Фінансові новини
- |
- 19.07.24
- |
- 14:19
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Создание международного газового консорциума наконец-то будут обсуждать представители трех стран - Украины, России, Германии. Эксперты прогнозируют, что переговоры будут непростыми
10:11 23.04.2003 |
Детали создания международного газового консорциума обсуждали вице - премьеры Украины и России Виталий Гайдук и Виктор Христенко. Совет учредителей проходил 22 апреля в Киеве в офисе "Нефтегаза". Заседание - закрытое. На него не пустили даже пресс - службы учредителей, не говоря о журналистах. Когда совещание закончилось, стало известно, что в среду, 23 апреля в украинской столице к двум совещающимся сторонам присоединится третья: свое участие в обсуждении консорциума подтвердили представители Германии.
Консорциум - это подарок. В день рождения президента Кучмы 8 августа общественности было объявлено, что в день рождения президента Путина 7 октября будет создано новое предприятие по управлению украинской газовой трубой - международный газовый консорциум. 23 января 2003 года в Киеве российский "Газпром" и украинский "Нефтегаз" подписали учредительные документы и внесли в уставный фонд консорциума поровну - полмиллиона долларов каждый. Европа, как основной потребитель российского газа, который идет по украинской трубе, на своем участии в консорциуме не настаивала. Да, собственно, ее россияне не особо и приглашали. Ограничивались декларациями типа: консорциум международный, кто хочет - присоединяйтесь. Германия, понаблюдав, как договариваются между собой Украина и Россия, сказала, что "не сядет за стол, где уже пообедали двое ". Как потом оказалось, немцы погорячились. Берлин и Париж больше других выступали против войны в Ираке. Теперь Вашингтон - победитель и не допустит европейцев к отвоеванным месторождениям. Французам - проще, они свои атомные станции не закрывали. А вот немцы программу атомной энергетики сворачивают. Так что без российского газа и украинской трубы им теперь - никуда.
Трехсторонние переговоры по газовому консорциуму между Россией, Украиной и Германией намечались уже трижды. В последнее время и Франция проявила интерес к консорциуму, но все международные встречи саботирует Москва. Вот и получается, что Германия договаривается с Россией, Россия - с Украиной, Украина - с Германией. Собраться "на троих" у них пока еще не получалось. Самые главные, так называемые технические, детали должны быть расписаны до конца лета. Весь процесс обсуждается совсем как в "совке" - под грифом "совершенно секретно", что не может не вызывать справедливых опасений украинской стороны. Хотя, лозунги в духе: "Все пропало! Забрали нашу трубу!" - уже не звучат. Понятно, что модернизация газотранспортной системы необходима, бессмысленно упираться. Но если не отстаивать свои интересы, то казна может недополучить денег за транзит, а население будет не способно оплачивать подорожавший газ. Газотранспортная система для Украины - объект стратегический.
Создание консорциума с точки зрения безопасности страны комментирует Виталий Кулик, эксперт Национального Института проблем международной безопасности при СНБОУ
Газовый консорциум, созданный Украиной и Россией в прошлом году, актуализировал дискуссию в украинском, российском и европейском экспертном сообществе относительно реализации трансконтинентальных энергетических проектов. Много вопросов возникло относительно соответствия достигнутых газовых договоренностей между Киевом и Москвой национальной безопасности Украины.
Ранее Украина настаивала на 50%+1 акция при юридическом оформлении консорциума, хотя в "пакетном" решении предусматривались и иные варианты. Например украинскую сторону интересовали гарантии того, что транспортировать газ будут в не меньшем объеме, нежели на данный момент. Также Киев интересовали вопросы: будет ли украинская сторона участником продажи российского газа или нет; будет ли действовать классический принцип амортизационных отчислений. Не решенными остаются вопросы связанные с системой оценки стоимости украинской ГТС: по балансовой стоимости или как бизнеса с точки зрения его рентабельности и прибыльности, пусть даже пока потенциальной. Многое говорилось и о привлечении к проекту западных партнеров: Германии или Франции.
Некоторые из этих вопросов были сняты во время подписания документов по юридическому оформлению консорциума 7 октября прошлого года. Тогда возникла формула, что консорциум создается Россией и Украиной на паритетных условиях - 50 на 50. При этом, суммарно ОАО "Газпром" и "Нефтегаз Украины" не должны утратить (в консорциуме) контроль над принятием всех типов решений.
В январе 2003 года компании "Нефтегаз Украины" и "Газпром" зарегистрировали консорциум по управлению украинскими транзитными газопроводами. Консорциум зарегистрирован в Киеве в форме общества с ограниченной ответственностью с уставным фондом эквивалентным 1 миллиону долларов, в котором "Нефтегаз Украины" и "Газпром" владеют по 50%. Иными словами, контрольный пакет не достался никому.
Но есть несколько проблемных вопросов, которые с точки зрения национальной безопасности Украины вызывают некоторые сомнения.
Во - первых, роль и место украинских газовых долгов в формате управления трубой. Иными словами, не потеряем ли мы часть своей доли в консорциуме в обмен за погашение долгов. Речь даже не идет об уменьшении нашей доли с 50% скажем до 35%. Существуют более "мягкие" формы украинских потерь:
- неучастие в продаже газа,
- снижение стоимости ГТС,
- увеличение стоимости самого газа в трубе,
- проблематичность амортизационных отчислений,
- затраты на реконструкцию и модернизацию ГТС и т.д.
Это также сказывается на выгодах и прибылях Украины. И соответственно - на состоянии национальной безопасности.
Во - вторых, участие "третьих" сторон в консорциуме. Украинская сторона, предварительно настаивала, что в случае, если какие - либо европейские газовые компании пожелают вступить в него, Москва и Киев будут уступать им одинаковый процент своей доли. Но именно этот пункт вызывает у российской стороны наибольшие замечания. Есть две составных такой позиции российской стороны. Первая - "Газпром" не желает уступать свою часть иностранцам и предлагает это делать Украине в одностороннем порядке. Такая позиция вполне понятна. Россия является основным экспортером газа, Украина имеет огромные долги перед РФ, а модернизировать труду просто необходимо, следовательно пусть это делает Украина из своей доли. Тем самым погашая газовый долг.
Вторая - сами "третьи" участники консорциума. Среди потенциальных иностранных участников называют немецкую компанию Ruhrgas. Руководство Германии заявило о своей готовности оговорить условия своего участия в консорциуме. Но проблема в том, что Ruhrgas в начале этого года был поглощен немецким энергетическим концерном "E.On Energie".
Последний добивался покупки Ruhrgas в стремлении успешно конкурировать на мировых рынках с такими газовыми гигантами, как французский Gaz de France и итальянская ENI.
Но в таком случае "E.On Energie" становится структурой, "угрожающе влиятельной" на российскую экономическую безопасность. Дело в том, что "E.On Energie" является партнером РАО "ЕЭС России" по ряду крупных энергетических проектов. Например немецкий концерн будет заниматься строительством в России генерирующих мощностей на действующих или новых электростанциях суммарной мощностью до 1000 МВт с двумя парогазовыми установками. А также, на определенных условиях, будет управлять оптовыми генерирующими компаниями РАО "ЕЭС России".
В комплексе с растущим влиянием на газовый рынок "E.On Energie" создает конкуренцию и Газпрому. Таким образом, участие "E.On Energie" в качестве хозяина Ruhrgas в украинско - российском Газовом консорциуме противоречит интересам национальной безопасности России. И нам с этим нужно считаться.Другие возможные участники проекта - Польша и Франция пока не сформировали четко своих позиций и предложений по Газовому консорциуму.
Таким образом, прежде чем на практике реализовать проект следует более внимательно проработать проблемные моменты Газового консорциума, согласовать их с национальной безопасностью Украины.