Фінансові новини
- |
- 05.11.24
- |
- 11:27
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Лечение экономики - дело рук самой экономики?
09:03 24.09.2007 |
По части экономических новостей минувшая неделя оказалась урожайной. Сначала общественность переваривала августовские данные об очередном замедлении экономического роста. Которые, надо сказать, с учетом ускорившейся инфляции смущают. Но катастрофы пока не предвидится: при грамотном подходе правительству вполне по силам отвести большинство угроз.
Банкиры тем временем убедили таки НБУ не идти на серьезное ужесточение условий внешних заимствований. Под предлогом нынешней напряженности на мировых финансовых рынках, которая, к сожалению, так и не развеялась, несмотря на предпринятое американскими монетарными властями резкое понижение базовых кредитных ставок. Падение доллара, удорожание нефти и золота бьют многолетние и даже исторические рекорды. Так что неприятности извне все еще возможны...
В прошлом месяце рост реального ВВП Украины резко замедлился - до 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что выглядит просто удручающе на фоне 7,2% роста в июле и 7,8% - в июне с.г.
Основной причиной замедления стало более чем 10 - процентное падение производства в сельском хозяйстве. Подкачало, как известно, растениеводство. По статистике, урожайность зерновых в нынешнем году по сравнению с январем - августом 2006 года снизилась на 4%. Некстати пришлось и сокращение посевных площадей (на 4,3%). Ситуация в животноводстве, несмотря на дорожающее мясо, осталась неизменной: рост за восемь месяцев составил 0,3%.
Хоть и небольшую ( - 0,1 п.п.), но все же отрицательную лепту в замедление темпов ВВП внесло строительство. Ну а важнейшим фактором роста оставались торговля и обрабатывающая промышленность. Внушительную часть общего прироста (2,3 п.п.) сформировали и чистые налоги, реальный прирост которых за восемь месяцев с начала года (17,1%) более чем втрое опережает свой прошлогодний аналог (5,6%).
Сбор налогов вообще растет, как на дрожжах. Как справедливо отмечается в аналитическом отчете Укрсоцбанка, темпы их прироста в нынешнем году наивысшие. Трудно не согласиться с мнением экспертов: это происходит благодаря быстрому увеличению номинального ВВП, который в августе достиг исторического максимума - 65,4 млрд. грн.
Объем 12 - месячного показателя тоже рекордный - 633,8 млрд. грн., или 125,5 млрд. долл. Темпы роста годового значения ВВП достигли максимума с ноября 2006 года (+27,6% год к году). Но произошло это преимущественно из - за высоких темпов инфляции. Так, дефлятор ВВП в январе - августе составил 17,9%. Кстати, считают аналитики Укрсоцбанка, это - реальный показатель инфляции в Украине.
Инфляция - вообще тема особая. Хотя прирост индекса потребительских цен в прошлом месяце замедлился до 0,6% (с 1,4% в июле и 2,2% - в июне), годовые темпы роста уже достигли двухлетнего максимума - 14,2% (год к году).
К тому же сама августовская инфляция оказалась наибольшей за последние семь лет. Совокупный восьмимесячный итог инфляции уже составил 6,2%. Если учесть, что к этой цифре еще придется прибавить "достижения" четырех месяцев, причем самых инфляционно - опасных, то в реалистичность заложенного в бюджете - 07 прогноза инфляции (7,5% декабрь к декабрю) может поверить только неисправимый оптимист. Как бы премьер ни доказывал, что "по итогам августа практически мы вышли на инфляцию, которая была запланировала правительством" и что в пересмотре прогноза инфляции нет необходимости.
Для стабилизации потребительских цен правительство не только подписывает меморандумы и устанавливает граничные торговые надбавки, но и обещает распечатать Госрезерв и начать продажу мяса и мясопродуктов, муки и круп. Начались кабминовские разбирательства в связи с ситуацией на рынке растительного масла. Но хватит ли таких антиинфляционных мер, чтобы удержать ситуацию?
Очень хотелось бы поверить первому вице - премьер - министру, министру финансов Николаю Азарову, который 11 сентября на полном серьезе спрогнозировал, что цены на потребительском рынке упадут после выборов. На сегодняшний день, по словам Николая Яновича, наблюдается избыток потребительских товаров, в частности продуктов питания, поэтому рост цен на потребительском рынке можно объяснить "психологическим влиянием" политической агитации оппозиционных сил.
Первому вице - премьеру сейчас можно только посочувствовать. Возможность подкорректировать бюджетный прогноз на нынешний год он упустил, кажется, еще в июне, когда проблемы с урожаем стали очевидными и начался восходящий инфляционный тренд. Теперь, дабы не провоцировать дополнительные инфляционные ожидания, правительство вынуждено едва ли не косить под дурака, настаивая на ставшем уже нереальным показателе. Выбор теперь, как в сказке у камня на распутье: куда ни пойдешь - обязательно что - то потеряешь. В первую очередь доверие.
Впрочем, как оказалось, инфляционную ситуацию можно оценивать по - разному. В Минэкономики, например, считают, что, невзирая "на искусственно сформированные инфляционные ожидания, правительству удалось (как, уже? - Ю.С.), благодаря эффективно проведенным антиинфляционным мерам, остановить необоснованное повышение цен и существенно замедлить инфляцию". "Так, по итогам августа, потребительские цены, - гласит сообщение на веб - сайте министерства, - выросли только(!) на 0,6% против 1,4 в июле и 2,2% в июне". Инфляцию по итогам восьми месяцев (6,2%) в главном экономическом ведомстве сравнили почему - то с аналогичным периодом 2005 года (6,7%), "забыв", что во все остальные годы нынешнего тысячелетия (после 2000 - го) она была ниже. А более высокая инфляция в целом за три летних месяца вообще в последний раз наблюдалась в год денежной реформы - в 1996 - м. Ну и еще и раньше - в первой половине 90 - х.
"Веселые" были времена. Видать, слишком коротка память у нынешних политиков, раздающих неподъемные для экономики и бюджета популистские социальные обещания. У той "элиты", которую нам предстоит в очередной раз делегировать во власть из - за отсутствия настоящего альтернативного выбора.
По идее, не должен был забыть "буремні 90 - ті" глава нашего государства, в то время возглавлявший Нацбанк. Или все - таки забыл? Иначе почему бы ему не пресечь на корню слухи и толки о грядущей смене председателя НБУ, которую СМИ уже смакуют как практически свершившийся факт. И всерьез рассуждают, кто станет преемником г - на Стельмаха после предстоящих парламентских выборов - Порошенко, Яценюк или Горбаль.
Видимо, Владимир Семенович и сам в этом отчасти виноват - ведь согласился быть внесенным в список "НУ - НС" под не слишком почетным для фигуры такого масштаба 19 - м номером.
Не должен был поработавший председателем НБУ президент запамятовать, что должность главы Национального банка не может быть предметом политических торгов! И дело даже не в личности Стельмаха. Его, в конце концов, можно любить, а можно - и нет. Дело в неукоснительном принципе: регуляторный орган такой важнейшей сферы, как денежное обращение, не должен зависеть от текущей политической конъюнктуры. Иначе страна когда - нибудь снова хлебнет горя гиперинфляции.
По мере приближения 30 сентября падкие до скандалов СМИ с огромным удовольствием тиражируют заголовки о грядущем повышении цен. А также участившиеся спекулятивные прогнозы о грядущем то ли обвале, то ли укреплении гривни.
Кстати, на сей счет "ЗН" продолжает придерживаться высказанного еще в начале этого года прогноза: границы сегодняшнего валютного коридора на межбанке (5,0 - 5,06 грн./долл.) начнут постепенно расширяться, как только более - менее прояснится и стабилизируется политическая ситуация в стране. Чуть позже поменяет привычную вывеску "5,05" и официальный курс. Если, конечно, политическая ситуация когда - нибудь стабилизируется, а политики к тому времени окончательно не испортят деловой и потребительский климат.
Почему Нацбанк не устраивает нынешнее курсовое благополучие?
Все дело в том, что сейчас, как и в начале 2005 - го, возник конфликт между целями сохранения внешней курсовой и внутренней ценовой стабильности гривни. О его наличии свидетельствуют три миллиарда гривен, изъятых Нацбанком из обращения в виде двухнедельных депозитных сертификатов. Использовать этот инструмент в Нацбанке не любят ("лишние" затраты, знаете ли), но вынуждены, причем уже не первый месяц. Пока этот конфликт незначителен, но он усугубится, если рост ВВП продолжит замедляться, а инфляция - ускоряться.
По итогам августа денежная масса в обращении (М3) достигла 328,9 млрд. грн., увеличившись с начала года на 26%, а за последние 12 месяцев - на 45%.
Достаточно интенсивно эмитируемые Нацбанком в обмен на выкупаемую валюту гривни пока не создают особых инфляционных проблем. И при условии сохранения высоких темпов роста ВВП и инвестиционной активности голодная на кредитные ресурсы экономика будет переваривать эти деньги без особых проблем и в дальнейшем. При нашем сравнительно низком уровне монетизации деньги в экономику необходимо подбрасывать, как уголь в топку. Но если "паровоз" забуксует - сразу начнется перегрев.
Поэтому из - за отсутствия полноценных инструментов регулирования денежного рынка Нацбанк ну очень хочет хоть немного расширить пространство для эмиссионного маневра. И давно ищет удобный случай, дабы ослабить вынужденно удерживаемую им уже два с половиной года "курсовую хватку".
Конечно, ждать обвалов и резких скачков не следует. Курсовой коридор будет расширяться (в обоих направлениях, но, скорее, сначала в сторону усиления гривни), однако по возможности максимально тихо и незаметно, дабы не спровоцировать ненужной паники среди населения. А также ажиотажа у заграничных спекулянтов, чрезмерная активность которых в виде массового наплыва в страну горячих денег только и может вынудить Нацбанк разыграть сценарий резкой ревальвации по образцу апреля 2005 - го.
18 сентября отечественные банкиры вздохнули с некоторым облегчением. В ходе совещания представителей 29 коммерческих банков и нескольких крупнейших финансово - промышленных групп, являющихся наиболее активными заемщиками на внешних рынках капитала, с руководством НБУ вроде бы было получено согласие Нацбанка отказаться от введения с 19 октября достаточно жестких ограничений на валютные займы.
В качестве одного из главных доводов их нецелесообразности называлась "дестабилизация мировых финансовых рынков", надежды на быстрое завершение которой возникли было вечером во вторник 18 сентября, после достаточно радикального снижения Федеральной резервной системой США - сразу на 50 базисных пунктов - базовых процентных ставок.
В последовавшем вслед за этим заявлении Комитета по операциям на открытом рынке данный шаг мотивировался ситуацией на кредитном рынке, которая "несет потенциальную опасность ухудшения ситуации на рынке жилья, что может отразиться на всей экономике США". В этой связи "решение было направлено на обеспечение экономического роста и предотвращение распространения проблем финансовых рынков на всю экономику". Хотя инфляционные риски сохраняются.
Так что перспективы роста ВВП и инфляции для американской экономики остаются более чем туманными. А вот доходность долларовых активов уже снизилась и, вероятнее всего, продолжит сокращаться в будущем (в цене фьючерсов на ставку по федеральным фондам заложена 80 - процентная вероятность снижения ставки до 4,5% уже в октябре).
На этом, мягко говоря, не слишком благоприятном фоне на мировых рынках начал валиться курс американской валюты. Стоимость евро в долларах к полудню пятницы выросла до максимума за всю историю существования единой валюты - 1,4120 долл./евро. А соотношение "зеленого", например, со своим канадским тезкой впервые более чем за три десятка лет достигло паритета (1:1).
В четверг цены на золото на торгах в Нью - Йорке достигли максимума почти тридцатилетней давности, превысив отметку 740 долл. за унцию. А черное золото в тот же день побило очередные исторические максимумы: на Нью - йоркской товарной бирже октябрьский контракт на поставку нефти марки WTI стоил 83,32 долл. за баррель.
Удорожание нефти и других энергоносителей на мировых рынках, которому пока не видно конца, в сочетании с низкими процентными ставками и ослаблением доллара создают действительно значительные инфляционные риски для американской экономики, в то время как более чем реальной остается угроза ее спада. Возможность реализации самого неприятного сценария - стагфляции - быстро остудила начавший было возрождаться оптимизм на рынках ценных бумаг. Фондовые рынки США под предлогом неприятных корпоративных новостей уже в четверг закрывались в минусе.
Все эти события имеют огромное значение для Украины, и не только из - за растущих аппетитов отечественных заемщиков к иностранным денежным ресурсам. Уязвимость нашей экономики от конъюнктуры внешних рынков, которую смело можно назвать критической, год от года не становится меньше.
Прогнозы в такой ситуации - дело неблагодарное, особенно учитывая, что, кроме внешних факторов, нас всегда может подвести родная власть. Как известно, осень традиционно характеризуется наиболее высокой ценовой динамикой; именно на конец года приходятся наиболее интенсивные расходы бюджета.
В середине сентября остатки на едином казначейском счете правительства превышали 26 млрд. грн., из которых около 10 млрд. хранились в иностранной валюте. Следует отдать должное то ли Николаю Яновичу, то ли Тендерной палате, но за минувшие две недели остаток на гривневом счету сократился незначительно - до 16,5 млрд. грн. (17,1 млрд. грн. на 1 сентября с.г.). В отличие от ситуации трехлетней давности, госказна пока не опустошается массированными выбросами дополнительных объемов наличности в виде пенсий и социальных выплат.
С другой стороны, даже имеющиеся социальные выплаты уже привели к значительному увеличению количества наличных гривен в обращении. Только за три летних месяца нынешнего года в наличное обращение было выпущено 13,4 млрд., что более чем в два раза превышает прошлогодний аналог.
В принципе, рост наличных - не беда, если их инфляционный потенциал компенсируется адекватно растущим товарным предложением. Пока экономика сохраняет хорошие шансы на рост ВВП на уровне 5 - 7% по итогам года. Задел для этого - неплохая инвестиционная активность. По итогам первого полугодия инвестиции в основной капитал превысили прошлогодние показатели почти на треть (32,2%).
Бизнес успевает не только осваивать инвестиции, но и увеличивать прибыль. Возможно, ее прирост в более чем полтора раза по итогам января - июля (до 49 млрд. грн.) - отчасти лишь результат вывода из тени ранее прятавшихся доходов. Но и детенизация - тоже приятный факт.
Основные риски - угроза резкого ухудшения внешней конъюнктуры и, соответственно, падение экспорта и снижение доступности внешних займов. Кроме того, инвестиционную активность может подкосить и возможное обострение политических склок после выборов.
Инфляция, по прогнозам большинства экспертов, по итогам года все - таки не должна значительно превысить 10% (максимум 11 - 12). Правда, заслуга политиков в этом, как бы они себя ни расхваливали, ничтожно мала.
Большинство усилий нынешних чиновников, как и их предшественников, растрачивается в суете тушения пожаров, вместо их грамотной и основательной профилактики. Нынешнее правительство пока не пошло дальше своих предшественников и так и не смогло до начала отопительного сезона договориться с северным соседом о ценах на газ. Поэтому ни население, ни производители не знают, чего им ждать через несколько месяцев, не говоря уж о перспективе нескольких лет.
Приходится в очередной раз напомнить, что более чем за год Кабмин Януковича так и не удосужился утвердить долгосрочную стратегию социально - экономического развития. Что же говорить о ее обсуждении и поддержке в обществе:
Непреодолимые сомнения возникают при виде в только что поданном проекте госбюджета параметра прогнозируемой на следующий год инфляции - 6,8% (взвешенные экспертные оценки дают прогноз в диапазоне 9 - 11%). Зачем даже в предвыборном пылу выдавать желаемую инфляцию за действительную?
Похоже, высказывания и заявления как представителей власти, так и оппозиции сейчас в значительной степени диктуются законами предвыборного PR, нежели здравого смысла. Но тогда кто и когда возьмет на себя сизифов труд лечить старую хроническую болезнь - неопределенность нашей экономической политики, порождающую недоверие к власти в целом и к целям, которые она провозглашает?
Юрий СКОЛОТЯНЫЙ