Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Капитальные" опасности для финансовых "неженок" (Как проводить экономическую политику так, чтобы не вызвать банковский кризис?)

11:24 11.12.2006 |

Економіка

Уже продолжительное время в аналитических кругах идут споры о том, является ли чрезмерная кредитная активность отечественных банков, признание некоторых из них неплатежеспособными, а также другие факторы предвестниками возможного банковского кризиса в Украине? В истории Украины они случались неоднократно. Чаще всего совпадали с особо острыми кризисами в экономике, как, например, это было в 1998 году. Тем не менее банки разорялись и в периоды относительной устойчивости. Поэтому безотносительно того, есть ли у нас реальная угроза кризиса в будущем или нет, тема остается актуальной...

Вопросы без ответов

Большинство дискуссий о банковских кризисах начинается с изучения характеристик потерявших платежеспособность финансовых институтов. Часто оказывается, что институты - банкроты плохо управлялись, а в некоторых случаях даже становились инструментами прямого мошенничества. Однако все эти исследования не затрагивали природу крупного кризиса, при котором подвергается опасности существенная часть банковской среды.

Хрупкие финансовые системы, такие как в Украине, усложняют проведение макроэкономической политики и по другим направлениям. Так, например, выбор темпа снижения инфляции. Быстрое замедление инфляции может повлечь высокие процентные ставки и медленный рост денежного предложения, особенно если быстрое снижение инфляции вызывает меньше доверия, чем менее быстрое.

Анализируя ситуацию в ретроспективе, можно, как правило, указать на традиционные пробелы в украинской системе регулирования, которые позволили совершить ошибки или преступления. Банки - очень "нежные" институты, и финансовая система любой страны (Украина - не исключение) весьма уязвима для самых пустяковых шагов власти. Судьба каждого отдельного банка определяется инвестиционными и финансовыми решениями его руководства, на которые оказывают влияние требования органов надзора и регулирования. В первую очередь - Нацбанка.

Посему стоит задуматься, насколько адекватна структура банковского регулирования и надзора в Украине? И служит ли нестабильность фискальной политики источником шоков для финансовой системы? К сожалению, как мы уже говорили, деньги - настолько тонкий инструмент, что даже разговоры о необходимости кардинального изменения правил игры (не подкрепленные делами) негативно влияют на поведение вкладчиков.

В ряде стран, и Украина здесь не исключение, дестабилизирующим фактором в значительной степени является структура государственного внутреннего долга. Здесь возникает вопрос, как можно выстроить политику в области государственного долга таким образом, чтобы избежать большой нагрузки на отечественную банковскую систему?

Наконец, смею предположить, что существующий в Украине фактический режим привязки гривни к доллару тоже может способствовать пусть и маловероятному, но все же хотя бы теоретически возможному банковскому кризису. Ибо доллар в силу специфики проводимой американскими властями политики может выкинуть достаточно оригинальный фортель (да и выкидывает порой). Кстати, привязка гривни к евро - тоже не лучшее решение проблемы. С точки зрения автора, стоило бы задуматься либо о привязке к корзине валют (все - таки их движение обычно взаимно противонаправлено, в силу чего можно рассчитывать на нивелирование резких колебаний), либо, что лучше, - о режиме свободного курсообразования.

Какой курс выбрать?

Чтобы глубже понять проблему курсообразования, рассмотрим, как банковская система Украины может приспособиться к неблагоприятному внешнему воздействию (например, резкому изменению конъюнктуры рынка стали) при фиксированном обменном курсе. В теории возникающий в результате экономического шока дефицит платежного баланса страны приведет к падению внутреннего денежного предложения и росту процентных ставок. Чем выше процентные ставки, тем труднее отечественным заемщикам будет обслуживать свои долги перед банковской системой Украины. А сокращение банковского кредита, которое сопровождает падение денежного предложения, в свою очередь окажет дополнительное давление на заемщиков и, следовательно, на те же украинские банки. В дополнение к этому - неблагоприятная внешняя конъюнктура сама может вызвать ухудшение качества банковских активов. например, вполне логичное снижение капитализации отечественных металлургических заводов, следствием чего станет снижение стоимости заложенного под кредиты в банках имущества.

Механизмы приспособления при гибком обменном курсе имеют важные отличия. В таком случае внешнеэкономический шок приведет к снижению обменного курса гривни и росту уровня внутренних цен. Это снизит реальную стоимость банковских ссуд до уровня, при котором они могут быть фактически оплачены, одновременно уменьшая реальную стоимость банковских обязательств в той степени, которая требуется для сохранения платежеспособности украинских банков.

Из этого следует, что приспособиться при гибких обменных курсах будет существенно легче и менее травматично для национальной банковской системы, чем при фиксированном, привязанном к какой - то иностранной валюте курсе. При фиксированных курсах на банковскую систему оказывается невыносимое давление. А если приходится делать выбор между сохранением финансовых учреждений и режимом обменного курса, то, вероятно, важнее спасать банки, а уж потом - держать курс гривни.

Есть еще два важных момента. Во - первых, при высокой степени долларизации отечественной финансовой системы снижение обменного курса соответственно меньше воздействует на реальную стоимость финансовых активов и обязательств. Во - вторых, в долларизованной экономике, где фиксация обменного курса вызывала доверие, структура активов и обязательств будет отражать ожидания стабильности обменного курса и, как следствие, вызовет накопление номинированных в долларах долгов. Это сделает приспособление к изменению обменного курса особенно разрушительным для платежеспособности банков, так как значительный курсовой риск будет скрыт в форме кредитного риска.

Роль и место капитала

В числе причин, которые могут породить банковский кризис, специалисты прежде всего называют неконтролируемые кредитные бумы. На сегодняшний день нечто подобное происходит и в Украине: кредитов выдается гораздо больше, чем возвращается. Экономика как бы перенасыщена взятыми в долг деньгами. Подробно на эту тему мы уже писали в предыдущих номерах, поэтом сегодня поговорим о другом аспекте этой проблемы.

Но прежде - вопрос. В чем специфика банков? Почему банковская индустрия так склонна к кризисам и почему возникает особая заинтересованность в предупреждении и разрешении таких кризисов? Дело в том, что банки работают как рычаг. Управляя своими инвестициями, они подвергают риску чужие деньги. Из того факта, что банки используют заемные средства, следуют два важных вывода. Во - первых, капитал играет роль "буфера" между экономическими шоками и банкротством. Во - вторых, излишняя доброта Нацбанка по отношению к недокапитализированным банкам не позволяет им держать удар. Здесь надо заметить, что капитал банка может рассматриваться как буферный запас, который позволяет ему выдержать шоки качества активов без потери платежеспособности.

Я это говорю к тому, что именно капитал и ничто другое является важнейшим стратегическим запасом для банков, причем величина требуемого капитала зависит от изменчивости среды, в которой банк действует. И здесь должен сделать одновременно комплимент и замечание Нацбанку - столько лет последовательно бороться за приведение капитализации украинских банков к более или менее приближенным к европейскому уровню в 5 миллионов евро, и в последний момент отступить, дав невероятную по времени поблажку едва ли не на три года! Это непоследовательно. Кто может гарантировать, что подобное послабление не приведет к банкротству, скажем, десятка небольших украинских банковских учреждений?

Наша реальность обусловливает большую нестабильность доходов и величины собственного капитала украинских банков, чем в индустриальных странах. Тогда возникает вопрос: подходят ли стандарты адекватности капитала Банка международного развития (Базель - 2) для нашей страны? Или банки Украины должны быть более капитализированы, чем банки в индустриальных странах? Какие последствия для структуры банковского регулирования и надзора в Украине вытекают из существования высокой нестабильности макроэкономической среды в нашей стране? Пока однозначного ответа на эти вопросы нет.

Искусство видеть непредвиденное

Ну и, наконец, наиболее уязвимая тема - форс - мажоры. Трудно припомнить крупный банковский кризис, в котором не было бы какого - то внезапного негатива. Скажем, опыт 1998 года в России показывает, что причиной стал отказ правительства от обслуживания внутреннего государственного долга. Он привел к тому, что многие банки, проводившие отнюдь не рискованную кредитную политику, попали в тяжелое финансовое положение.

Возможны и другие форс - мажоры, которые могут принимать разнообразные формы и различными путями воздействовать на платежеспособность банков. Крупный спад экономической активности, ухудшение условий торговли или другие неблагоприятные экономические моменты снижают прибыльность заемщиков. Некоторые из них оказываются неспособными обслуживать свою банковскую задолженность; таким образом, хорошие ссуды превращаются в проблемные. Латание дыр может потребовать внезапного сокращения банковских балансов с неблагоприятными последствиями для "здоровья" заемщиков и, следовательно, банков.

Есть и другой вариант возникновения проблемы. Например, в течение определенного периода, предшествовавшего чилийскому банковскому кризису, банкам было позволено осуществлять займы в иностранной валюте, но запрещено принимать на себя курсовой риск. В результате требовалось, чтобы кредиты, финансируемые за счет иностранных заимствований, были деноминированы в иностранной валюте. Предполагалось переместить валютный риск с банков на предприятия, которым банки предоставили кредиты. Но после неожиданной девальвации многие фирмы обнаружили, что неспособны выплатить свои кредиты вовремя и в полном объеме. Следовательно, курсовой риск, с которым сталкивались нефинансовые организации, был фактически в существенной степени перенесен на банковскую систему в форме кредитного риска. Казалось бы, ничего непредсказуемого в этой ситуации нет, ее можно было просчитать заранее. Но экономика порой бывает капризной, как избалованный ребенок.

Вячеслав БУТКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес