Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Согласно правительственной программе, 75% сельсоветов и около 10% райсоветов потеряют право составлять собственные бюджеты

16:51 06.04.2007 |

Економіка

Минфин наконец решился озвучить суть готовящегося реформирования взаимоотношений между центральным и местными бюджетами, о котором власть отзывается как о панацее от хронического недостатка средств на местах. На днях проект Концепции реформирования местных бюджетов на период до 2011 года был обнародован на официальном сайте министерства. Прописанные в документе намерения полностью противоположны озвученным ранее декларациям. Вместо денежного дождя, который правительство обещало пролить на регионы, местные власти собираются еще больше ограничить в праве распоряжаться казенными финансами. Хотя основной целью предлагаемых новаций по - прежнему называется увеличение финансовой свободы местных бюджетов и улучшение их платежеспособности. И для этого власть даже собирается ежегодно повышать удельный вес местных бюджетов в сводном бюджете страны на 1 - 2%.

Пока такая динамика была обеспечена во многом за счет изменения правил налогообложения. Согласно данным Минфина, удельный вес доходов местных бюджетов в сводном бюджете этого года увеличится с 36 до 43,5%, что государственные финансисты преподнесли как приближение к европейским стандартам. Однако стоит учесть, что достигнуто это было за счет ожидаемого увеличения сбора по налогу с доходов физлиц, поступления от которого составляют львиную долю всех доходов региональной казны. В свою очередь, рост поступлений подоходного налога объясняется тем, что с 1 января сего года ставка этого налога увеличена с 13 до 15%, что дополнительно даст бюджетам на местах в общей сложности около 4 млрд. грн. Свою лепту в наполнение местного бюджета должно внести и повышение с 1 апреля минимальных зарплат - чем выше зарплата, тем больший налог с нее будет взиматься.

Кабмин собирается и дальше корректировать налоговые правила ради светлого будущего местных бюджетов. Но теперь речь идет не о повышении налоговых ставок, а о перераспределении сумм, собираемых от бюджетообразующих налогов. А именно, проект концепции оговаривает возможность передачи региональной казне части налога на прибыль. Это положение удалось пробить Ассоциации городов Украины (сейчас обсуждается возможность передачи местным бюджетам 10 - 15% налога на прибыль, причем, уплачивать его будут не по месту регистрации офиса, а по месту расположения производственных активов). Для властей на местах это могло бы стать существенным подспорьем. Скажем, исходя из собранного в прошлом году налога на прибыль на местах могло бы осесть до 3 млрд. грн. (для сравнения: дотации выравнивания составили около 16 млрд.). Однако, во - первых, столь широкий жест власти спасет далеко не все регионы - выгоду могут получить лишь индустриально развитые города. Во - вторых, Минфин вовсе не собирается упускать ситуацию со сбором налога из - под контроля. В министерстве поясняют, что средства не сразу же будут зачисляться в местный бюджет - сперва вся сумма собранного налога на прибыль будет аккумулироваться в госбюджете и лишь затем часть средств станут переводить на места, что частично нивелирует изначальную идею. Ведь в таком случае непонятно, чем такая операция будет отличаться от практикуемых ныне дотаций. Впрочем, отличия все же есть - таким образом можно будет законно увеличить финансирование восточных и центральных областей страны. При этом больше всех пострадает Киев, где зарегистрировано большинство крупнейших компаний Украины. После этого нововведения огромная часть поступлений будет идти мимо столичной казны.

И если дополнительный источник дохода получат не все, то расходы будут увеличены для каждого местного бюджета. Так, концепция предусматривает переход ПТУ и некоторых вузов (в частности сельхоз - и пединститутов) на финансирование из местных бюджетов. И это притом, что только финансирование профтехучилищ обходится бюджету в более чем 1 млрд. грн. Кстати, в этом году подобный эксперимент по передаче ПТУ на местное финансирование решили провести в Киеве, Харькове и Львове. В итоге только в Харькове местный бюджет сумел выделить только 105 млн. грн. при прошлогоднем финансировании в 165 млн. Аналогично на финансирование из местных бюджетов планируется передать и ведомственные больницы, которые ранее финансировались за счет средств, выделенных из госбюджета министерствам и ведомствам. Так, содержание больниц МВД обходится бюджету в 16 млн. грн., больницы "Укрзализныци" тянут на 275 млн. грн.

То, что концепция прописывалась исходя из региональных предпочтений ныне правящей власти, подтверждает и еще один факт. Документ предлагает внедрить так называемые дополнительные корректирующие коэффициенты при определении уровня дотаций местным бюджетам. Эксперты считают, что именно это позволит перейти на ручное финансирование местных бюджетов и станет так называемым "политическим коэффициентом". Области в зависимости от политической силы, стоящей у руля, смогут получать необоснованно больше дотаций, но доказать это будет практически невозможно. Помимо этого, при расчетах может быть использован и экологический коэффициент (его в концепцию пропихнули власти Донецка) - чем хуже экологическая ситуация в регионе, тем на больший объем средств из госбюджета может рассчитывать местная казна. "Я видел расчеты этого экологического коэффициента по областям и обратил внимание на следующее. Есть два граничащих между собой района в Донецкой и Луганской области, и там, и там работают одинаковые шахты. Но при пересечении границы областей коэффициент уменьшается в два раза", - рассказал эксперт по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины Юрий Ганущак. В такой ситуации можно только представить себе, как будут разниться расчеты для более удаленных на запад областей.

Но самое интересное предложение (его инициировали местные власти Киевской и Донецкой областей) - это идея "на добровольной основе" отказаться от формирования собственных бюджетов населенным пунктам, где доля дотаций выравнивания превышает 70%. Им предлагают перейти на планирование на районном уровне. Другими словами, если у села нет своих доходов, то и бюджет им не положен - пусть живут на то, что им выделят районные чиновники из общего бюджета. Таким образом, власть готова сделать региональной элите щедрый подарок, сконцентрировав под ее крылом управление финансовыми потоками. Кстати, если это правило заработает, без бюджета могут оказаться не только сельсоветы, но и некоторые города. Если посмотреть планы на этот год, то ряд районных центров (Александрия, Изюм) почти добрались до такого показателя, а, к примеру, Кировск уже который год более чем на 70% живет за счет дотаций из госбюджета (в 2007 году доля дотаций составит 72,6%). Что касается сел, то, по словам Юрия Ганущака, 75% их бюджетов попадают под вышеуказанный критерий.

В принципе это предложение по своей сути является антиконституционным, так как одним из основных признаков органа местного самоуправления является возможность формировать свой бюджет. Но кто вспоминает о законе, когда речь идет о дележе казенных денег.

Виктория Подолянец

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6688
 0,0673
0,17
EUR
1
42,4972
 0,0563
0,13

Курс обміну валют на сьогодні, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4063  0,03 0,07 39,9633  0,02 0,05
EUR 42,2488  0,03 0,08 43,0083  0,01 0,02

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6900  0,10 0,25 39,7100  0,10 0,25
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес