождения.
ДИАЛЕКТИКА НОВЫХ ГАЗОВЫХ СВЯЗЕЙ
Ирано - швейцарский и австро - иранский контракт рассчитаны на использование существующих мощностей газопроводов, принадлежащих государственным газовым компаниям Турции, Греции, Болгарии и некоторых новых независимых республик бывшей Югославии. Контракты предполагают заполнение двух перспективных газопроводов - Nabucco, который под эгидой ЕС планируется протянуть из стран Закавказья в Австрию, а также Trans - Adriatic Pipeline (ТAP), который строится по маршруту Турция - Греция - Италия компаниями EGL и норвежской StatoilHydro. Через пять лет суммарная проектная мощность обоих газопроводов составит соответственно 30 млрд. м3 и 20 млрд. м3, а это гораздо больше, чем ныне потребляют все государства Центральной, Восточной и Южной Европы вместе взятые.
Избыток газа неминуемо придется направлять потребителям на южных границах Украины. Годовой уровень потребления газа нашей страной составляет более 70 млрд. м3. Первыми на перспективу избытка газа в 2006 - 2007 годах адекватно отреагировали энергетические инвесторы, которые разработали проекты строительства в Украине трех новых крупных ТЭС: греческая Energiaki Techniki International и южноафриканская Palace Engineering Service - на юге Одесской области и чешская Kerlea Invest - в Закарпатье. Кроме того, новые европейские газопроводы из Ирана и Закавказья способны также составить конкуренцию двум российским газотранспортным проектам - убыточному "Голубому потоку" и перспективному "Южному потоку".
УМЕР ГАЗОВЫЙ ОПЕК, ИЛИ "ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ"?
До недавнего времени суть внешней политики Москвы в отношении Тегерана состояла в том, чтобы одной рукой открыто поддерживать пугающие США атомно - энергетические амбиции Ирана, а другой - науськивать Вашингтон на газовые инициативы Ирана и ЕС. Апофеозом подобной политики "двойных стандартов" можно было считать инспирированный российскими спецслужбами международный скандал с поставкой в Иран через Украину в 2001 году партии неоснащенных тяжелых российских крылатых авиаракет. Самолетов - носителей для их использования у Тегерана не было, но резонанс со стороны Вашингтона был идеальным для Москвы. США ужесточили свою политику в отношении Ирана. В итоге газовым компаниям ЕС пригрозили экономическими санкциями в случае расширения импорта иранского газа.
Как бы то ни было, но в 2005 - 2007 годах корпорации Норвегии и Швейцарии, не входящие в ЕС, все же начали расширять импорт иранского газа. Поначалу его небольшие объемы поступили в Азербайджан, затем - в Грузию и Армению, и к 2006 году иранский газ прочно закрепился на рынке Турции и Греции. Что же касается Украины, то она только к 2008 году вернулась к украинско - иранским консультациям о возобновлении проекта строительства газопровода "Белый поток", который ранее планировалось проложить по дну Черного моря из Закавказья в Крым.
Эти и другие реалии российско - иранских отношений предполагали предоставление Ирану соответственных и вполне конкретных внешнеторговых компенсаций, в первую очередь - в виде согласия Москвы превратить "мирный" ФСЭГ в жесткий газовый "аналог OPEC". Требовали изменений формата работы форума и реалии рынка ЕС, границы которого в 2003 - 2008 годах существенно расширились. Судя по направленным в Тегеран российским замечаниям к проекту устава ФСЭГ, нынешний расклад политических сил в Кремле показал неготовность России ответить на все эти вызовы. Поэтому можно ожидать, что международный газовый рынок, не терпящий политического вакуума, в ближайшее время заполнится новыми проектами, большинство из которых не обойдут и Украину.
Андрей Старостин