Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Сейчас шоковая терапия Украине не нужна, но через шесть месяцев может понадобиться" (Помощник Генерального секретаря ООН Кальман Мижей - о том, сколько иностранных инвестиций необходимо Украине и что делать, чтобы их получить)

10:31 27.04.2006 |

Економіка

Комиссия "Голубая лента", созданная в 2004 г. по инициативе помощника Генерального секретаря ООН Кальмана Мижея, готовится представить свой третий отчет и рекомендации украинским властям, как только в Киеве появится новое правительство (первый доклад был представлен в январе прошлого года). В интервью "Эі" г - н Мижей не стал жаловаться на уровень взаимодействия руководства страны с экспертами "Голубой ленты", однако выразил надежду, что теперь к их рекомендациям будут прислушиваться внимательнее. На этот раз Кальман Мижей - директор регионального бюро Программы развития ООН в Европе и СНГ, заместитель координатора ООН по международному сотрудничеству по вопросам Чернобыля - посетил Украину, чтобы принять участие в конференции, приуроченной к 20 - летию катастрофы.

- За последний год вокруг чернобыльской темы развернулась международная дискуссия: есть отчет Чернобыльского форума, который многие считают спорным, есть альтернативный отчет, подготовленный по инициативе члена Европарламента Ребекки Хармс. Как эти споры отразятся на международной помощи пострадавшим от катастрофы? Как изменится стратегия чернобыльских программ?

- Чернобыльский форум, объединяющий усилия восьми агентств ООН, в том числе Всемирной организации здравоохранения и Программы развития ООН (ПРООН. - Авт.), а также российского, украинского и белорусского правительств, был создан три года назад по инициативе МАГАТЭ. Именно Чернобыльский форум представил наиболее авторитетное на сегодняшний день научное исследование в области последствий катастрофы на ЧАЭС. Работавшие над ним более ста ученых чрезвычайно объективны. Да и ПРООН никто не может обвинить в том, что она является заложницей "атомного лобби". Конечно, исследования еще будут продолжаться, потому что сохраняются чернобыльские риски. ООН старается представить международному сообществу объективную картину: она очень трагична, однако указывает и на то, что спустя 20 лет после катастрофы риски надо реалистично оценивать. Ведь в Украине, Беларуси и России сегодня существуют и не менее, а то и более опасные проблемы: алкоголизм, наркомания, туберкулез, СПИД...

Международное сообщество и в дальнейшем будет помогать бороться с последствиями катастрофы на ЧАЭС, однако эта помощь - лишь часть тех средств, которые выделяются на чернобыльские программы правительствами пострадавших стран. Заботой международного сообщества будет поддержка местных сообществ (в том числе в привлечении коммунальных инвестиций, создании рабочих мест), консультирование (чтобы бюджетные средства не тратились зря), предоставление надежной, верной информации на всех уровнях. На местном уровне эта информация может помочь возродить заброшенную в течение долгого времени землю. Люди узнают, какие культуры они могут спокойно выращивать, а какие - нет.

- Как Вы оцениваете позитивное и негативное наследство, которое достанется новому украинскому правительству от кабинетов Тимошенко и Еханурова?

- Честно говоря, я надеялся, что экономическая политика после января 2005 года будет более смелой, прореформисткой, прорыночной. Неопределенность в правах собственности, формировании цен вызвала беспокойство на рынке, что в сочетании с внешними факторами, в частности, ростом цен на энергоносители, привело к резкому замедлению экономического роста. В будущем экономическая политика может нейтрализовать эти негативные эффекты. Я бы хотел, чтобы новое правительство восстановило экономический рост - не 12%, но хотя бы 7 - 8%, раскрывая продуктивность экономики, а не пользуясь волюнтаристскими методами, которые затем приводят к плохим последствиям. В последние 20 - 22 месяца, с самого начала президентской кампании, все то и дело старались дать людям денег, в результате чего существенно выросла инфляция. Государственные инвестиции совершенно прекратились, потому что все средства уходили на социальные выплаты.

Хорошо, что сейчас шоковая терапия Украине не нужна. Но если подождать еще шесть месяцев, она может понадобиться. Новое правительство должно немедленно взяться за бюджетную политику. Оно должно дать четкий сигнал как местным, так и иностранным инвесторам, что права собственности в безопасности, что инвесторам рады. Пример новых членов ЕС показывает, что прямые иностранные инвестиции - это мощный источник улучшения эффективности экономики. Я предполагаю, что в течение следующих десяти лет Украине понадобится по меньшей мере $5 - 10 млрд. чистых иностранных инвестиций ежегодно. Кроме того, надо создать гораздо более свободный сельскохозяйственный рынок: ведь Украина может иметь наиболее эффективное сельское хозяйство на всем евразийском континенте в среднесрочной перспективе.

- Какими должны быть юридические механизмы внедрения частной собственности на землю, чтобы избежать негативных последствий из - за той же коррупции?

- Торговля землей сельскохозяйственного назначения должна быть разрешена, поскольку мораторий, который действует сегодня, сам по себе толкает к теневой продаже земель. Механизмы должны быть максимально прозрачными. Прежде всего, минимум ограничений на вопросы ценообразования на землю. Способствовать прозрачности сделок с землей и защите прав собственников будет полное завершение процесса выдачи государственных актов на нее.

- Каким сегментом украинской экономики - вслед за банковским сектором - могут заинтересоваться иностранные инвесторы?

- На основе опыта центральноевропейских стран могу сказать: трудно предугадать, в какие секторы экономики пойдут иностранные инвесторы. Украинская экономика обладает большим и разнообразным потенциалом. В Словакии в 1999 году никто не думал, что спустя шесть лет она станет крупнейшим - в пересчете на душу населения - производителем автомобилей в Европе. Если правительство хочет указывать, в какой сектор должны направляться инвестиции, то это неправильно. Решать должны инвесторы на основе своего микроэкономического анализа. Важно, чтобы как инвестиции "с зеленого поля" (создание новых предприятий. - Авт.), так и приватизация существующих компаний были открыты для иностранных предпринимателей. В Украине до сих пор есть большой потенциал "синих воротничков" - производственных рабочих, поэтому я могу предположить, что будет много как хайтековых инвестиций, так и вложений в пищевую промышленность, в сельское хозяйство - если они будут открыты. В связи с возросшими ценами на энергоносители и упавшими ценами на сталь украинская тяжелая промышленность требует инноваций. В этом также могут помочь инвесторы, в том числе нынешние.

- Стоит ли устанавливать оптимальную пропорцию между отечественным и иностранным капиталом для различных секторов экономики?

- В течение 20 лет очень быстрой глобализации эти объективные пропорции менялись. 99% венгерского страхового сектора занимают иностранные компании. В банковском секторе Польши практически полностью господствует иностранный капитал. И это не вызывает никаких проблем, а только приносит пользу.

Украина большая страна, и в результате ранней приватизации у вас есть местные капиталисты. Это очень ценно, но они должны играть по правилам, честно платить налоги. И, конечно, не должно быть коррупции в государственной администрации. Присутствие иностранцев на рынке привносит современную культуру ведения бизнеса, отношений предпринимателей с властями, уплаты налогов. Чем больше иностранного капитала - тем больше честности.

- Наш министр иностранных дел Борис Тарасюк оптимистично прогнозирует, что если новый состав Верховной Рады примет необходимые законы, Украина сможет к осени подготовиться к вступлению в ВТО. Каким отраслям украинской экономики, с Вашей точки зрения, членство страны в ВТО принесет пользу, а кому придется нелегко?

- Я думаю, что переживать из - за вступления в ВТО придется немногим отраслям. Ваше сельское хозяйство, сталелитейная, легкая промышленность потенциально способны выиграть. Но самое главное, что членство в ВТО способствует дисциплине экономической политики, цивилизованному поведению лоббистских групп и властей.

- Распространено мнение, что после повышения цен на российский газ целый ряд украинских товаров теряет конкурентоспособность на мировых рынках...

- Для меня это стратегический вопрос. Структура вашей экономики родилась на основе искусственно дешевых энергоносителей. В Украине очень велика энергоемкость экономики, этот показатель худший на всем континенте. Если у вас будет больше прямых иностранных инвестиций, вы сможете значительно повысить эффективность экономики, а значит - компенсировать рост цен на энергоносители. Так было в Польше в 90 - х, в Венгрии, Чехии и Словакии. Через это все прошли, но главное - не откладывать реформы, чтобы в случае ценового шока вы были готовы реагировать. Если же просто ждать и бояться высоких цен на энергоносители, то когда они вырастут, будет очень тяжело.

- Какой сценарий создания зоны свободной торговли с ЕС после вступления Украины в ВТО Вы считаете наиболее реалистичным: простой, предусматривающий пересмотр ввозных тарифов, или углубленный, призванный, в частности, расширить свободу передвижения капитала и рабочей силы, приблизить регулирование внутреннего рынка к европейской практике?

- Только что Центр европейских политических исследований закончил исследование относительно создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Есть ряд "чувствительных" товаров, по которым вряд ли удастся с самого начала ввести полную свободу торговли (сельскохозяйственные продукты, текстиль, металлургия). Модель "глубокой" свободной торговли показывает, что в среднесрочной перспективе это выгодно обеим сторонам. Однако, принимая во внимание традиционные для торговых переговоров политические аспекты, либерализация, видимо, начнется с "нечувствительных" товаров (т.е. не входящих в вышеприведенный список. - Ред.).

Персона

Кальман Мижей родился в Будапеште, защитил докторскую диссертацию в Экономическом университете венгерской столицы. Занимал пост заместителя директора Института мировой экономики Венгерской академии наук. Был главой правления Экспортно - импортного банка Венгрии и Венгерской компании страхования экспортных кредитов. Работая на посту вице - президента Института "Восток - Запад", одновременно исполнял обязанности старшего советника при правительствах стран Центральной и Восточной Европы. До начала карьеры в ООН был руководителем по вопросам инвестиций в страны региона корпорации American International Group, Inc.

Варвара ЖЛУКТЕНКО

За матеріалами: Экономические известия
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес