Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Свободные экономические зоны: мировой опыт и украинские реалии (Kак можно называть успешной СЭЗ "Донецк" образца 2004 года, если ни один крупный иностранный инвестор в нее не пришел)

17:23 22.09.2006 |

Економіка

Уже стартовал новый бюджетный процесс, который принес стране много интересного. Достаточно вспомнить, сколько шуму и крику было вокруг инициативы Кабмина ограничить разовые выплаты при рождении ребенка, а также отказ от выплат пенсий по выслуге лет лицам, которые еще не достигли пенсионного возраста, хотя и проработали более 25 лет. Сюда же добавим повышение налога на доход физлиц с 13% до 15%.

Однако это всего лишь игры и попытка отвлечь общественное внимание от более важных инициатив, а именно возврата к свободным экономическим зонам. Тезис " Без СЭЗ нам жизнь не мила" был высказан Азаровым, когда он был еще скромным главой бюджетного комитета (даже страшно подумать, что нас ждет с таким вице - премьером в дальнейшем). Причем Николай Янович потребовал СЭЗ в том виде, в которым они существовали до 28 марта 2005 года.

Как аргумент использовался, и будет использоваться тезис " Весь мир (Китай, Индия и др.) привлекает инвестиции и стимулирует производство через свободные экономические зоны, почему мы не делаем так". Конечно, умные люди понимали, что СЭЗ в украинских реалиях это далеко не тоже что в мировой практике. Однако были всего лишь единичные попытки сделать сравнительный анализ и выяснить, что такое успешное СЭЗ и что предлагают нам. Заполнить этот позорный пробел - как раз и является задачей данной статьи.

Прежде чем перейти к обобщению мирового опыта, напомним некоторые интересные особенности СЭЗ образца 2004 года:

Право на беспошлинный импорт в зону сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации экспортного производства

Хорошая идея: для того чтобы товар был конкурентным, поможем производителю дешевым сырьем. На практике идея приобрела ужасные очертания. Так, к примеру, в Донецкую СЭЗ беспошлинно завозилось мороженое мясо (как правило, сомнительного качества) для изготовления из него мясных изделий. Вроде бы все чудесно, из мяса должны были получать мясопродукты (паштет, колбасу и т.д), однако ушлые предприниматели ничего не думали делать. На партию мяса ставилась бирка " Made in Ukraine" и товар поступал на украинский рынок, вытесняя отечественных производителей. Чиновникам давался откат, и все оставались довольны. Помимо украинского рынка мясо контрабандой попадало в соседнюю РФ, что, собственно говоря, стало одной (конечно не главной, но существенной) из причин мясного противостояния между Украиной и Россией.

Уменьшение ставок налогообложения

Тоже хорошая идея - мол, нужно стимулировать предприятия. Однако все это приводило к тому, что донецкие компании имели конкурентные преимущества перед всеми остальными. Так кондитерские компании АВК (владелец Владимир Авраменко) и Конти (владелец Борис Колесников) платили меньше налогов, чем Roshen ( владелец Петр Порошенко). Лично мне нравиться продукция Конти, но почему у кого - то по непонятным причинам должны быть привилегии, особенно если компании работают на одном и том же рынке.

Замечу, что, несмотря на то, что закон "Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" был принят еще в далеком октябре 1992 года, Украина до сих пор не стала раем для инвестиций. Значит, что - то делается не так. Помимо этого, как можно называть успешной СЭЗ "Донецк" образца 2004 года, если ни один крупный иностранный инвестор в нее не пришел.

Кстати, почему - то считается, что налоговые льготы единственный способ заманить инвестора. Это далеко не так. К примеру, если сейчас вице - премьер Азаров заявить, что Украина создает Силиконовую долину и hi - tech компаниям будут предоставлены невероятные льготы - все равно никто из мировых монстров не придет. Можете даже не пробовать, все равно ничего не получится.

Теперь перейти к главному, а именно к мировому опыту. Согласно исследованиям консалтинговой компании McKinsey, проведенным в 103 странах, специальные режимы, стимулы и льготы не имеют решающего значениями при принятии решения о совершении инвестиций. Мало того, льготы зачастую не влияют на объем инвестиций, а лишь снижают эффект от них, поскольку инвестиции были бы сделаны в любом случае. В данном контексте показательный пример завода Volkswagen в Закарпатье (выпускает Skoda) и совместного предприятия Уркпроминвест и ISUZU в Черниговской области (выпускают автобусы Богдан). Иностранцам отказали в льготах, которыми они пользовались ранее. Вроде бы ситуация ясна, нет льгот - нет и производства. Однако никто не ушел с перспективного рынка Украины, даже более того, как у Volkswagen та и в ISUZU грандиозные планы инвестирования денег в нашу страну. Это еще раз подтверждает тезис, что льготы не являются залогом привлечения инвестиций.

От опровержения мифов о льготах, перейдем, собственно говоря, к сути - а что же именно является залогом привлечения больших инвестиций. По данным консалтингового агентства, основными з для инвесторов является наличие рынка сбыта и качественная инфраструктура.

Рынок сбыта

Одни из самых больших инвестиций (примерно $3,5млрд, а за 2006 год $1,6 млрд.) за годы независимости Украины сделали как ни странно операторы мобильной связи. Нужно отметить, что никаких льгот Kyivstar, UMC и другим операторам не было сделано, даже более того в свое время был принят закон о бесплатных входящих звонках, против которого резко выступили все участники мобильного рынка. Подобная ситуация не идет ни в какое сравнение с металлургами, которым правительство все время поддерживает штаны, а они все никак не торопятся инвестировать в модернизацию производства.

Основной причиной больших инвестиций в развитие мобильной связи стало наличие крупного рынка сбыта. В Украине проживает около 50 млн. человек, а доходы населения каждый год увеличиваются примерно на 20 - 30%. Все это стало катализором ежегодного увеличения рынка мобильной связи примерно на 100%.

Благодаря этому в нашей стране сложилась уникальная ситуация, когда на рынке мобильной связи работает сразу 5 операторов. К примеру, в Великобритании их 4, в Италии и Испании по 3. Также благодаря наличию крупного рынка сбыта, в Украину пришли инвесторы в автомобильную промышленность (Kia Motors, Hyandai), в ритейл (Metro, IKEA) и другие сферы.

Наличие развитой инфраструктуры

Согласно опросу 30 топ - менеджеров компаний, который перенесли свои бизнес - процессы в Индию, определяющими факторами для них стали качество инфраструктуры и наличие квалифицированной рабочей силы. Без наличия инфраструктуры, а именно развитых hi - tech технологий, аэропортов, гостиниц, хороших автобанов, качественных портов и т.д. нельзя рассчитывать на серьезные инвестиции. Никто не приедет из пустыни делать рай. И чем быстрее это поймут в Кабмине, тем лучше будет для страны.

Поскольку любая аналитика в конечном итого должна предложить что - то конструктивное (в ином случае это будет тупое мочилово бедных министров), то предлагаю свое видение инвестиционной политики.

Во - первых, всецело поддерживаю льготы двум промышленностям Украины: судостроительной и авиастроительной. Дело в том, что это сферы с длительным производственным процессом (корабль или самолет строится несколько лет) и требуют помощи государства. Кстати так делается во всем мире, достаточно вспомнить мегаподдержку Boeing и Airbus.

Во - вторых, уже сейчас нужно отменить НДС при импорте высокотехнологического оборудования, а то получается, что инвестиции в виде оборудования облагаются налогом еще до того, как они начали работать.

Что же касается требований к СЭЗам, то их как минимум два:

* В СЭЗ могут производиться только товары, которые не имеют украинских аналогов. К примеру, в CЭЗ не могут выпускать кондитерскую продукцию, колбасные изделия, автомобили и т.д. Вариант, когда продукция выпускается якобы только для экспорта не подходит - ведь все равно будет контрабанда.

* Должен быть установлен четкий перечень товаров с таможенными кодами, которые могут завозиться без пошлин, в ином случае СЭЗ опять станут источником контрабанды. При этом нельзя поддаться на уловку " в СЭЗ без пошлин будут завозиться только высокотехнологичные товары", поскольку Украина уже это проходила, и вся страна была завалена дешевым ширпотребом.

Если вышеперечисленные требования не будет соблюдены, то можно говорить с большой вероятностью, что в Украине начнется Большой Деребан, и мы опять будем откинуты на несколько лет назад. Замечу, что это в интересах некоторых жителей Украины, но никак ни всей страны.

Алексей Мушак, эксперт Института национальной стратегии Украины

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес