Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Перевыборы как залог экономического роста страны

09:16 31.08.2007 |

Економіка

В канун выборов сбывается розовая мечта украинского бизнеса. Государство на время оставляет предпринимателей в покое. После чего экономика растет как на дрожжах

Вот уже несколько месяцев украинскую экономику пугают перевыборами. Сложился стереотип: перевыборы как элемент политической нестабильности обязательно повлекут за собой негативное влияние на экономику страны. Особенно усердны в этом плане иностранные эксперты и представители разных финансовых организаций типа Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и т.д.

Как правило, все их рассуждения можно представить следующим образом:

1. Перевыборы влекут за собой политическую нестабильность, поскольку непонятно, какой будет новая коалиция и, соответственно, экономическая политика.

2. Политическая нестабильность приводит к замедлению экономического роста, поскольку замораживается реализация крупных проектов, а иностранные инвесторы предпочитают подождать до лучших времен.

Подобные размышления вполне понятны, логичны и обоснованы. Но, к сожалению (или к счастью), лишь отчасти верны в отношении Украины, равно как и других постсоветских стран. Так, к примеру, в 2004 году в разгар президентской кампании, когда борьба за власть и политическая нестабильность достигли апогея, экономика Украины показала рекордные +12,1% роста. В 2006 году, после парламентских выборов, во время коалициады и борьбы за премьерское кресло, когда вообще планировать что - либо было невозможно, рост ВВП в мае - августе был на уровне +10%. А в нынешнем году, несмотря на разные кризисы, экономика уверено показывает +7 - 8% роста.

Безусловно, политическая нестабильность негативно влияет на крупный бизнес, поскольку не позволяет последнему выгодно продаться, привлечь инвестиции или взять иностранные кредиты под низкие проценты. Но если рассмотреть ситуацию в масштабах страны, то станет понятно, что влияние политической нестабильности на экономику страны явно преувеличено. Более того, эта самая политическая нестабильность в определенном смысле является катализатором экономического роста. Такой феномен можно объяснить, как минимум, двумя причинами.

Во - первых, выборы - это серьезное вливание денег в экономику страны. Во - вторых, во время политической нестабильности ослабевает административное давление на бизнес. Рассмотрим более детально эти два фактора.

Выборы - это, пожалуй, единственный период во времени, при котором реализуется лозунг Оранжевой революции ?Багаті поділяться з бідними?. Все те, кто несправедливо (не путать с незаконно) заработал свой первичный капитал и не прочь спрятаться за депутатскую неприкосновенность; все, кто хочет заработать миллионы на государственном лоббировании, - все эти г - да платят большие деньги за шанс пройти в парламент и, по сути, делятся своими деньгами с простыми избирателями. Так, на выборах 2006 стоимость проходного места стоила, по разным оценкам, от 3 до 5 млн.$, а сама стоимость парламентской кампании - 2006 составила от 500 до 700 млн.$. Часть этих денег дошла непосредственно до простого избирателя в виде подкупа, часть была потрачена на рекламу в СМИ, полиграфические услуги и т.д. Иными словами, крупный бизнес делится своими деньгами с представителями низшего и среднего класса. Чем не реализация лозунга "Багаті поділяться з бідними"? Звучит цинично, но такова реальность.

В этом плане достаточно показателен пример с бело - голубым майданом весной - летом 2007 года. Сотни тысяч приезжих митингующих, заработав за день 100 - 150 грн, сразу тратили их в близлежащих магазинах, что увеличивало ежедневную выручку торговцев в 2 - 3 раза. Не говоря уже о том, сколько денег заработали региональные перевозчики, представители полиграфической отрасли и т.д.

Следует отметить и тот факт, что перед выборами происходят серьезные бюджетные вливания в экономику страны. В частности, резко возрастают социальные выплаты, в срочном порядке погашаются задолженности по заработной плате. В большинстве случаев эти деньги сразу же тратятся, что увеличивает емкость потребительского рынка и улучшает финансовые показатели компаний, которые работают на нем (а это, как правило, частные предприниматели и средний бизнес).

Помимо внутреннего инвестирования во время выборов происходит еще и внешнее. Не секрет, что украинские выборы (вернее, отдельных ее участников) нередко финансируют представители российского капитала. А некоторые западные страны выделяют нашим соотечественникам гранты на всевозможные исследовательские проекты, разработка которых в избирательный период весьма активна.

Таким образом, во время выборов происходит серьезное вливание (внутреннее, внешнее и бюджетное) денег в экономику Украины, что очень позитивно влияет на мелкий и средний бизнес. По самым скромным подсчетам, экономика страны дополнительно получает $2 - 3 млрд.

Во время выборов власть, в первую очередь исполнительная, больше занята политическими играми, нежели своей непосредственной работой (так уж повелось со времен Кучмы, что карьера местных бонз больше зависит от процентов полученных на выборах партией власти, нежели от социально - экономических показателей региона). Это, по логике вещей, должно было бы негативно отразиться на экономике, поскольку некому решать насущные вопросы бизнеса. Но поскольку исполнительная власть больше занимается регулированием рынка и сбором налогов, чем его развитием и созданием благоприятных условий, то бизнес, получив во время выборов кратковременную передышку, начинает расти, как на дрожжах (ситуация 2004 года, когда бизнесменов заставляли платить налоги наперед, является скорее исключением, чем правилом).

В этом плане достаточно интересно проанализировать ситуацию на бензиновом рынке в 2005 - 2007 годах. Как известно, каждой весной, в связи с резким увеличением автомобилей на улицах и началом весенне - полевых работ, ощущается существенная нехватка топлива, и, как правило, начинается бензиновый кризис. Один из самых ярких и запоминающихся кризисов пришелся на премьерство Тимошенко в 2005 году. Напомним, что тогда желание Кабмина понизить цену бензина административными методами привело к топливному дефициту и еще большему росту цен. Подобная ситуация (только в меньших масштабах) повторилась в 2007 году, когда по тому же пути пошло правительство Януковича.

Единственная весна, при которой не было бензинового кризиса, выпала на премьерство Еханурова. Как удалось достигнуть таких результатов? Очень просто - путем невмешательства Кабмина в процесс. 22 февраля 2006 года состоялась встреча с представителями топливо - енергетического комплекса, на которой правительство пообещало не вмешиваться в работу нефтяников. Этот шаг, а также открытие границ для свободного ввоза иностранного бензина и дизтоплива, дали в результате спокойную ситуацию на топливном рынке. И все это несмотря на выборы и политическую нестабильность.

Не менее показателен и пример с ситуацией на зерновом рынке в 2006 году. Тогда Кабмин всерьез озаботился урожаем зерновых, хотя от предыдущих годов ситуация ничем принципиальным не отличалась. Для подстраховки от возможной нехватки зерна (как оказалось впоследствии, достаточно эфемерной) правительство установило квоты на экспорт зерна, причем сделало это без предупреждения участников рынка, что вызвало шок у зернотрейдеров и аграриев. В скором времени правительство отменило свое решение о квотах, но было уже поздно. Экспортеры не смогли выполнить свои контракты, Украина потеряла свои позиции на мировом рынке зерна, а аграрии не смогли продать зерно по конкурентным ценам. В результате, убытки зерноэкспортеров и аграриев оцениваются, как минимум, в 500 млн.$.

Как видим, бизнес реагирует не столько на политическую нестабильность, сколько на административное вмешательство. Более того, как только правительство начинает что - либо регулировать или "улучшать", сразу наступает кризис. За время независимости украинский бизнес научился работать в условиях постоянной политической нестабильности. Смена правительств, постоянные выборы и борьба за власть стали обычным фоном для ведения собственного дела в Украине. И даже больше - во время выборов и политической нестабильности бизнес (особенно мелкий и средний) склонен расти более быстрыми темпами, чем в обычное время. Поскольку именно в это время предприниматели получают больше свободы, а покупательская способность населения увеличивается.

Так что: да здравствуют перевыборы - залог экономического роста страны!

Алексей Мушак

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на вчора, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес