Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Повторные выборы, если они пройдут в течение полугода и не понизят деловую активность, положительно скажутся на украинской экономике

09:10 16.04.2007 |

Економіка

"Прежде всего волнует вопрос финансовой стабильности. Еще несколько дней - и финансовая система может рассыпаться как карточный домик."

"Если на протяжении двух недель политическая ситуация не нормализуется, это может привести к негативным экономическим последствиям. Уже сегодня международные рейтинговые агентства ухудшают инвестиционный рейтинг Украины, а на фондовых биржах снижаются акции отечественных предприятий."

Между этими очень похожими заявлениями - два с половиной года. Первое принадлежит бывшему президенту Украины Леониду Кучме и сделано оно было 29 ноября 2004 года в разгар оранжевой революции, а второе огласил нынешний первый вице - премьер Николай Азаров всего неделю назад.

Пока на этом все сходство и заканчивается. Заявление Кучмы прозвучало в то время, когда на улицах и площадях украинских городов стояли сотни тысяч возмущенных людей, а родственники, поддерживавшие разных кандидатов в президенты, были готовы броситься друг на друга с кулаками. К тому же тогда, после фальсификации итогов второго тура президентских выборов, оппозиция в революционном порыве решилась призвать людей забирать деньги из банков, принадлежащих олигархам:

Сегодня принципиально иная ситуация: уличные протесты проходят по четкому расписанию и скорее напоминают рутину, ограниченную рабочим днем, чем акции гражданского неповиновения. Никто ничего не блокирует и не штурмует, между ветвями власти идет диалог, причем для него совсем не нужно участие международных посредников. И главное: люди, имеющие противоположные политические взгляды, совершенно спокойно общаются в быту и делают бизнес. Политический психоз не перекинулся на улицу, а это значит, что социального и экономического кризисов можно избежать. Если во время оранжевой революции половина компаний не работала, поскольку их идейные сотрудники пропадали на майданах или просто отлынивали от работы, то сегодня деловая активность остается высокой.

Бюджетный застой>

При подготовке указа президента о прекращении полномочий Верховной Рады V созыва никто в секретариате всерьез не думал о последствиях для экономики. Лишь позднее к исключительно политическим причинам, побудившим президента распустить парламент, стали добавляться аргументы о бездействии правительства, неутвержденной стратегии, невыгодной приватизации и пр.

Сколь бы сомнительным с точки зрения Конституции ни выглядел указ и сколь потенциально опасным для экономики он бы ни был, решение распустить парламент (и, как следствие, назначить новое правительство) может оказать положительное влияние на состояние украинской экономики и динамику реформ. Для такого неожиданного вывода у нас есть все основания.

Нынешнее украинское правительство, продолжающее твердить, что будет в любом случае работать до 2011 года, похоже, само в это уверовало. Его отчеты о работе и механизм принятия решений сводятся к фразе "мы знаем, что делаем, мы обеспечим стабильность, только не мешайте нам". Ни представители других ветвей власти, ни экспертное сообщество в процесс построения экономической политики не вовлечены. Более того, в него не включились и многие члены правительства. Как и в 2003 - 2004 годах, монопольные полномочия по определению главных акцентов в экономическом развитии заключил в своих руках первый вице - премьер Николай Азаров (он также является и министром финансов). В экономическом блоке его действия частично уравновешивают вице - премьеры Андрей Клюев (его влияние распространяется на топливно - энергетический комплекс и некоторые другие сектора) и Виктор Слаута (агропромышленный комплекс). Все финансовые вопросы находятся исключительно в ведении Азарова. При этом в правительстве масса министров - исполнителей как, к примеру, Владимир Макуха (бывший министр экономики) и Анатолий Головко (министр промышленной политики).

Давно замечена склонность Николая Азарова к советской политэкономической риторике, а также работе с хорошим запасом прочности. Последнему качеству очень способствует сегодняшняя экономическая динамика. Поступления в общий фонд государственного бюджета в марте превысили запланированный объем на 3,8%, а за первый квартал - и вовсе на 6%. При этом о расходах Минфин столь громогласно не сообщает, а они не достигают 100% (даже открытые ассигнования, которые, как правило, исполняются лучше, выполнены только на 98,2%). Поэтому и идут сигналы о задержке некоторых социальных выплат. Причиной этого стали несвоевременно принятые решения о порядке выделения средств. В частности, в адрес нашего журнала поступала информация из нескольких регионов о задержке по выплатам детских пособий и помощи чернобыльцам. Вместе с тем Госкомстат зафиксировал четкую тенденцию увеличения задолженности по заработной плате, которая за первые два месяца года выросла на 11,3%, причем в секторе государственного управления - в полтора раза. Почему так происходит, правительство молчит. Это тем более непонятно, учитывая большие остатки средств на едином казначейском счете, которые превышают 13 млрд гривен.

Кроме того, ни это, ни предыдущие правительства так и не перешли к среднесрочному планированию бюджета. Большинство капитальных (инвестиционных) расходов по - прежнему откладывается на конец года, а там их надо успеть потратить в считанные недели до конца бюджетного года. Резкого увеличения инвестиционной составляющей бюджета вообще не произошло: она попрежнему незначительно превышает 20% расходов казны. Поэтому никакого поворота в сторону инновационно - инвеcтиционной модели экономики пока не заметно.

Постепенно растет налоговая задолженность бюджета. В марте и начале апреля многие предприятия сообщили о том, что не удовлетворены расчетами Госказначейства с ними. Например, 3 апреля ТНК - ВР заявила о наличии задолженности по возмещению НДС перед компаниями группы на общую сумму 64,4 млн долларов, а также 16 млн долларов - невозвращенных сумм авансовых платежей налога на прибыль. Через неделю другая нефтяная компания - "Укртатнафта" известила, что ей должны в рамках возмещения НДС 290 млн гривен. "Кроме того, мы не можем решить вопрос о возмещении суммы авансовых платежей налога на прибыль. Мы считаем, что это восемьдесят пять миллионов гривен, а налоговая - что это чуть ли не семнадцать миллионов", - заявил председатель правления ЗАО "Укртатнафта" Сергей Глушко. Просроченная задолженность по возмещению НДС по стране уже превысила 2,5 млрд гривен. С точки зрения бизнеса, правительству очков это явно не добавляет.

Ручная приватизация

Правительству удалось разблокировать приватизацию. На биржах вновь торгуются мелкие госпакеты акций, продан "Лугансктепловоз", анонсирована продажа в этом году Одесского припортового завода и "Укртелекома", причем бумаги последнего предприятия будут размещаться на международном рынке. Глава Фонда госимущества Валентина Семенюк много раз говорила, что приватизация в 2007 году пойдет по сценарию повторной продажи "Криворожстали", то есть через аукционы. Однако самая громкая продажа этого года - ОАО "Лугансктепловоз" - прошла путем проведения конкурса с фиксированными заявками. В итоге в финальной части конкурса участвовали две афилированные структуры, одна из которых предложила на 500 тысяч гривен больше, чем другая, которая вообще поставила начальную цену. Торгов, по сути, не было. Акции этого предприятия - "голубая фишка" украинского фондового рынка, а такие предприятия надо продавать максимально открыто. Вдобавок объект реализовали с массой законодательных нарушений.

Недавно разразился скандал, связанный с тем, что юридически покупатель завода и российский "Трансмашхолдинг" не являются родственными структурами. Завод купило российское ЗАО "Управляющая компания "Брянский машиностроительный завод"". Хорошо, если инвестор в конце концов окажется российским "стратегом", который сможет обеспечить луганский завод заказами, а все ведущие политические силы согласятся с тем, что завод был продан в правильные руки. Еще одна волна реприватизации Украине явно не нужна.

Исключить пересмотр прав собственности невозможно. Показательна грядущая приватизация Одесского припортового завода, изначально имеющего несколько вариантов продажи. Дискуссия завершилась после того как премьер Виктор Янукович безапелляционно заявил, что предприятие надо продать единым пакетом на "конкурсе с элементами аукциона". Однако в случае продажи завода вместе с цехами по хранению и перегрузке химической продукции и частью аммиакопровода возникает риск блокирования новым владельцем предприятия транзитных мощностей. В Фонде госимущества считают, что можно избежать этой проблемы, установив при продаже соответствующие ограничения собственнику. Возможно, потом придется ломать голову, как вернуть государству контроль над транзитом аммиака. И все потому, что анализ выгод и потерь от такой приватизации учтен не был.

Здоровая реакция рынка Представители Блока Юлии Тимошенко продолжают твердить о снижении реальных доходов граждан. Но это опровергается не только данными официальной статистики, но и сохранением высокого спроса на бытовую технику, автомобили, земельные участки. А логические построения типа "пусть за последние месяцы экономический рост составил 15%, но на 15,6% выросли цены, значит, есть реальное падение на 0,6%" всерьез принимать нельзя.

С другой стороны, Николай Азаров так и не смог пояснить, что ухудшилось в экономике со 2 апреля - даты указа президента о роспуске парламента. На сайте Минфина можно прочесть свидетельства, которые Виктор Янукович позднее изложил в интервью одному из российских изданий. В частности, по мнению правительства, в стране возник ажиотажный спрос на иностранную валюту, начали расти цены, упали котировки еврооблигаций, снизились цены акций, уменьшились поступления в бюджет.

Проверить заявления по поводу поступлений в бюджет, конечно, сложно - данных пока нет, да и считает их азаровский Минфин. Что касается валютного рынка, статистика НБУ не подтверждает наличие ажиотажа и увеличения оборота торговли валютой в первые пять дней апреля на 20% по сравнению с мартом. По данным центробанка, в марте ежедневный оборот межбанковского рынка колебался в пределах 220 - 340 млн долларов (не считая предпраздничных дней). В первые дни апреля он не превышал 340 млн долларов, а после 6 апреля не достигал и 230 млн долларов. О рынке наличных продаж каждый гражданин Украины может судить сам, для чего достаточно взглянуть на котировки в обменниках. Максимум, о чем можно говорить, так это о снижении котировок гривни на 1%. Так что ни о какой валютной панике речь не идет. Золотовалютные резервы достигли почти 23 млрд долларов - этого достаточно для четырехмесячного финансирования импорта и гораздо больше, чем все наличные в обращении.

Спрэд по украинским еврооблигациям (EMBI+Ukraine) как находился в пределах 150 пунктов, так и находится. Конечно, у иностранных инвесторов появилась настороженность, некоторые даже сообщили, что отложили инвестиционные решения. В основном это спекулятивный капитал. Но в целом инвесторы уверены, пока кризисные явления пытаются урегулировать в залах заседаний, а не на улицах, особых поводов для беспокойства нет.

Правда, на политический кризис отреагировал национальный фондовый рынок. Базовый индикатор внутреннего рынка акций - индекс ПФТС - снизился с 3 по 11 апреля на 9%. Хотя и без политического кризиса на рынке акций была достаточно высокая амплитуда колебаний. Так, в первые два месяца года индекс взлетел более чем на 50%. Несмотря на сильные колебания котировок акций, вкладчики массово не вынимают средства из инвестфондов. По данным аналитика Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Анатолия Шпанко, за 2 - 11 апреля средняя доходность открытых фондов составила минус 2,41%, что меньше снижения индекса ПФТС. В одном из открытых фондов количество вкладчиков даже выросло за этот период на 5%.

Динамика банковских вкладов пока стабильна. Люди несут деньги на депозиты, однако на всякий случай, чтобы не допустить оттока вкладов, банкиры собираются увеличить число разнообразных акций и поднять рекламные расходы. Некоторые финучреждения готовы незначительно поднять и процентные ставки по вкладам.

От заимствований за рубежом участники рынка пока воздерживаются, считая, что такие займы обойдутся дороже. Хотя и признают, что разница составит лишь десятые доли процента. Масла в огонь подлило заявление правительства, подхваченное членами коалиции, о снижении кредитного рейтинга. На самом деле рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило только прогноз рейтинга. О том, что Украина потеряет инвестиционный рейтинг, речь вообще не идет: наша страна его никогда не имела (нынешний рейтинг по долгосрочным заимствованиям в инвалюте на три позиции ниже самого низкого рейтинга инвестиционного уровня).

Виктор Янукович также заявил, что существует угроза срыва переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО. На самом деле эта угроза связана не столько с роспуском парламента, сколько с тем, что наша страна никак не может завершить переговоры с Киргизией по двустороннему протоколу. Кроме того, нас еще ожидает новая коррекция законодательства, поскольку, изучив принятые Украиной в рамках "пакета ВТО" законы, рабочая группа посчитала не все из них совершенными. В частности, коррекции подвергнется законодательство о генетически модифицированной продукции, фитосанитарном контроле, интеллектуальной собственности, а также доступе нерезидентов на финансовый рынок. Именно эти заминки, а не откладывание министром торговли США Карлосом Гутьерресом визита в Украину, тормозят вступление страны во всемирный торговый клуб.

Решить вопрос о власти

Даже если политическая ситуация не будет развиваться по радикальному сценарию, указ о досрочных выборах имеет один очень важный отрицательный момент. С начала апреля предметом торга между политическими силами выступает не концепция экономического развития Украины, к примеру, вопросы собственности на землю, как это было еще несколько недель назад, а исключительно политические аспекты. Это отбросило земельную, налоговую, пенсионную и прочие реформы за пределы повестки дня. Верховная Рада с нынешней сомнительной легитимностью такие законы принимать просто не станет, а если и примет, то от этого бизнесу будет только хуже, поскольку он окажется перед дилеммой каким законодательством руководствоваться. Выиграют лишь мошенники. А еще подрастет инфляция, ведь перед выборами правительство вновь будет активно наращивать социальные расходы.

Уже совершенно ясно, что досрочные выборы не пройдут ни 27 мая, ни в двухмесячный срок (иначе это будет не всеукраинское волеизъявление). Вероятно, что политический кризис и решение вопроса о власти затянутся на полгода. Но, исходя из событий весны - лета прошлого года, для экономики это не является трагедией - бизнес уже давно научился работать в условиях политической неопределенности. Да по большому счету, была ли эта определенность раньше? Ведь правительство много месяцев откладывало принятие программы своей деятельности.

Заинтересован в скорейшем решении вопроса о власти и крупный бизнес. Ему нужен рост капитализации собственных активов - либо для дальнейшего развития, либо для продажи. Поэтому всем ветвям власти необходимо признать, что с экономикой у нас относительный порядок, но есть острый политический кризис, который нужно разрешить как можно быстрее. По предварительным данным, экономический рост по итогам первого квартала ожидается на уровне 8%. На прошлой неделе международные финансовые организации улучшили прогноз роста реального ВВП Украины. "Эксперт" сохраняет свой прогноз этого показателя на 2007 год на уровне 6%.

Экономика обладает длительной инерцией, так что нынешний тренд может долго сохраняться. Поэтому выискивать ежедневные или ежемесячные колебания в динамике ВВП в зависимости от каждого конкретного события не стоит. Тем более что самая сильная корреляция динамики национальной экономики исторически наблюдается не с общественно - политическими событиями, а с мировыми ценами на черные металлы (см. график). Кстати, в нынешнем марте они находились на рекордно высоком уровне, вдвое превысив уровень цен 1997 года и в полтора раза 2005 - го.

Четыреста миллионов гривен (хотя на самом деле меньше) на выборы Украина может себе позволить. Ежегодное уточнение размера валового внутреннего продукта на порядок превосходит эту цифру. Страна теряет сотни миллиардов гривен ВВП и миллиарды долларов иностранных инвестиций от некачественной и непредсказуемой экономической политики - вот главная задача, которую необходимо решить в первую очередь. Ни в 2005 - м, ни в 2007 - м сильная исполнительная власть не стала залогом реформ, поэтому политикам нужно не столько делить полномочия, сколько добиваться того, чтобы ни одна из ветвей власти вместе с оппозицией не чувствовали себя прижатыми к стенке.

Вероятно, Партия регионов сохранит за собой власть и после досрочных выборов. Для бело - голубых роспуск парламента - это желтая карточка, указывающая, что нельзя откровенно игнорировать мнение общества, малого и среднего бизнеса. Опыт оранжевого правительства, которое в 2005 - м всех слышало, но не слушало (что обернулось резким замедлением экономики и нарастанием политических противоречий), должен стать им уроком. В этом и состоит главное значение президентского указа для экономической политики страны.

Андрей Блинов

В подготовке материала принимала участие Виктория Ковалева

За матеріалами: Эксперт.UA
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес