Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Покупателям облэнерго не надо выполнять инвестобязательства

В распоряжении "k:" оказался документ, в соответствии с которым Кабинет Министров планирует распродавать энергопоставляющие компании страны. Фактически у будущего обладателя блокпакетов акций "Чернигов - ", "Сумы - ", "Львов - ", "Одесса - ", "Полтава - " и "Прикарпатьеоблэнерго" будет всего два инвестиционных обязательства. Во - первых, инвестор обязан оперативно погасить кредиторскую задолженность этих компаний перед ГП "Энергорынок", которая суммарно свыше $100 млн. Во - вторых, должен в течение пяти лет сократить уровень потерь электроэнергии на 5%, для чего потребуется инвестировать в электросети несколько миллиардов гривен. При этом государство создало все предпосылки для того, чтобы новый собственник облэнерго легко уклонился от исполнения вышеуказанных требований.

Александр Сагура,

генеральный директор компании "Укрэнергоконсалтинг":

- Предложения к проекту решений Кабмина об утверждении условий продажи пакетов акций облэнерго> писались НКРЭ, НАК "ЭКУ", Минтопэнерго и ФГИУ, похоже, на скорую руку. Явно видно, что люди не очень ориентируются в тех предложениях, которые они пишут. Я хотел бы напомнить "Энергорынку" что со всеми этими компаниями они лично подписали мировые соглашения в судах и подписали договоры реструктуризации, которые выполняются день в день. А что значит огульное предложение инвестору сократить потери электроэнергии на 1%? А дальше что? Каким образом инвестор будет реализовывать выполнение инвестобязательств, имея миноритарный пакет акций в 25%? Миноритарный акционер будет присутствовать в наблюдательном совете, который не имеет права вмешиваться в деятельность компании. Все эти требования были бы реализуемы, если бы был механизм влияния инвестора на происходящие процессы в компании. Такого механизма у инвестора, купившего 25% акций, не будет.

На прошлой неделе заместитель главы Фонда госимущества Украины Александр Потимков заявил о том, что правительство утвердило планы размещения акций шести энергопоставляющих компаний Украины. По его словам, речь идет о приватизации 26,98% акций "Львовоблэнерго", 25,01% "Одессаоблэнерго", 25,02% "Прикарпатьеоблэнерго", и по 25% + 1 акция "Полтава - ", "Сумы - " и "Черниговоблэнерго". В конце февраля эти акции уже были переданы от Национальной акционерной компании "Энергетическая компания Украины" (НАК "ЭКУ") на счета ФГИУ. И сейчас большинство потенциальных покупателей затаили дыхание в ожидании оглашении даты долгожданных конкурсов по продаже акций облэнерго.

Строго говоря, список потенциальных участников грядущих аукционов уже известен. Ими будут частные акционеры этих компаний, конфликтующие между собой уже несколько лет. В частности, за львовскую, полтавскую, сумскую, черниговскую и прикарпатскую компании воюют Игорь Коломойский с Константином Григоришиным. За одесское облэнерго - Константин Жеваго с Михаилом Воеводиным.

Акционерная доля НАК "ЭКУ" в этих компаниях не позволяла государству разрешить этот конфликт. Поэтому решение правительства продать госдолю в этих компаниях выглядит логичным. Тем более что конкуренция между конфликтующими частниками - это гарантия выгодной продажи блокпакетов. Тем не менее условия приватизации этих активов ставят под вопрос эффективность грядущих конкурсов. По крайней мере, такой вывод можно сделать из "Предложений к проекту решения Кабмина об утверждении условий продажи пакетов акций облэнерго", которые находятся в распоряжении "k:". По данным источников "k:", эти документы согласованы со всеми инстанциями, и сейчас осталось только вынести и утвердить их на Кабмине.

На первый взгляд, в документах прописаны достаточно жесткие требования к новому владельцу акций облэнерго. В первую очередь, следует отметить, что новоиспеченный собственник должен будет обеспечить реструктуризацию и оперативное погашение старых задолженностей облэнерго за электроэнергию перед госпредприятием "Энергорынок". Так, к примеру, владелец 26,98% акций "Львовоблэнерго" обязан инициировать на собрании акционеров принятие решения о погашении 235,483 млн. грн. перед "Энергорынком" в течение 36 месяцев. Собственник 25%+1 акция "Черниговоблэнерго" - обеспечить заключение договора с "Энергорынком" на погашение 74 млн. грн. в течение 27 месяцев. Владелец 25%+1 акция "Полтаваоблэнерго" - гарантировать расчеты с ГП в отношении 83,5 млн. грн. на протяжении 35 месяцев. Новый учредитель "Сумыоблэнерго" - способствовать заключению договора на погашение 137,961 млн. грн. в течение 51 месяца. В общей сложности новые владельцы шести облэнерго должны будут погасить на протяжении двух - четырех лет долги перед ГП "Энергорынок" на сумму свыше 600 млн. грн.

Вторым важным инвестиционным заданием для будущих акционеров энергопоставляющих компаний является борьба с потерями электроэнергии в сетях. Согласно вышеупомянутому документу, "покупатель обязан обеспечить снижение нормативных технологических потерь электроэнергии при ее передаче ежегодно на 1% в течение пяти лет с даты подписания договора купли - продажи". Другими словами, к примеру, "Полтаваоблэнерго" должно к 2013 году снизить потери в сетях с нынешних 7,2 до 2,2%, в свою очередь, "Прикарпатье - " - с 12,3 до 7,3%, "Сумы - " - с 11,8 до 6,8% и так далее.

Оба вышеупомянутых обязательства нового владельца облэнерго действительно жизненно необходимы для нормальной работы энергетического рынка страны. В то же время можно утверждать, что у новоиспеченного акционера энергокомпаний есть все основания для того, чтобы на практике не выполнять требования государства. Это легко доказать. Согласно вышеупомянутым "Предложениям к проекту решения Кабмина", реструктуризацию и погашение долгов перед "Энергорынком", а также утверждение графика снижения потерь электроэнергии новый акционер обязан осуществить за счет включения соответствующих вопросов в повестку дня собрания акционеров энергокомпании. И голосовать на собрании за принятие этих решений. Очевидно, что новый владелец госпакетов акций облэнерго инициирует внесение этих вопросов на собрании акционеров, но его голосов для их утверждения будет недостаточно. Ведь, как известно, права владельцев блокпакетов строго ограничены. (В их компетенцию входит блокирование решений по вопросам внесения изменений в устав; прекращения деятельности общества; создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий.)

Вряд ли нынешние акционеры поддержат предложения новоиспеченного миноритария по оперативному погашению кредиторки и снижению потерь электроэнергии в сетях. Как сообщил "k:" представитель компании "Укрэнергоконсалтинг", управляющей "Львов - ", "Прикарпатье - ", "Полтава - ", "Сумы - " и "Черниговоблэнерго" в интересах группы "Приват", каждая из компаний имеет договоры реструктуризации задолженности перед "Энергорынком" на срок от 10 до 15 лет. Поэтому "сокращать этот срок до двух - четырех лет, как того хочет государство, никто не собирается", - говорит собеседник "k:". По его словам, предложение об однопроцентном ежегодном сокращении уровня потерь тока также не будет поддержано. "Требование по снижению потерь нереализуемо. Если, например, у "Полтаваоблэнерго" на сегодня они составляют около 8%, то нужно сделать так, чтобы через пять лет они равнялись 3%. А такого показателя даже в Европе нет, ведь есть потери, которые обусловлены технологией передачи энергии, и от них ты никак не избавишься. Поэтому максимум, на который будет способен новый акционер, - это поднять эти вопросы на собрании акционеров", - пояснили "k:" в "Укрэнергоконсалтинге".

Если будущий владелец госпакетов облэнерго выполнит поставленные перед ним задания номинально, то государство не сможет предъявить какие - либо претензии к победителю будущих конкурсов. Ведь перед ним поставлена задача вынести эти вопросы на собрание акционеров, а не гарантировать их утверждение. К слову, любопытно отметить, что новый миноритарный акционер "Полтаваоблэнерго" согласно инвестиционным требованиям обязан в течение года после покупки акций компании внести в повестку дня акционерного собрания вопрос и голосовать за передачу государству целостного имущественного комплекса "Кременчугская ТЭЦ". Это требование выглядит комично, если учесть, что ТЭЦ передана на 49 лет в аренду группе "Приват", которая также контролирует "Полтаваоблэнерго".

Пожалуй, единственное условие грядущей приватизации, которое с удовольствием выполнят как будущие, так и нынешние акционеры облэнерго, - это страхование основного имущества энергокомпаний. Согласно требованиям государства, новый акционер "обязан обеспечить обязательное страхование электросетей от повреждений вследствие влияния стихийных явлений и техногенных катастроф". Почему Кабмин принял решение обязать нового акционера страховать линии электропередачи, мягко говоря, непонятно. В 2005 году особенной активностью в страховании отличились "Прикарпатье - ", "Полтава - " и "Черниговоблэнерго". Эти компании застраховались в ЗАО "Страховая компания "Проминь" на общую сумму 75 млн. грн., получив 3 млн. грн. страховых выплат. Тогда Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики оштрафовала каждое из этих предприятий на сумму страхового платежа, посчитав такую инициативу энергетиков пустой растратой средств. Сейчас государство почему - то решило культивировать этот бизнес.Юрий Савченко

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на вчора, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес