Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 16:02
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Донбасс строит энергетическую вертикаль
16:07 15.05.2001 |
Энергогенерирующая компания ОАО "Донбассэнерго" лишилась трех из пяти теплоэлектростанций. На торгах, состоявшихся 27 - 28 апреля, кроме четырех энерготоргов, проданных по иску ООО "Укрвостокинвест", были проданы и три ТЭС по иску "Топливо и энергетика" (дочерняя компания ТД "Газ Украины").
Причем Зуевская ТЭС потянула на 118 млн. грн., Кураховская на 67 млн. грн., Луганская на 23 млн. грн. Покупателем стала не известная до сей поры в широких кругах компания "Техремпоставка".
Теперь у "Донбассэнерго", которая ранее вырабатывала около 15% всей Украинской электроэнергии, осталось всего две электростанции - Старобешевская и Славянская. Плюс к этому 2,2 млрд. грн. кредиторской и 1,5 млрд. грн. дебиторской задолженности. Правда, на сегодняшний день у "Техремпоставки" нет лицензий на производство электроэнергии, в связи с чем станции, скорее всего, на какое - то время будут переданы в аренду старому хозяину.
Продажа ТЭС негосударственному хозяину может означать завершение этапа подготовки условий для создания вертикально интегрированной структуры "уголь - электростанции - потребитель". О необходимости функционирования подобной цепочки разговор ведется еще с начала 90 - х. Тогда группа Донецких специалистов предлагала объединить в холдинг - компанию "Донецкуголь" и "Донбассэнерго" (напомним, что на тот момент "Донбассэнерго" включала в себя, кроме генерирующих мощностей, еще и сети электропередач).
Шаг этот был оправдан уже в то время. Дело в том, что во времена существования СССР ТЭС Донбасса обеспечивались преимущественно Российским углем. С распадом союза прервались налаженные связи и наша генерация оказалась на голодном пайке. В результате пришлось переориентировать некоторые шахты, добывающие уголь, пригодный как для коксования, так и для ТЭС, и ранее работавшие исключительно на коксохимы, на обеспечение потребностей электростанций. Но этого все равно было мало, а для наращивания темпов производства угля ни у государства, ни у самих угольных предприятий денег не было.
На этом фоне создание единой хозяйственной структуры, которая смогла бы координировать решение этих проблем, выглядело вполне логичным. Однако такая структура получала мощнейший контроль над всей промышленностью региона, что крайне не понравилось центральной власти, и эту идею тогда же и "зарубили".
Более того, дабы такие мысли и впредь не приходили в голову будущим поколениям энергопредпринимателей, началось последовательное дробление энергетических предприятий. Так "Донецкуголь" был расформирован в несколько холдингов, а из состава "Донбассэнерго" были выведены почти все ТЭС, расположенные в Луганской области, Углегорская ТЭС и все сети. Эффект от "измельчания" энергоструктур оказался весьма показательным - новые независимые предприятия были не способны справиться со своими проблемами и к концу 90 - х ТЭК Донбасса подошел к полному упадку.
Возможно, поэтому в январе 2000 года была предпринята вторая попытка создать вертикально интегрированную топливно - энергетическую структуру. Именно тогда вышел известный Указ Президента Украины N100 "О некоторых мерах по развитию базовых отраслей экономики в Донецкой и Днепропетровской областях".
Этот документ был "на ура" воспринят руководством Донецкой области - и уже в марте 2000 года обладминистрация разработала план создания региональной топливно - энергетической компании, в состав которой предполагалось включить "Донбассэнерго", "Донецкоблэнерго", энергетические шахты и основных трейдеров Донецкой области.
Но идея регионального объединения энергетических компаний снова не понравилась Кабмину. Основным аргументом этого ведомства стала предполагаемая возможность тенизации расчетов в ТЭК. Очень характерно обрисовала ситуацию экс - вице - премьер по ТЭК Юлия Тимошенко: "Это плохо, потому что против этого выступает ЕБРР", - сказала она и поставила крест на идее создания единой энергокомпании.
В этой связи единственно возможным шансом оздоровить региональный ТЭК по рецептам местных финансово - промышленных групп стали обходные маневры по приватизации энергетических компаний.
Первой ласточкой вывода энергохозяйства из - под государственного контроля стало дело ООО "Сервис - инвест". Напомним: 11 мая 2000 года значительная часть электросетей "Донецкоблэнерго" напряжением 110 кВ была описана за долги в размере 25 млн. гривен государственному предприятию "Облавтодор". В июне того же года часть этих сетей была продана на аукционе Авдеевскому КХЗ и компании "Сервис - инвест".
Но самое интересное в процессе приватизации сетей это то, к кому они ведут. Так к принадлежащим "Сервис - инвесту" 690 км линий электропередач подключено около 18% потребителей Донецкой области, причем наиболее платежеспособных (за прошлый год они оплатили 104% потребленной электроэнергии). По словам директора ООО Анатолия Луцишина, среди клиентов компании значатся металлургические предприятия области (кроме "ММК им. Ильича", который покупает электроэнергию напрямую у "Энергорынка"), машиностроительные заводы, трамвайно - троллейбусное управление и другие предприятия.
В это же время у инвесторов неожиданно проснулся интерес к энергетическим шахтам. Первой начала вкладывать в них деньги компания "АРС". Затем, совсем недавно, чешское акционерное общество "Металимекс" подписало контракт на $0,5 млн. с ГОАО шахта "Трудовская" холдинговой компании "Донуголь". Консультантом чехов в этой сделке выступил донецкий АК "Промэкономбанк". Более того, кажется, чехи не собираются останавливаться на достигнутом и готовы осуществить инвестпроекты на шахтах угольного объединения "Снежноеантрацит" и ГХК "Шахтерскантрацит". И хоть номинально государство еще остается владельцем этих угольных предприятий, реально вопросы ценообразования в региональном ТЭК и условий поставок потребителям продукции оно там не решает. Наконец последним шагом к независимости энергетики Донбасса от настроений больших чиновников, ориентированных на получение западных денег, стал процесс распродажи имущества "Донбассэнерго". Первая попытка отщипнуть кусок от генерирующей компании состоялась в конце прошлого года. Тогда ТД "Газ Украины" и Госкомрезерв почти одновременно подали иски о взыскании с энергетиков долга на общую сумму около 500 тыс. грн. И если иск Госкомрезерва "Донбассэнерго" удачно опротестовала в суде, то по претензии "Газ Украины" на 195 млн. грн. 6 марта 2001 года чуть было не состоялись торги. "Донбассэнерго" спасло тогда только вмешательство Высшего арбитражного суда, который по настоянию премьер - министра Виктора Ющенко силовым методом приостановил деятельность судебных исполнителей.
Но, как видно, окончательно остановить распродажу "Донбассэнерго" не в силах уже даже правительство страны. Слишком много накопилось долгов и кредиторов. Поэтому иск какой - либо компании был бы неизбежно удовлетворен. Тем более что стремление кредитора вернуть свои деньги судебным путем вполне законно и никто не в силах остановить его.
Вопрос только в том, насколько хорошо для энергобезопасности региона и страны в целом развитие событий по этому сценарию. Если энергетические шахты, трейдеры, "Сервис - инвест" и "Техремпоставка" действительно объединятся в некий холдинг, то, безусловно, это приведет к созданию жизнеспособной энергетической структуры. По мнению экспертов энергетического рынка Донецкого региона, к подобному объединению предприятия вполне готовы и заинтересованы в тесном сотрудничестве.
"Техремпоставка" в этом случае, помимо лицензии на генерацию электроэнергии, должна получить и лицензию независимого поставщика по нерегулируемому тарифу. Тогда она сможет забирать у ГП "Энергорынок" электроэнергию в объеме своих поставок, что разрешено постановлением Кабмина N1174 от 2000 года. Передача энергии будет осуществляться по сетям "Сервис - инвеста" за мизерную плату или вообще без нее. С топливом внутри холдинга тоже проблем возникать не должно.
Вот только вызывает большие сомнения, позволит ли центральная власть получить такое влияние на экономику промышленного региона, а следовательно, и страны в целом одной финансово - промышленной группе. Дело в том, что структура, владеющая энергетикой в техногенном Донбассе, получает почти неограниченный контроль над промышленностью этого региона. Ситуация осложняется еще и тем, что область является тупиковой в распределении электроэнергии Украины. То есть, даже если возникнет желание переподключить предприятия Донетчины на питание от энергогенерирующих мощностей Центральной и Западной Украины, из этого ничего не выйдет, так как нет в наличии необходимого количества сетей, способных перебросить требуемое количество энергии.
Донецким энерговладельцам, в отличие от иностранцев, волей - неволей придется поддерживать конечный уровень цен на электроэнергию на минимальном уровне. Иначе пострадают собственные предприятия. Да и отключать от энергоснабжения контролируемую шахту, пусть и убыточную, никто не будет. Так что не санкционированный правительством процесс распродажи энергетического хозяйства можно расценивать скорее как вполне логичное приведение ТЭК страны в соответствие с реалиями сложившейся ситуации, а не как разворовывание государственной собственности.Альберт Кинаш, Донецк