Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Анатолий Гальчинский: "Инфляция - проблема номер один"

09:29 19.12.2007 |

Економіка

Директор Института стратегических оценок Анатолий Гальчинский рассказал "i" о том, как поступать политикам, которые наобещали народу лишнего.

Вопрос: Парламент утвердил новое правительство, которое обещает существенно увеличить, как это было в 2005 г., размеры госбюджета и на этой основе увеличить социальные расходы. Уместно ли это в нынешних условиях?

Ответ: Мне почему - то думается (во всяком случае, так хочется), что экономическая политика нынешнего правительства будет намного умнее, по сравнению с тем, что было в 2005 г. Тогда действительно доходы объединенного бюджета увеличились на 46,6%. В этой цифре присутствует 10% роста инфляции плюс деньги от реприватизации "Криворожстали". Но оставим в стороне источники роста доходов и обратимся к главному - как изменилась доля государственного потребления в структуре ВВП. Отталкиваться необходимо от этого показателя. Он у нас уже давно превысил оптимально допустимые параметры. В 2004 г. государство изымало из реальной экономики для своих нужд 26,5% ВВП, и мы уже тогда говорили, что это очень много. Но в 2005 г. эта цифра выросла до 30,4%, а в 2006 г. - до 32%. Если учесть, что у нас пенсионная система государственная, то нужно приплюсовать еще 15% ВВП. В итоге вместе с другими социальными сборами получаем государственное потребление приблизительно 50% ВВП. Такой уровень изъятий непосилен даже развитым экономическим системам. Все знают, как среагировала экономика на подобный чиновничий произвол: рост ВВП замедлился с 12,1% в 2004 г. до 2,7% в 2005 г.

Есть и другой показатель, о котором предпочитают умалчивать, - инвестиции в основной капитал. Темпы их роста уменьшились с 28,0% до всего 1,9%. Инвестиционный процесс фактически остановился.

Рост государственного потребления - это основа бюрократизации экономики, роста коррупции, ведь она начинается с перераспределительных процедур госбюджета. Когда премьер и министр финансов говорят о преемственности экономической политики, то я думаю, что речь идет не о преемственности подобной дури. Мне очень хочется, чтобы у нас министр финансов наконец - то начал понимать, что основой государственных финансов является не госбюджет, а финансы субъектов хозяйствования, и каждый отчет правительства должен, по большому счету, начинаться с анализа финансового состояния именно этого - первичного звена финансовой системы страны. Тогда у нас вопрос по поводу того - хорошо или плохо для экономики 20 - 30% - ное увеличение за год бюджетных изъятий вообще исчезнет. Тогда будут понятны и возможности социальных ассигнований.

В: А как же быть с обещаниями избирателям?

О: Буквально вчера я прочел статью польского экономиста Гж. Колодко "Этика в бизнесе, экономике и политике". В ней говорится о самом страшном - о лжи в экономической политике, которая еще более низменна, чем лютая коррупция, в т.ч. политическая. У нас это - болезнь на уровне метастазов. Нужно же как - то бороться с этим. Как поступать политикам, которые наобещали лишнего? Поступить цивилизовано - публично извиниться и сказать о том, что можно сделать реально. Ведь что у нас получается? Есть обещания БЮТ. Нашеукраинцы тоже говорят, что все сделают, чтобы реализовать социальные инициативы президента. В этой же шеренге шагает и оппозиция. Одна дама из Партии регионов, каждый день присутствуя на всех каналах, однозначна в своих аргументах: "Ми будемо жорстко контролювати виконання того, що ви наобіцяли виборцям". Я перевожу это на профессиональный язык таким образом: "Мы будем все делать, чтобы экономике было еще хуже, чтобы вы провалились, и тогда мы уж наверняка займем ваше место". Все это гремучая смесь. Я говорю, постойте, дочери у меня уже взрослые, но есть внуки. Я хочу, чтобы у них была хотя бы какая - то перспектива. Я хочу, чтобы наша экономика состоялась, чтобы не повторялись алчевские катастрофы, чтобы можно было спокойно переходить мосты и ездить по железной дороге. Для этого нужны инвестиции. Созданное в экономике делится по очень простой и понятной схеме: на накопление и на потребление. Увеличиваем (безумно) потребление, уменьшаются, как это было в 2005 г., инвестиции. Другого просто не дано.

В: Как вы относитесь к инициативе Блока Литвина повысить долю зарплаты в себестоимости до 30%?

О: Трудно придумать больший абсурд. Доля оплаты труда наемных работников в структуре ВВП в 2005 г. составляла 48,9%. Это достаточно высокий показатель. В 1991 г. он составлял 50,1%. Но есть и показатель расходов на оплату труда в себестоимости промышленности. В 2005 г. он составлял не 12%, как говорится, а всего 9,1%. Это очень мало. Но суть проблемы не в субъективности предпринимателей, а в структуре украинской экономики, очень низком удельном весе отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости. Также у нас очень высокое энерго - и материалоемкое производство, устаревшая материально - техническая база. В структуре себестоимости промышленности материальные затраты составляют не 30 - 40%, как на Западе, а 66,8%, причем в металлургии - 82,5%, в нефтепереработке - 92,1%. Поэтому когда речь идет о повышении с 9,1% до 30% доли оплаты труда в себестоимости промышленности, это равнозначно принятию закона о том, что требуется снизить в три раза материальные затраты производства, сменив при этом в приказном порядке структуру производства с типично индустриальной модели на постиндустриальную и т. д.

В: Как быть с социальными ассигнованиями?

О: Есть азбучное правило - зарплата должна соизмеряться с производительностью труда. Раньше эта истина была незыблемой не только для госплановца, но и директора завода, начальника цеха. Потом посчитали это коммунистическим принципом и отбросили. Мне недавно привезли из США статистический ежегодник за 2006 г. В нем дается сопоставление динамики часовой производительности и часовой оплаты труда за 1992 - 2003 гг. За это время первый показатель вырос на 180,4%, второй - на 159,6%. Прекрасное соотношение. Кто у нас в последние годы сказал хоть слово о производительности труда? Вот "Статистичний щорічник України, 2006 р." - 550 страниц и ни слова о производительности труда. У нас очень неразвитая статистика. В статистику нужно вкладывать инвестиции. Они высокоокупаемые. Это основа экономического менеджмента. В Беларуси, например, за десять месяцев производительность труда выросла на 7,9%, энергоемкость ВВП снизилась на 9,1%, рентабельность составила 13,2%. А у нас это никого не интересует.

В: Насколько опасен нынешний уровень инфляции? Какие методы необходимо применять для борьбы с ростом цен?

О: Работая десять лет советником президента и отвечая за вопросы макроэкономической политики, я ежедневно занимался этой проблемой. Приплюсуйте к этому пять лет, в течение которых я возглавлял совет НБУ. В 2001 - 2003 гг. среднегодовая инфляция составляла менее 5%, а в 2004 - 2006 гг. - более 10%. В этом году мы будем иметь больше 15%. Существует реальная угроза вхождения в инфляционную спираль - инфляция имеет свойство сама себя стимулировать. Главное - разобраться в причинах. Инфляция - очень сложное явление, по сути, зеркало экономической политики не только НБУ, а и государства в целом. Да, в этом году есть проблемы цен на энергоносители, проблемы внешней конъюнктуры на продовольственном рынке. Они есть не только у нас. Но в ЕС инфляция составила 2%, в Китае - 6,5%. Даже если бы не действовали названные факторы, инфляция оставалась бы на уровне 13 - 14%. Могу назвать три основные причины: структурные перекосы в социально - экономической политике, незавершенность рыночных реформ, отход от принципа приоритетности макроэкономической политики.

В: Вы не упомянули денежно - кредитную политику НБУ.

О: Она также требует существенных корректировок. В условиях угрозы инфляционной спирали она должна быть на порядок жестче.

В: Логично ли сохранять на будущий год прогноз среднегодового курса на уровне 5,1 грн./$?

О: Верьте подобным расчетам. Иным мы просто не располагаем. Все иное - импровизация. Даже прогнозы МВФ, которые можно ставить на второе место, базируются на расчетных данных НБУ. Могу лишь сказать по поводу общей курсовой тенденции. Она однозначна - гривня будет постепенно ревальвировать. Это объективный процесс. МВФ раз в год рассчитывает соотношение паритетов покупательной способности национальной валюты. Из этих расчетов следует, что курс гривни занижен (по сравнению с корзиной валют) в 3,36 раза. Это данные за 2006 г. ВВП на душу населения в текущих ценах составлял $2274, а по паритету - $7637. Но укрепление не нужно форсировать, процесс будет развиваться естественным образом, и субъекты украинского рынка должны быть готовы к этому.

В: Что будет с курсом доллар/евро?

О: Глубоко ошибаются те, кто спешит хоронить доллар. Экономика США на порядок сильнее европейской. Экономика ЕС более десяти лет сидит на мели, не развивается. Как специалист - денежник очень хорошо осознаю то, что доллар еще много и много лет будет предпочтительнее евро, рубля, юаня и т.д.

В: Будет ли в будущем году увеличиваться отрицательное сальдо торгового баланса? Каким образом после вступления в ВТО Украина может защитить себя от стремительного прироста импортных товаров?

О: Умеренный торговый дефицит, как, кстати, и умеренный дефицит бюджета, при разумной экономической политике полезен для экономики. Важны в этом две позиции. Первая - структура импорта, в нем у нас пока еще не доминируют товары потребительского спроса. Преобладает импорт энергоносителей. Быстро растет и импорт товаров инвестиционной группы. За девять месяцев инвестиции в Украине выросли почти на 30% и этому соответствует рост внешнего спроса. Вторая сторона - для экономики приоритетным является не столько торговый баланс (хотя и он очень важен), а сводный платежный. Он у нас и сегодня положительный. Все существующие прогнозы, не только оптимистов, но и пессимистов, свидетельствуют о предположениях по поводу увеличения в будущем году притока в страну иностранных инвестиций. Так что пока еще ситуация далеко не патовая.

Теперь о ВТО. Вступление в эту организацию - жизненно важный шаг для украинской экономики. У нас очень слабый потенциал внутренней конкуренции. Многие предприниматели, монополизировав местные рынки, обленились. Тает энергия развития. Да, в первые два - три года после вступления экономика сыплется. А потом появляются новые стимулы саморазвития. Уже сегодня нужна серьезная поддержка конкурентоспособности отечественного производителя. Это и снижение налогового пресса, и разумная денежно - кредитная политика, и умеренные социальные аппетиты, и снижающаяся доля государственного потребления.

Анатолий Степанович Гальчинский родился 3 ноября 1935 г. в Богуславе (Киевская обл.). В 1964 г. окончил Киевский государственный университет, в 1970 г. - Академию общественных наук при ЦК КПСС. В 1980 г. защитил докторскую диссертацию. Профессор. С 1975 по 1994 г. возглавлял кафедры и отделы различных вузов и НИИ. С 1994 по 2004 г. - экономический советник президента. С 2000 по 2005 г. - председатель совета Нацбанка. Также возглавлял Национальный институт стратегических исследований. Сейчас - глава Института стратегических оценок. Автор (соавтор) более 150 трудов.

Беседовал Александр ДУБИНСКИЙ

За матеріалами: Экономические известия
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3561
 0,0408
0,10
EUR
1
42,3983
 0,0624
0,15

Курс обміну валют на сьогодні, 11:07
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2960  0,04 0,09 39,8444  0,03 0,07
EUR 42,2200  0,04 0,10 42,9672  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4300  0,05 0,13 39,4500  0,01 0,03
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес