Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Глава Совета предпринимателей Украины Ксения Ляпина не ждет от правительства системных реформ

18:08 19.10.2006 |

Економіка

10 секунд на чтение

В интервью Контрактам Ксения Ляпина рассказала о том, что:

1) в обойме Азарова нет самостреляющих патронов

2) Кабмин строит экономическую модель по принципу "этому дам - этому не дам"

3) СЭЗ и ТПР будут возрождать в ручном режиме

В законопроекте о госбюджете - 2007 нет статей, затрагивающих упрощенную систему налогообложения. Правда ли, что Кабмин инициирует ее отмену?

- Правительственные инициативы касательно упрощенки до конца не ясны. Параллельно с законопроектом о госбюджете Кабмин подал на рассмотрение ВР программу социально - экономического развития. Среди прочего в программе зафиксировано желание сохранить упрощенку исключительно для физических лиц. Это намерение, безусловно, настораживает, хотя и не является прямой угрозой для сотен тысяч субъектов малого бизнеса - даже если ВР поддержит программу Кабмина, на упрощенной системе налогообложения это не отразится. Изменить ее можно только на законодательном уровне.

Есть, правда, правительственное распоряжение, согласно которому до 1 января Минфин должен разработать очередной законопроект об упрощенной системе. Но его обсуждение с предпринимателями, рассмотрение в ВР и принятие - дело не одного месяца. Таким образом, реальной угрозы для упрощенцев нет, есть информационная волна, которая должна их мобилизовать.

Какие налоговые новации будут имплементированы в следующем бюджетном году?

- Кабинет Януковича подошел к разработке фискальной составляющей проекта госбюджета предельно просто - вопреки традиции, не стал корректировать действующее налоговое законодательство, а... предложил на один год ввести отдельные нормы права. Все налоговые новеллы сосредоточены в статье 9 законопроекта, которую мы при принятии госбюджета, скорее всего, изымем.

Каким образом? Разве Кабмин не опирается на парламентское большинство?

- Коалиция - это хорошо, но один авторитетный регионал уже заметил, что парламент - не филиал правительства. Чем сильнее Азаров давит на депутатов Партии регионов, тем с большей силой выпрямится пружина. Не все регионалы из Донецка - есть николаевские, запорожские, луганские, крымские, харьковские. И для всех очевидно, что правительство не настроено на системные реформы. Николай Янович, где только было возможно, заложил предпосылки для ручного управления. Не только структура расходов, но и те же налоговые новации свидетельствуют о том, что в основу инновационно - инвестиционной экономической модели, разрекламированной Азаровым, положен принцип: "этому дам - этому не дам".

Типичный пример - идея определять в 2007 году сумму кредита по НДС, исходя не из договорных, а из так называемых обычных цен. Нет, я не спорю, на Западе, где есть цивилизованные биржи, можно выбрать некий ценовой эталон и ориентироваться на него. Но в Украине все цены контрактные, какая цена обычная, а какая нет - объективно не определишь. И если государство начнет этим заниматься, то для кого - то обычная цена из расчета на единицу сырья будет, к примеру, 500 грн, а для кого - то - 250. Соответственно будут отличаться и суммы, заявленные на возмещение переплаченного НДС.

А у несогласных при возмещении НДС возникнут проблемы. Не так ли?

- И не только при возмещении. Проблемы могут возникнуть даже у тех, кто не будет на него претендовать. Просто в конце отчетного периода на предприятие придет инспектор с претензией, мол, обязательства по НДС подсчитаны неправильно. Долг - такой - то, пеня - такая - то, решение вопроса - столько - то. Естественно, это все не будет иметь ничего общего с конкурентным рынком. Просто у налоговой в случае необходимости появится возможность довыполнить план налоговых поступлений. Обратите внимание, Кабмин определял объем доходов по НДС с учетом обложения по ставке 20% импортируемого газа. Вероятно, что эта ставка, по итогам переговоров с Россией, будет нулевой, а недостачу правительство покроет за счет других плательщиков. Область не выполняет план поступлений по НДС - налоговая применяет обычные цены.

Дальше - круче. В 2007 - м Кабмин планирует обязать плательщиков НДС предоставлять налоговой, помимо отчетности, расшифровки транзакций в разрезе контрагентов. Таких транзакций в стране миллионы! Вам чек в торговом центре выбили - уже транзакция, а предприятие выбивает тысячи таких чеков ежемесячно. Вряд ли налоговикам нужна эта информация. А вот руководителям торговых компаний придется как минимум нанимать людей для подготовки таких расшифровок. Причем усаживать за такую работу хороших бухгалтеров не будут - дорого. Дешевле нанять влюбленных, а оттого невнимательных девочек, которые обязательно наделают ошибок, что, естественно, усложнит отношения предприятий с налоговыми органами.

Расшифровки позволят четче контролировать поступления по НДС. Разве нет?

- Понятное дело. Но на практике налоговая служба, скорее всего, будет использовать расшифровки выборочно. В случае необходимости всегда можно будет накрыть цепочку "чужих пацанов", а злоупотребления своих не заметить. Причем неприятности могут возникнуть даже у бизнесменов, которые не будут выводить НДС из бюджета.

Какие, например?

- Есть риск, что налоговая служба будет попросту сливать информацию о предприятиях их конкурентам. Лично мне кажется, что налоговики должны собирать консолидированные, а не точечные сведения. Да и вообще, зачем расшифровывать миллионы транзакций? Чтобы найти несколько десятков и без того всем известных однодневок?

Инициирует ли Кабмин изменения в системе госзакупок?

- Системного реформирования не предвидится. По моим данным, правительство настроено вернуть тендерные потоки под контроль своего органа. Депутаты возражают, и мы докажем эффективность внешнего контроля со стороны Счетной палаты, независимого от правительства Антимонопольного комитета и Тендерной палаты Украины. Последняя, чтобы там кто ни говорил, не выполняет несвойственных общественной организации государственных функций.

А разве предоставление выводов, разрешающих госструктурам проводить закупки у одного участника, не является функцией государства?

- В том, что желающие провести тендер по неконкурентной процедуре должны идти и просить вывод Тендерной палаты, нет ничего предосудительного. На мой взгляд, тендеров с одним участником не должно быть в принципе, разве что в случае стихийного бедствия.

Как отразится на доходах госбюджета выборочная реинкарнация СЭЗ и ТПР?

- Об этом лучше спросить Азарова со товарищи. В законопроекте о госбюджете речь идет о возврате всех льгот, в том числе по налогу на прибыль и по таможенным пошлинам, что разрушает конкурентный рынок. Также обращает на себя внимание тот факт, что льготами смогут воспользоваться только те субъекты спецзон, которые зарегистрируют свои проекты в Минэкономики, согласно методике, утвержденной Кабмином. Это явная предпосылка для реинкарнации СЭЗ и ТПР в ручном режиме.

Причем в действительности из всех льгот, которыми пользуются субъекты спецзон, только одна имеет непосредственное отношение к развитию экономики - нулевая ставка НДС при импорте инвестиционного оборудования и комплектующих. Обновляя основные фонды, многие компании вынуждены брать кредит для покупки оборудования и... уплаты НДС при импорте. Понятно, что ни один банк не станет кредитовать предприятие, у которого возникают короткие бюджетные обязательства в размере 20% от суммы займа.

Со времен правительства Тимошенко мы пытаемся пролоббировать нормы, позволяющие всем без исключения импортировать оборудование без уплаты НДС. К сожалению, безрезультатно. Вместо того чтобы поддержать эту инициативу (я уверена, что нецелевой импорт можно легко предотвратить на уровне утверждения соответствующих проектов и ограничений УКТ ВЭД), Кабмин предлагает сократить срок использования налоговых векселей по НДС при импорте с шести до трех месяцев. Невзирая на то что изношенность основных фондов в большинстве отраслей - порядка 70 - 80%.

Есть ли, по вашей информации, перекос при возмещении в пользу предприятий Донецкой области?

- Перекос, о котором говорил экс - министр финансов Виктор Пинзеник, отмечая явное перевыполнение плана по возмещению НДС в Донецкой области, возможно, и есть. Наверняка могу сказать, что в ряде областей ситуация с возмещением НДС просто непроходимая, хотя отдельные бизнесмены обращают внимание на то, что размеры откатов снизились с 20 до 10 - 15%.

Правда ли, что с назначением Николая Азарова на пост первого вице - премьера и министра финансов налоговая возобновила практику выполнения фискальных планов по штрафам и санкциям?

- Я об этом пока ничего не слышала. Сейчас налоговой не до этого, там меняются кадры, зампреды притираются друг к другу и к руководству... Радует тот факт, что в законопроекте о госбюджете - 2007 статью доходов "штрафы и санкции" заменили статьей "другое". Вряд ли это изменение формы приведет к изменению содержания, но шаг, безусловно, позитивный. Равно как и предоставленная бизнесменам возможность увеличить капитализацию основных фондов на 10% их балансовой стоимости. Хотя, на мой взгляд, от ускоренной амортизации (для всех, а не для избранных) было бы больше пользы.

Как вы полагаете, Анатолий Брезвин самостоятелен в своих действиях?

- Брезвин - это не Ярошенко, но вряд ли в обойме Азарова есть самостреляющие патроны. Например, министр экономики Макуха - грамотный специалист, но Николай Янович и на него имеет влияние.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, Наталия ГУЗЕНКО, фото Светланы СКРЯБИНОЙ

За матеріалами: Контракты
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3561
 0,0408
0,10
EUR
1
42,3983
 0,0624
0,15

Курс обміну валют на вчора, 11:07
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,2960  0,04 0,09 39,8444  0,03 0,07
EUR 42,2200  0,04 0,10 42,9672  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4300  0,05 0,13 39,4500  0,01 0,03
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес