Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Отечественные аналитики полагают, что ВВП страны в 2006 году вырастет на 2,5%

08:10 06.02.2006 |

Економіка

Год начался как - то не очень весело. Газовый конфликт, ялтинский маяк, птичий грипп, морозы и совпавшая с этим пустота магазинных прилавков (то ли завоза не было, то ли в холода очень кушать хочется) выглядят печальной иллюстрацией к сообщению о том, что по итогам прошлого года реальный валовой внутренний продукт Украины вырос всего на 2,4%, в то время как в 2004 году - на 12,1%. Что же эти цифры означают на практике? Мы стали хуже жить? Или достигнут предел роста? Ведь все предыдущие годы мы не добивались экономических рекордов, а методично выбирались из ямы, в которой барахтались с начала независимости. За счет чего ожидается рост ВВП - 2006 и ожидается ли вообще? На эти вопросы мы и попытались ответить.

Статистическое предисловие

Как утверждает Госкомстат, рост ВВП в 2005 году обеспечила прежде всего транспортная отрасль - 8,1%. Потрудились добывающая (4,4%) и обрабатывающая промышленность (3,0%).

В строительстве, которое, на первый взгляд, развивается такими темпами, что не догонишь, рост, наоборот, сократился на 6,6%, в оптовой и розничной торговле, торговле транспортными средствами и услугами по ремонту - на 8,3%. Тоже довольно странно, учитывая, что автомобили продавались бойко, а ремонты делались регулярно. Вообще, сводки Госкомстата не перестают удивлять: по его данным, все виды транспорта в 2005 году перевезли 809,3 млн. т грузов, что на 2,3% меньше по сравнению с 2004 годом. Магистральные трубопроводы перекачали 212,6 млн. т грузов, что на 3,8% меньше, чем в 2004 году; транзит нефти сократился на 3,4%, газа - вырос на 0,5%. Правда, морской и речной торговый флот увеличили грузоперевозки на 3,8%, до 21,4 млн. т. В целом же грузооборот сократился на 1,3%, до 460,6 млрд. тонно - километров. Но отрасль почему - то вышла на первое место.

Подобно расчетам статистического ведомства, остался загадкой и сам ВВП. То, что к середине января его наконец - то посчитали, - замечательно (учитывая новогодние праздники, это сделали довольно быстро), но сама цифра вызывает некоторые вопросы. Если помните, прогнозные расчеты ВВП менялись в прошлом году настолько часто, что все, включая аналитиков, уже запутались.

Коррекцией занимались Кабмин, многочисленные эксперты и международные финансовые организации. Цифры назывались разные. Общей была тенденция к снижению. Например, в марте 2005 - го Кабмин прогнозировал рост ВВП по итогам года на уровне 8,2%, инфляцию - 9,8%, предусмотрев, к слову, такие показатели при внесении изменений в госбюджет - 2005. Затем Минэкономики несколько раз ухудшало прогнозы роста ВВП: сначала до 6 - 6,5%, затем - до 4 - 4,5%, в начале ноября - до 3,8%, в начале декабря - до 3,2 - 3,5%. Наконец, в середине декабря Кабмин ухудшил прогноз роста ВВП за 2005 год с 3,8 до 3% и, как водится, промазал. Окончательная цифра (2,4%) отличается от первоначальной, ни много ни мало, почти на 6%.

Вчера с заделом на завтра

О причинах уже было сказано немало. Напомню очень лаконично, поскольку с этим багажом нам жить следующие 11 месяцев. Во - первых, бюджет - 2005 сочинял один кабинет, а выполняли его два новых. На фоне одного и того же парламента. В этом отчасти кроется причина микроскопического "привеса" ВВП: прерывистость исполнения, а также иные, подчас забавные, коллизии. Во - вторых, заметную роль сыграл вал не всегда обоснованных с экономической точки зрения масштабных социальных расходов, стартовавших в конце 2004 года, в разгар предвыборной гонки, и продолженных при Кабмине Тимошенко. Приток "свежей" гривни с валютного рынка "в пакете" с выросшими пенсиями и бюджетными жалованьями вынудил НБУ, в одиночку противостоящий инфляционной угрозе, под аккомпанемент протестов экспортеров и прочих отечественных производителей в спешном порядке укреплять гривню. Уж совсем некстати появились разнообразные нормативные акты, облегчающие приток импортных товаров на ставший более денежным внутренний рынок страны: Надежды на то, что постепенно угасающий экспорт мы компенсируем "внутренним" потреблением, оправдались лишь отчасти. Розничный товарооборот за прошлый год вырос на 22,4%, но частично за счет увеличения импорта. В результате, по данным Госкомстата, в отечественном легпроме за последние четыре месяца 2005 года наблюдалось стихийное сокращение ежемесячных объемов производства.

Крестовый поход против злоупотреблений в свободных экономических зонах (СЭЗ) и на территориях приоритетного развития (ТПР), стартовавший в первой половине 2005 года, повлек за собой обычное национальное последствие: вместе с водой выплеснули и ребенка. Впрочем, с учетом географии размещения СЭЗ и ТПР (район Донбасса) иного результата ждать не приходилось. Потом, правда, высокопоставленные кабминовские чиновники покаялись в "перегибах на местах", но спугнуть инвестора легко, а вернуть его во сто крат труднее:

Натурально, сложности с кредитованием экономики, а также бюджет социальной ориентации не давали возможности облегчить фискальный прессинг на отечественный бизнес, почти как печально памятная продразверстка вымывающий оборотные средства предприятий, которые, минуя расходные статьи на развитие в местных бюджетах, шли прямым путем в кассы по выдаче жалованья. "Уровень перераспределения ВВП через бюджет к IV кварталу возрос до 33,3% по сравнению с 27,7% за аналогичный период прошлого года, что в целом свидетельствует о существенном увеличении налоговой нагрузки на экономику", - сетуют чиновники Минэкономики.

Таким образом, в результате стратегических ошибок экономического менеджмента, повлекших за собой вынужденные потери в валютном и кредитно - денежном регулировании (что также было признано Минэкономики), отечественное хозяйство лишилось изрядного процента ВВП, а заодно потеряло расположение инвесторов, которое подсчитать в процентах и миллионах долларов пока затруднительно.

В заключение раздела приведем официальную точку зрения на скромный ВВП образца 2005 года: "Минэкономики считает, что объективным фактором, повлиявшим на снижение темпов роста ВВП в 2005 году, стало снижение цен на продукцию украинской металлургической промышленности, ухудшение внешней конъюнктуры".

ВВП - 2006: оптимистический пессимизм

Полагаю, прогноз лучше начинать с оптимистических нот. Определенной заявкой на успех иные оптимисты могут счесть наметившееся улучшение дел в отечественной металлургии. Постепенно сокращается отставание отрасли. В конце прошлого - начале нынешнего года ведущие предприятия металлургии Украины наращивали производство. Отставание "Криворожстали" (в декабре комбинат сократил производство на 12,6%) эксперты поясняют двумя причинами. Во - первых, у комбината был хороший задел в ноябре (рост на 10,4%), во - вторых, на финише года там начались мероприятия по использованию доменного газа.

Кстати, о газе. В "нашумевшем" письме представителей украинской металлургии Президенту о сворачивании производства из - за высоких цен на газ отсутствует "Криворожсталь", менеджеры которой, по всей видимости, предпочитают искать и находить возможность работать в новых условиях, а не шантажировать власть. В пользу этого предположения свидетельствует то обстоятельство, что Украина в 2005 году поставила в страны Евросоюза 921,99 тыс. тонн подлежащего квотированию металлопроката, использовав годовую квоту на 93,23% (остаток выделенной квоты на экспорт составил 66,93 тыс. тонн). Особо отметим заметное невыполнение квот по поставкам плоского проката в рулонах (82,96%). Стало быть, резерв на этом участке есть, а высокие требования ЕС к качеству поставляемой продукции являются дополнительным дисциплинирующим фактором. К тому же на 2006 год ЕС увеличил металлоквоту до 1 004, 50 тыс. тонн.

Большинство зарубежных экспертов единодушны, ставя рост ВВП Украины в 2006 году в зависимость от выросших цен на газ и экспорта металла. В частности, Всемирный банк (ВБ) ухудшил прогноз роста валового внутреннего продукта Украины по итогам 2006 года с 3,5 - 5,5 до 1,5 - 3,5%. ВБ также предсказывает рост бюджетного дефицита в 2006 - м до 4 - 4,5% ВВП. "Газовый фактор", по мнению ВБ, может оказать влияние на ухудшение текущего платежного баланса Украины до 3% ВВП (в том числе 1,7% - прямое влияние увеличения стоимости газа и 1,3% - непрямое влияние через экспортные отрасли).

Экспертам Всемирного банка вторит рейтинговое агентство Fitch, понизившее прогноз роста ВВП в 2006 году до 1 - 2%. Автор вынужден заметить, что Fitch - агентство, известное высоким уровнем "спекулятивности" своих рейтингов. Поэтому его "пессимистичный максимализм" следует воспринимать достаточно осторожно.

Между тем рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило суверенные кредитные рейтинги Украины: долгосрочный ВВ - по обязательствам в иностранной валюте, долгосрочный ВВ - по обязательствам в национальной валюте, краткосрочный В, несмотря на отставку правительства и повышение цен на газ. Впрочем, S&P при этом отмечает, что дорогой газ будет влиять на высокий уровень инфляции и способен замедлить слабый экономический рост. Увеличение цен на газ может также привести к текущему платежному дефициту в 2006 году по сравнению с профицитом в почти $3 млрд. в 2005 - м.

В целом же, по мнению S&P, экономические перспективы Украины не слишком оптимистичны, особенно в свете проблем, связанных с трудными политической и институциональной реформами, а также управлением расколотой нацией и тяжестью реструктуризации промышленности, слабым корпоративным управлением и недостаточно высокой платежной культурой. Тем не менее уровень рейтингов по - прежнему поддерживается относительно сильной позицией внешней ликвидности и низким государственным долгом.

Резюмируя мнения зарубежных экспертов, можно сделать вывод о главном риске для экономики Украины в 2006 году. Полагаю, основным препятствием для возобновления роста ВВП до "приличного" уровня является отсутствие единства в отечественных политэлитах, поставивших свои партийно - групповые интересы выше общегосударственных. Об этом свидетельствует "плюрализм" позиций в газовом противостоянии с Россией, обострившийся после достижения договоренностей с "Газпромом". Причем наши переговорщики (безотносительно к уровню их профессионализма) во время трудных консультаций были лишены поддержки украинской элиты. В отличие от "Газпрома", за которого в Москве "болели" все - от пропрезидентских партий до коммунистов.

Фишки ближайших перспектив

Рост ВВП - 2006, как сказано выше, напрямую зависит от стратегических перспектив Украины как транзитного государства. Укажем на изрядные проблемы в данном сегменте. Если с газом и нефтью в западном направлении пока все относительно благополучно, то транзит агропродукции стал причиной запрета Россией импорта украинского мяса и молока. Как оказалось, претензии РФ были обоснованны. По словам Еханурова, "мы дали возможность возить через нашу территорию мясо из третьих стран, при этом на импортное мясо ставился украинский штамп". Стало быть, наряду с наличием немалых резервов по части наращивания транзитного грузопотока, о чем в течение 2005 года говорилось на многочисленных международных встречах украинского руководства в странах Балтии и Причерноморья, есть и реальные преграды, связанные с нашим бизнес - менталитетом.

Касаясь уроков, извлеченных из прошлогодних промахов в валютной и кредитно - денежной политике, отметим высокую значимость намеченного на 17 февраля заседания Совета Нацбанка, где предполагается рассмотреть возможные коррективы основ денежно - кредитной политики на 2006 год. Автор уверен, что с учетом базы 2005 - го (Совет будет препарировать выполнение основ денежно - кредитной политики за 2005 год), а также показателей, утвержденных в бюджете на 2006 год, изменения стратегии высоковероятны.

Будем надеяться, что модернизация будет корректной и экономически обоснованной. Собственно говоря, опыт пересмотра прогнозов в 2005 году не дает особой надежды на спокойную жизнь в 2006 - м. Между тем дата заседания нацбанковского Совета, с одной стороны, позволяет собрать и проанализировать весь массив финансовой статистики, с другой - держит в напряжении межбанковский валютный рынок, где с начала года наблюдается непрерывное доминирование спроса на валюту, который НБУ удовлетворяет по неизменному курсу 5,06 UAH/USD. Главной причиной спроса эксперты считают правительственный кризис, а также пока еще "невнятную" валютно - курсовую политику НБУ, удовлетворяющего далеко не все заявки на покупку валюты. Последнее держит валютный рынок в изрядном напряжении, давая почву для спекуляций и слухов, а также усиливая волатильность на рынке наличной валюты. К слову, стопроцентное удовлетворение клиентского спроса со стороны НБУ вызвало мгновенное снижение цен на безналичный доллар с запредельного уровня 5,15 - 5,20 и 5,07 - 5,09 UAH/USD.

Не исключено, что НБУ взял паузу до 17 февраля для того, чтобы как можно точнее оценить инфляцию и с учетом этого индикатора определиться со средним курсом гривни в 2006 году. Последнее может стать хоть и слабым, но реальным катализатором ренессанса отечественного экспорта, некогда составлявшего основу украинского ВВП. В данном контексте определенным оптимистичным сигналом могут служить осторожные прогнозы зарубежных гуру об ускорении роста мировой экономики в 2006 - м в большей степени, чем в 2005 - м (улучшение в экономике Европы и наметившийся рост в Азии сбалансируют ожидаемое замедление спроса в США на фоне охлаждения рынка недвижимости), которые дают дополнительный шанс нашим экспортерам. Впрочем, экономисты МВФ предупреждают, что риски, которые были в прошлом году, останутся: цены на нефть возобновили рост, процентные ставки тоже на пути вверх из - за ужесточения политики центробанков.

Александр ДМИТРЕНКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес