Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Воспользовавшись неразберихой в парламенте, Кабинет министров существенно перекроил правила проведения госзакупок под влиянием иностранных кредиторов

14:02 16.12.2008 |

Економіка

На прошлой неделе стало известно, что постановлением #1017 от 19.11.08 г. Кабмин внес изменения в действующее Положение о закупке товаров и услуг за бюджетные средства (утверждено постановлением правительства #921 от 17.10.08 г.). Премьер - министр Юлия Тимошенко мотивировала этот шаг требованиями международных кредиторов украинской экономики. "Изменить систему госзакупок потребовали мировые финансовые организации. Поскольку было бы нелогично использовать предоставленные ими по довольно низким ставкам кредиты на закупки товаров, цены на которые иногда в 2 - 3 раза превышают рыночные", - отметила г - жа Тимошенко. Слова премьера, по меньшей мере, неоднозначны - ведь в октябре этого года, утверждая Положение о госзакупках, г - жа Тимошенко говорила о его прозрачности, несмотря на замечания участников торгов (см. БИЗНЕС #44 от 03.11.08 г., стр.50, 51). Напомним: после того как парламент в марте текущего года отменил Закон о госзакупках, постановление Кабмина остается единственным документом, регулирующим систему проведения тендеров (см. БИЗНЕС #14 от 07.04.08 г., стр.26 - 28).

Одно из наиболее существенных изменений - ликвидация Консультационно - методологического совета по вопросам госзакупок при Министерстве экономики. Ранее этот орган рассмат - ривал заявки госструктур, желающих закупить товары и услуги, а также жалобы участников о нарушениях правил проведения тендеров, после чего предоставлял Минэкономики рекомендации - удовлетворить обращение или нет. Вместе с тем многие участники торгов считали, что Совет лишь усложняет процедуру обжалования результатов торгов, в частности затягивает сроки рассмотрения жалоб (см. БИЗНЕС #17 - 18 от 05.05.08 г., стр.22, 23). По мнению председателя Совета предпринимателей при Кабмине Оксаны Продан, ликвидация этого органа существенно сократит сроки рассмотрения Минэкономики жалоб участников тендеров и заявок на проведение торгов с одним участником. В то же время не стоит забывать, что ликвидация Консультационно - методологического совета может повлечь и негативные последствия. В частности, злоупотребления со стороны того же Минэкономики при рассмотрении им жалоб участников, поскольку министерство будет единственным органом, ответственным за рассмотрение жалоб и заявок на проведение закупок у одного участника.

Еще одно новшество - изменение видов тендерного обеспечения и обеспечения выполнения договоров участниками торгов. Напомним: ранее обеспечение могло осуществляться в виде банковских гарантий, резервных аккредитивов, чеков, депозитов и векселей. На практике из столь широкого набора единственным действенным обеспечением была гарантия банка. Теперь же правительство определило всего четыре вида обеспечения: поручительство, гарантия, задаток и залог. Но, по мнению экспертов, гарантия и далее будет оставаться наиболее востребованным видом тендерного обеспечения, поскольку процедура ее получения существенно упрощается. Теперь гарантию возможности участника принимать участие в торгах можно будет получить не только в банках, но и в страховых компаниях. "Для того чтобы получить банковскую гарантию, необходимо было открыть в банке депозит на сумму гарантии. А это было не совсем удобно, поскольку эти средства изымались из оборота компании. В свою очередь, участник добавлял сумму гарантии к стоимости товара или услуги, что повышало его цену", - пояснил БИЗНЕСу Владимир Доброскок, президент Ассоциации предпринимателей - поставщиков товаров и услуг для государственных нужд (г.Киев; с 2003 г.). По мнению юристов, остальные виды тендерного обеспечения вряд ли будут применяться на практике. "Задаток как вид тендерного обеспечения не будет применяться на практике, поскольку он касается только денежных обязательств, а такие обязательства на стадии проведения тендера не возникают", - сказал Александр Субботин, партнер юридической компании "Тарасов и партнеры" (г.Киев; с 2008 г.; 5 чел.). По его мнению, изначально "мертвой" является и предложенная изменениями норма о предоставлении залога. "Внедрение такого вида тендерного обеспечения требует дополнительного нормативного урегулирования, ведь сегодня непонятно, каким образом тендерные комитеты будут определять предмет залога и заключать соответствующие соглашения", - констатировал г - н Субботин.

Кроме того, правительство существенно расширило перечень товаров и услуг, закупать которые заказчик должен через тендеры. В частности, теперь торги необходимо проводить еще и для покупки природного газа, предоставления Украиной гуманитарной помощи другим странам, аварийного ремонта оборудования производителей тепловой энергии и ряда других услуг. По мнению Владислава Зубаря, главного редактора журнала "Редукцион" (тематика журнала - проведение тендерных процедур в Украине), для проведения такого рода закупок правительству следовало предусмотреть процедуру закупок у одного участника, поскольку проведение торгов не позволит закупить необходимые товары в кратчайшие строки. "А это, например, в случаях с газом и ремонтом оборудования, чревато негативными последствиями", - сказал г - н Зубарь.

Рассудим и осудим

Стоит отметить, что в новой редакции Положения о госзакупках четче изложены основания для отмены торгов. В частности, согласно изменениям, перед проведением торгов заказчик должен провести оценку тендерных предложений. На этом этапе он имеет право требовать у участников подтверждения информации о соответствии квалификационным требованиям. Кроме того, госучреждение может потребовать у компаний, которые выразили желание участвовать в тендере, подтверждение того, что они являются непосредственными производителями необходимых товаров или официальными представителями производителей. Ранее подобные нормы в Положении отсутствовали. По мнению участников торгов, это позволит существенно ограничить так называемое "тендерное рейдерство", когда "фиктивные" фирмы участвовали в торгах, а затем подавали жалобы в Минэкономики о нарушении процедуры торгов. После чего требовали у победителя конкурса определенную сумму за отзыв жалобы, ведь, как уже упоминалось выше, рассмотрение жалоб могло быть весьма длительным, что грозило существенными задержками поставок.

Изменения коснулись и процедуры обжалования действий заказчиков торгов. Послее ликвидации Консультационно - методологического совета, желающие обжаловать результаты тендера должны будут напрямую обращаться в Минэкономики, которое получит право признавать торги несостоявшимися, если заказчик (по требованию министерства) не предоставит всю документацию, касающуюся проведения закупки.

По мнению юристов, внедрение такой нормы, в общем - то, обоснованно. По словам г - на Субботина, на практике до последнего времени многие заказчики в случае подачи участниками торгов жалобы предоставляли Минэкономики необходимую документацию с существенной задержкой, а нередко и вовсе не присылали документы. Это увеличивало сроки рассмотрения жалоб. "Такой способ влияния на заказчиков является действенным в сложившейся политической ситуации, однако в будущем необходимо предусмотреть также ответственность отдельных лиц, виновных в нарушении правил проведения торгов", - настаивал г - н Субботин.

Стоит отметить и то, что в новой редакции постановления появился пункт о создании стандартной формы тендерной документации, которая будет использоваться всеми заказчиками. Напомним: после того как в марте текущего года Тендерную палату лишили полномочий по разработке тендерной документации, дело в свои руки взяли непосредственно заказчики торгов. И составляли документы по своему усмотрению. При этом заказчики допускали серьезные ошибки, которые часто становились поводами для обжалований со стороны участников торгов. С одной стороны, унификация тендерной документации - дело нужное, поскольку, как минимум, сократит количество ошибок и жалоб соответственно. С другой стороны, не стоит забывать, что спектр товаров и услуг, которые госструктуры закупают за бюджетные средства, чрезвычайно широк, поэтому нелишне было бы разработать разные типы документации, к примеру, договор на закупку канцелярских товаров и миллионный контракт на поставку оборудования.

Чиновник - об осторожном подходе

Oксана Продан (34),

председатель Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины:

- Несмотря на то что после внесения изменений в Положение о госзакупках процедура проведения тендеров существенно улучшилась, все сложности правительству решить не удалось. Кроме того, не совсем понятно, по каким правилам заканчивать торги, стартовавшие до внесения изменений в Положение. В то же время стоит отметить, что определенные в новой редакции Положения виды тендерного обеспечения будут эффективными. Однако Мин - экономики должно в кратчайшие сроки определить вид возможных гарантий, предусмотренных в Положении.

Что касается расширения списка товаров и услуг, при закупке которых необходимо прибегать к процедуре тендера, то я уверена, что к этому вопросу следует подходить очень осторожно. Так как, скорее всего, к примеру, природный газ заказчик будет покупать по процедуре закупок у одного участника. Таким образом, об удешевлении товаров речь не идет, значит, не будет и экономии бюджетных средств, а процесс закупки этих товаров лишь усложнится. Норма о том, что закупка товаров и услуг должна производиться лишь у производителей или их официальных поставщиков, по моему мнению, ограничивает конкуренцию поставщиков в пользу производителей.

Считаю, что в ближайшее время правительство должно откорректировать действующую редакцию Положения о госзакупках, в частности, более четко выписать процедуры обжалования результатов торгов, проведения оценки тендерных предложений, уточнить ряд терминов, в частности "предмет закупки".

Электронизация всей страны

В новой редакции Положения вновь появился термин "электронные государственные закупки", который присутствовал в отмененном Законе о госзакупках, но отсутствовал в предыдущей редакции Положения. Этому есть простое объяснение - создание механизма проведения госзакупок через интернет является одним из обязательств Украины перед Европейским Союзом, согласно плану действий Украина - ЕС. Однако БИЗНЕС неоднократно писал, что создание системы электронных торгов на практике нуждается в существенном урегулировании на нормативно - правовом уровне, а также в создании единого сервера для осуществления торгов такого рода.

В итоге стоит признать, что, несмотря на существующие шероховатости, новая редакция Положения о госзакупках намного лучше действовавшей ранее. Таким образом, лишь под давлением международных кредиторов правительство Украины решилось сделать то, что обещало еще в начале этого года, - существенно упростить систему госзакупок. В то же время заказчики отмечают, что в ближайшие месяцы на проведение торгов частные компании могут не рассчитывать. Причина банальна - нехватка денег. "Сегодня фактически все тендеры, запланированные на 2008 год, власти области провели. Сейчас все деньги, которые поступают в областной бюджет, направляются на выплату зарплат бюджетникам, и о покупке товаров речь не идет. Поэтому на практике новая схема госзакупок начнет действовать с Нового года", - резюмировал председатель Полтавской облгосадминистрации Валерий Асадчев. По его словам, учитывая, что до Нового года Верховная Рада, скорее всего, Бюджет не утвердит и деньги будут распределяться правительством в "ручном" режиме, говорить о внедрении новой системы можно будет только ближе к весне.

Максим Каменев

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,0980
 0,0997
0,24
EUR
1
44,6324
 0,0506
0,11

Курс обміну валют на 26.07.24, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9442  0,05 0,11 41,5746  0,07 0,17
EUR 44,4796  0,11 0,25 45,2900  0,12 0,25

Міжбанківський ринок на 26.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1200  0,07 0,17 41,1500  0,06 0,15
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес