Фінансові новини
- |
- 20.07.24
- |
- 18:30
- |
-
RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Свободные экономические зоны: мировой опыт и украинские реалии (Kак можно называть успешной СЭЗ "Донецк" образца 2004 года, если ни один крупный иностранный инвестор в нее не пришел)
17:23 22.09.2006 |
Уже стартовал новый бюджетный процесс, который принес стране много интересного. Достаточно вспомнить, сколько шуму и крику было вокруг инициативы Кабмина ограничить разовые выплаты при рождении ребенка, а также отказ от выплат пенсий по выслуге лет лицам, которые еще не достигли пенсионного возраста, хотя и проработали более 25 лет. Сюда же добавим повышение налога на доход физлиц с 13% до 15%.
Однако это всего лишь игры и попытка отвлечь общественное внимание от более важных инициатив, а именно возврата к свободным экономическим зонам. Тезис " Без СЭЗ нам жизнь не мила" был высказан Азаровым, когда он был еще скромным главой бюджетного комитета (даже страшно подумать, что нас ждет с таким вице - премьером в дальнейшем). Причем Николай Янович потребовал СЭЗ в том виде, в которым они существовали до 28 марта 2005 года.
Как аргумент использовался, и будет использоваться тезис " Весь мир (Китай, Индия и др.) привлекает инвестиции и стимулирует производство через свободные экономические зоны, почему мы не делаем так". Конечно, умные люди понимали, что СЭЗ в украинских реалиях это далеко не тоже что в мировой практике. Однако были всего лишь единичные попытки сделать сравнительный анализ и выяснить, что такое успешное СЭЗ и что предлагают нам. Заполнить этот позорный пробел - как раз и является задачей данной статьи.
Прежде чем перейти к обобщению мирового опыта, напомним некоторые интересные особенности СЭЗ образца 2004 года:
Право на беспошлинный импорт в зону сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации экспортного производства
Хорошая идея: для того чтобы товар был конкурентным, поможем производителю дешевым сырьем. На практике идея приобрела ужасные очертания. Так, к примеру, в Донецкую СЭЗ беспошлинно завозилось мороженое мясо (как правило, сомнительного качества) для изготовления из него мясных изделий. Вроде бы все чудесно, из мяса должны были получать мясопродукты (паштет, колбасу и т.д), однако ушлые предприниматели ничего не думали делать. На партию мяса ставилась бирка " Made in Ukraine" и товар поступал на украинский рынок, вытесняя отечественных производителей. Чиновникам давался откат, и все оставались довольны. Помимо украинского рынка мясо контрабандой попадало в соседнюю РФ, что, собственно говоря, стало одной (конечно не главной, но существенной) из причин мясного противостояния между Украиной и Россией.
Уменьшение ставок налогообложения
Тоже хорошая идея - мол, нужно стимулировать предприятия. Однако все это приводило к тому, что донецкие компании имели конкурентные преимущества перед всеми остальными. Так кондитерские компании АВК (владелец Владимир Авраменко) и Конти (владелец Борис Колесников) платили меньше налогов, чем Roshen ( владелец Петр Порошенко). Лично мне нравиться продукция Конти, но почему у кого - то по непонятным причинам должны быть привилегии, особенно если компании работают на одном и том же рынке.
Замечу, что, несмотря на то, что закон "Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" был принят еще в далеком октябре 1992 года, Украина до сих пор не стала раем для инвестиций. Значит, что - то делается не так. Помимо этого, как можно называть успешной СЭЗ "Донецк" образца 2004 года, если ни один крупный иностранный инвестор в нее не пришел.
Кстати, почему - то считается, что налоговые льготы единственный способ заманить инвестора. Это далеко не так. К примеру, если сейчас вице - премьер Азаров заявить, что Украина создает Силиконовую долину и hi - tech компаниям будут предоставлены невероятные льготы - все равно никто из мировых монстров не придет. Можете даже не пробовать, все равно ничего не получится.
Теперь перейти к главному, а именно к мировому опыту. Согласно исследованиям консалтинговой компании McKinsey, проведенным в 103 странах, специальные режимы, стимулы и льготы не имеют решающего значениями при принятии решения о совершении инвестиций. Мало того, льготы зачастую не влияют на объем инвестиций, а лишь снижают эффект от них, поскольку инвестиции были бы сделаны в любом случае. В данном контексте показательный пример завода Volkswagen в Закарпатье (выпускает Skoda) и совместного предприятия Уркпроминвест и ISUZU в Черниговской области (выпускают автобусы Богдан). Иностранцам отказали в льготах, которыми они пользовались ранее. Вроде бы ситуация ясна, нет льгот - нет и производства. Однако никто не ушел с перспективного рынка Украины, даже более того, как у Volkswagen та и в ISUZU грандиозные планы инвестирования денег в нашу страну. Это еще раз подтверждает тезис, что льготы не являются залогом привлечения инвестиций.
От опровержения мифов о льготах, перейдем, собственно говоря, к сути - а что же именно является залогом привлечения больших инвестиций. По данным консалтингового агентства, основными з для инвесторов является наличие рынка сбыта и качественная инфраструктура.
Рынок сбыта
Одни из самых больших инвестиций (примерно $3,5млрд, а за 2006 год $1,6 млрд.) за годы независимости Украины сделали как ни странно операторы мобильной связи. Нужно отметить, что никаких льгот Kyivstar, UMC и другим операторам не было сделано, даже более того в свое время был принят закон о бесплатных входящих звонках, против которого резко выступили все участники мобильного рынка. Подобная ситуация не идет ни в какое сравнение с металлургами, которым правительство все время поддерживает штаны, а они все никак не торопятся инвестировать в модернизацию производства.
Основной причиной больших инвестиций в развитие мобильной связи стало наличие крупного рынка сбыта. В Украине проживает около 50 млн. человек, а доходы населения каждый год увеличиваются примерно на 20 - 30%. Все это стало катализором ежегодного увеличения рынка мобильной связи примерно на 100%.
Благодаря этому в нашей стране сложилась уникальная ситуация, когда на рынке мобильной связи работает сразу 5 операторов. К примеру, в Великобритании их 4, в Италии и Испании по 3. Также благодаря наличию крупного рынка сбыта, в Украину пришли инвесторы в автомобильную промышленность (Kia Motors, Hyandai), в ритейл (Metro, IKEA) и другие сферы.
Наличие развитой инфраструктуры
Согласно опросу 30 топ - менеджеров компаний, который перенесли свои бизнес - процессы в Индию, определяющими факторами для них стали качество инфраструктуры и наличие квалифицированной рабочей силы. Без наличия инфраструктуры, а именно развитых hi - tech технологий, аэропортов, гостиниц, хороших автобанов, качественных портов и т.д. нельзя рассчитывать на серьезные инвестиции. Никто не приедет из пустыни делать рай. И чем быстрее это поймут в Кабмине, тем лучше будет для страны.
Поскольку любая аналитика в конечном итого должна предложить что - то конструктивное (в ином случае это будет тупое мочилово бедных министров), то предлагаю свое видение инвестиционной политики.
Во - первых, всецело поддерживаю льготы двум промышленностям Украины: судостроительной и авиастроительной. Дело в том, что это сферы с длительным производственным процессом (корабль или самолет строится несколько лет) и требуют помощи государства. Кстати так делается во всем мире, достаточно вспомнить мегаподдержку Boeing и Airbus.
Во - вторых, уже сейчас нужно отменить НДС при импорте высокотехнологического оборудования, а то получается, что инвестиции в виде оборудования облагаются налогом еще до того, как они начали работать.
Что же касается требований к СЭЗам, то их как минимум два:
* В СЭЗ могут производиться только товары, которые не имеют украинских аналогов. К примеру, в CЭЗ не могут выпускать кондитерскую продукцию, колбасные изделия, автомобили и т.д. Вариант, когда продукция выпускается якобы только для экспорта не подходит - ведь все равно будет контрабанда.
* Должен быть установлен четкий перечень товаров с таможенными кодами, которые могут завозиться без пошлин, в ином случае СЭЗ опять станут источником контрабанды. При этом нельзя поддаться на уловку " в СЭЗ без пошлин будут завозиться только высокотехнологичные товары", поскольку Украина уже это проходила, и вся страна была завалена дешевым ширпотребом.
Если вышеперечисленные требования не будет соблюдены, то можно говорить с большой вероятностью, что в Украине начнется Большой Деребан, и мы опять будем откинуты на несколько лет назад. Замечу, что это в интересах некоторых жителей Украины, но никак ни всей страны.
Алексей Мушак, эксперт Института национальной стратегии Украины