Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

За прошедший год во всех международных рейтингах инвестиционной привлекательности Украина переместилась на несколько строк вниз

15:25 15.11.2007 |

Економіка

Без реформ разрешительной и налоговой системы наша страна обречена на потери не только в рейтингах, но и в инвестициях

Елена Солнцева:

"Бизнес у вас построен на кумовстве и дружбе, не так ли?" - поинтересовался на своей лекции в Киеве бывший президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон. Судя по нашим позициям в мировых рейтингах инвестиционной привлекательности, в своих предположениях об особенностях предпринимательства в Украине Вулфенсон не одинок. Так, в глобальном рейтинге конкурентоспособности, который рассчитывает Всемирный экономический форум, наша страна заняла 73 - е место (из 131 государств) - это на четыре ступеньки ниже, чем в прошлом году. Британский еженедельник The Economist недавно поместил Украину на 70 - е (из 82) место по предпринимательской привлекательности на 2008 - 2012 годы. В рейтинге экономической свободы Института Като мы обосновались на 125 - м месте (из 157) как государство, лишь на 53,3% свободное для ведения бизнеса, и вновь этот результат хуже прошлогоднего. Но о наибольших проблемах свидетельствует отчет Международной финансовой корпорации (МФК) "Ведение бизнеса 2008". По данным этого исследования, Украина - 139 - я из 178 государств мира в рейтинге простоты ведения бизнеса. Причем по сравнению с прошлогодним рейтингом наша страна опустилась на одиннадцать ступенек. Это произошло из - за того, что с апреля 2006 - го по июнь 2007 - го у нас не провели ни одной реформы, упрощающей жизнь предпринимателям. Тогда как в странах Восточной Европы и Центральной Азии удалось осуществить 59 таких преобразований.

Страхи иностранцев

На фоне ускорения притока прямых иностранных инвестиций в Украину ухудшение позиций в мировых рейтингах не столько проблема, сколько повод для раздумий. По мнению руководителя киевского офиса МФК Елены Волошиной, наше место в рейтинге простоты ведения бизнеса означает, что по сравнению с другими государствами Украина недополучает значительную долю инвестиционных потоков. По оценкам экспертов МФК, улучшение позиций страны в рейтинге на тридцать строк обеспечивает всего один процент прироста ВВП.

Международная финансовая корпорация оценивает государства по десяти показателям: простота регистрации бизнеса, получение разрешений и лицензий, наем сотрудников, регистрация прав собственности, простота получения кредитов, защита прав инвесторов, уплата налогов, внешняя торговля, выполнение контрактов, закрытие бизнеса. Только по двум показателям (выполнение контрактов и простота получения кредита) Украина занимает места выше средних. Эффективность принудительных мер по соблюдению условий контрактов авторы рейтинга оценили, исследовав эволюцию платежных споров. Чтобы добиться платежа, истцу необходимо пройти тридцать процедур. По этому показателю мы находимся на уровне с Францией, Японией, Словакией и Литвой. Но с момента обращения в суд до осуществления платежа проходит почти год (354 дня), что сравнимо с показателями Венгрии (331 день) и Японии (350 дней).

Факторы, создающие наибольшую проблему для ведения бизнеса в Украине

Показатель простоты получения кредитов оценивает юридические права заемщиков и обмен кредитной информацией. Привлекать заемные средства у нас несложно благодаря наличию защищающего кредиторов законодательства о залоговом имуществе и банкротстве, а также быстрому росту финансового сектора. Но результат мог бы быть лучше, если бы в стране работали бюро кредитных историй. В Украине есть четыре таких учреждения, однако успехов они не добились, поскольку банки не желают обмениваться информацией о своих клиентах. Авторы глобального индекса конкурентоспособности обращают внимание на другую проблему - по надежности украинские банки на 119 - й позиции в мире.

На 120 - е место в рейтинге простоты внешней торговли нашу страну отодвинуло значительное количество документов, необходимых для оформления экспорта и импорта. Эти бумаги оформляются в течение 31 дня для экспорта и 39 дней - для импорта. Большой проблемой являются технические барьеры. Все товары, которые продаются на внутреннем рынке, должны соответствовать местным стандартам либо иметь зарегистрированные технические спецификации. Как отмечает Волошина, поскольку в Украине не признают европейские стандарты, многие высококачественные товары порой надолго задерживаются на границе. Особенно сложно и дорого импортировать научно - техническую продукцию. Получается, что все инновации, кроме тех, на которые получено специальное разрешение, незаконны. Неплохо выглядит лишь официальный показатель стоимости экспортно - импортных операций (включает цену двадцатифунтового контейнера, затраты на документацию, технический контроль и т. д.) - 1045 долларов для экспорта и 1065 долларов для импорта.

Закрыть предприятие у нас еще сложнее, чем преодолеть границу. В среднем процедура банкротства длится три года. Затраты на нее в нашей стране - одни из самых высоких в мире и, по подсчетам МФК, составляют 4,2% от стартового капитала. Поэтому многие неработающие компании предпочитают поддерживать формальное существование.

Показатель защиты прав инвесторов (141 - е место) свидетельствует, что покупать активы в Украине попросту опасно. Такая оценка в основном обусловлена отсутствием закона об акционерных обществах. Кроме того, в нашей стране низкий уровень раскрытия информации, а директора почти не несут ответственности за деятельность предприятия. Относительно проста у нас лишь процедура подачи иска акционером. На фоне отсутствия законодательных подвижек радуют инициативы бизнеса - все больше крупных компаний вводят внутренние корпоративные кодексы.

Сотни подписей и процедур

Хуже всего обстоят дела с получением лицензий (174 - е место из 178) и уплатой налогов (177 - е место из 178), хотя эти процедуры заслуживают особого внимания. Для простоты сравнения стран МФК исследовала лишь один сектор - строительный. Чтобы получить разрешение на строительство, нужно пройти 29 процедур (этапов), на что в среднем уходит 429 дней. К примеру, чтобы начать строительство отеля в Киеве, может понадобиться до 600 подписей. Просто удивительно, говорит Волошина, как наши строители умудряются работать столь ударными темпами. Участники рынка отвечают: по принципу "сначала строим - а потом получаем разрешения".

Закон "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" распространяется на 77 видов деятельности. Лицензирование еще одиннадцати бизнесов регулируется отдельными законодательными актами. По мнению исполнительного директора Института экономических исследований и политических консультаций Оксаны Кузякив, проблемой является постоянное расширение перечня лицензируемых видов деятельности. В свою очередь, эксперты считают, что многие из лицензируемых бизнесов не несут потенциальной опасности для людей и окружающей среды, а значит, их необходимо освободить от этой процедуры. К ним, в частности, относятся переработка металлолома, оптовая торговля семенами, ювелирный бизнес.

Президент уже обратил внимание на последние места нашей страны в мировых рейтингах инвестиционной привлекательности. Еще в сентябре Виктор Ющенко своим указом утвердил концепцию совершенствования государственного регулирования хозяйственной деятельности. В конце октября первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак пообещал, что Ющенко внесет на рассмотрение Верховной Рады шесть законопроектов, упрощающих ведение бизнеса. В пакет законодательных инициатив войдут поправки в закон о разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности, законы, касающиеся разрешения на размещение сооружений и строений, лицензирования хоздеятельности, стандартизации и обязательной сертификации, а также законопроекты о перечне разрешительных документов и рыночном надзоре. Сейчас закон о разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности не выполняется, поскольку министерства и ведомства так и не отменили все не прописанные в законодательных актах разрешительные требования.

Показатели простоты ведения бизнеса

Созданная еще в 2005 году система единого окна регистрации предприятий на практике так и не заработала. Предприниматели не могут вместе со свидетельством о госрегистрации получить коды и свидетельства из налоговой администрации, Государственного комитета статистики, Пенсионного фонда и фондов соцстрахования. Это происходит не только из - за технических проблем (отсутствия электронного документооборота во многих ведомствах), но и нежелания чиновников отказываться от старых схем работы. По отзывам предпринимателей, получить разрешение по - прежнему сложнее всего в Государственном департаменте пожарной безопасности и санитарноэпидемиологической службе.

Непосильное бремя

На предпоследнем месте по показателю уплаты налогов Украина оказалась не столько из - за налогового бремени, сколько из - за количества часов, которые предприниматели тратят на подготовку отчетности и уплату отчислений в госбюджет. По данным МФК, в среднем общая налоговая ставка у нас составляет57,3% прибыли предприятия. В целом по региону (Восточная Европа и Центральная Азия) этот показатель не намного ниже - 50,8%, а по странам Организации экономического сотрудничества и развития - 46,2%. Количество необходимых платежей достигает у нас 99, среди стран бывшего СССР больше только в Узбекистане (118) и Белоруссии (124). На подготовку отчетности и уплаты трех видов налогов и сборов (на прибыль, добавленную стоимость и фонд заработной платы) украинцам необходимо 2086 часов. По этому показателю нас опережает лишь Бразилия (2600 часов), в которой ставки НДС дифференцированы в зависимости от штатов.

За прошедший год многие соседние государства поработали над качеством своего налогового законодательства. Тогда как в нашей стране дальше обсуждений необходимости реформирования НДС и системы социального страхования дело не пошло. Однако в Украинском центре содействия иностранному инвестированию InvestUkraine считают серьезной подвижкой принятие в этом году Концепции реформирования налоговой системы. В центре соглашаются, что одним из главных шагов на пути к созданию благоприятного инвестиционного климата и увеличения притока инвестиций является реформирование налоговой системы. Важным этапом реформы станет принятие Налогового кодекса. Оба варианта проекта этого документа (правительственный и разработанный группой авторов - членов блока "Наша Украина - Народная самооборона") далеки от совершенства. Тем не менее шанс, что итоговый вариант будет предусматривать снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования, все же есть.

Интерес вопреки

Чистый приток прямых иностранных инвестиций в экономику Украины

Несмотря на бюрократические препоны, инвесторы все равно идут в Украину. В первом полугодии одним из лидеров по объему привлеченных инвестиций стал пищевой сектор - один из самых сложных с регуляторной точки зрения (из - за непонятных для иностранных компаний фитосанитарных норм, процедур получения разрешений на внедрение новых продуктов и санитарной проверки импортного сырья). Тем не менее иностранцев (к примеру, корпорацию PepsiCo, которая приобрела компанию "Сандора", или Orangina Group, купившую "Росинку") привлекает рост доходов населения, а значит, и спроса на безалкогольные напитки. Иностранцы все больше интересуются и сектором недвижимости, но здесь разрешительная система выступает серьезнейшей преградой.

Более того, в рейтингах инвестиционной привлекательности, основанных на субъективных оценках, наша страна выглядит неплохо. Так, по результатам опроса руководителей транснациональных корпораций, который провела Конференция ООН по торговле и развитию, в этом году Украина заняла 18 - е место в списке наиболее привлекательных стран для прямых иностранных инвестиций. "Стратегические инвесторы зачастую проводят собственную оценку инвестиционной привлекательности каждой страны исходя из своих критериев, - рассказывает экономист инвестиционной компании Dragon Capital Виталий Ваврищук. - Часто они обращаются к местным консультантам с просьбой подобрать перспективные инвестиционные проекты. Иногда решающим фактором для принятия решения об инвестировании в страну является успешный опыт работы в ней партнеров или конкурентов. Международные рейтинги не всегда коррелируют с оценкой инвесторами привлекательности государства. Так, за последние несколько лет Украина не продвинулась вперед в международных рейтингах делового климата, однако приток прямых иностранных инвестиций в ключевые секторы экономики вырос."

Кроме рисков, стратегические инвесторы оценивают и потенциальные выгоды, которые у нас также велики. По данным Глобального отчета о конкурентоспособности за 2007/08 годы, Украина занимает 26 - е (из 131) место по емкости рынка. Быстрорастущие доходы домохозяйств и динамичный потребительский рынок страны создают множество возможностей для развития рентабельного бизнеса. Это позволяет инвесторам компенсировать все издержки, связанные с коррупцией, неэффективной регуляторной средой и сложной налоговой системой. К тому же рейтинги обычно отображают текущее состояние условий ведения бизнеса, тогда как стратегические инвесторы думают о долгосрочной перспективе. Они рассчитывают, что государство, которое стремится к экономической интеграции с Евросоюзом, рано или поздно все же проведет необходимые реформы и улучшит условия ведения бизнеса. Сейчас главное, чтобы отсутствие каких - либо преобразований не убедило мировое сообщество в обратном. Однако регуляторные изменения нужны не только для привлечения иностранных инвестиций. По данным МФК, опыт стран Восточной Европы свидетельствует, что благодаря упрощению регулирования бизнеса увеличивается количество предпринимателей. В Украине рост числа малых предприятий прекратился.

Кого любят инвесторы

Наталья Задерей:

Недавно довелось мне беседовать с представителем транснациональной корпорации, собирающейся строить в Украине завод. Оказалось, что его вполне устраивает деловой климат в нашей стране. Бывалому инвестору нипочем и сложная политическая обстановка, и запутанная система землеотвода. Смена правительства компанию не озадачит - лоббисты у нее есть в каждой партии. То, что землю иностранным компаниям выделяют с разрешения Кабмина и Верховной Рады - проблема, но решаемая (с помощью украинского партнера). Ну а взятки, считает инвестор, в нашей стране вполне приемлемые. Этот частный случай отражает общее правило - если инвестиционный проект очень привлекателен, бюрократические преграды не так уж страшны. Выгоды для инвесторов могут быть самыми разнообразными. Это доступ к сырьевым ресурсам и дешевой рабочей силе, повышение эффективности и выход на новые рынки. Украина с ее сорокашестимиллионным населением привлекает инвесторов как огромный рынок сбыта товаров и услуг. Вдохновленные ростом доходов украинцев, иностранные капиталисты скупают наши банки и предприятия пищевого сектора, строят гипермаркеты. Но не спешат развивать у нас новые производства. Почему дешевизна рабочей силы и близость к Евросоюзу так и не стали нашим конкурентным преимуществом? Компания Jabil Circuit, построившая в Закарпатье завод по контрактному производству электроники, непременно припомнила бы отмену льгот для свободных экономических зон. Но дело не только в этом.

Выгоды инвесторы сопоставляют с рисками. Опытным путем доказано, что объем прямых иностранных инвестиций в страну зависит от налогового бремени, разрешительной системы, качества законодательства и т. д. Чем проще условия ведения бизнеса, тем больше инвестиций. Однако экономисты из Всемирного банка и бюро Statistics Norway в своем недавнем исследовании "Развивающиеся страны и международные инвесторы: объединяют ли их агентства по содействию инвестициям" обнаружили еще одну взаимосвязь. Изучив опыт 109 стран, авторы работы убедились, что приток иностранных денег зависит от усилий государственных агентств. Так, сектора, целенаправленно продвигаемые агентствами, получаютвдвое больше инвестиций, чем другие. При этом наиболее популярны страны, в которых помимо агентств действуют фискальные стимулы для инвесторов - налоговые каникулы, льготы и т. д.

Агентства по содействию инвестициям пропагандируют свои страны, проводят семинары и конференции, организуют визиты потенциальных инвесторов и знакомят их с местными партнерами, помогают им получать разрешения и одобрения, готовят проектные предложения и обслуживают уже работающих инвесторов. К примеру, успешно реализуют такую политику польское Агентство информации и иностранных инвестиций (PAIiIZ) и чешское Агентство инвестиций и развития бизнеса (Czech Invest). В прошлом году эти учреждения привлекли в свои страны 11 и 4,4 млрд евро соответственно.

В Украине тоже есть ведомство, в чьи функции входит содействие иностранным инвесторам. Это Государственное агентство Украины по инвестициям и инновациям. Кроме встреч и заседаний госучреждению пока нечем похвастаться. И будет ли? Вряд ли, если оно продолжит заниматься всем понемногу. Этому агентству подчиняются Украинский центр содействия иностранным инвестициям, Украинская государственная инновационная компания, государственное предприятие "Национальный центр внедрения отраслевых инновационных программ" и "Северо - западный региональный центр инновационного развития", а также Государственное ипотечное учреждение. На наш взгляд, у агентства слишком широкий круг расплывчато сформулированных обязанностей. Причем особенно нелогично было передавать в подчинение Госинвестиций ипотечное учреждение. Но здесь мы выходим на крупнейшую проблему отечественной экономической политики - трату бюджетных средств на создание неэффективных структур, которые потом перебрасываются от ведомства к ведомству. Выход один - четко формулировать цели государственной политики (например, увеличение притока инвестиций в определенные отрасли) и создавать госорганы под эти цели, а не под конкретных чиновников.

За матеріалами: Эксперт.UA
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6196
 0,1010
0,25
EUR
1
42,7495
 0,0653
0,15

Курс обміну валют на вчора, 11:09
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4258  0,01 0,02 39,9850  0,00 0,01
EUR 42,4325  0,05 0,13 43,1567  0,05 0,12

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5600  0,25 0,63 39,6300  0,20 0,51
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес